Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура малой группы

Структура связей и отношений в малой группе изучают методом социограммы (членов группы опрашивают, с кем бы он хотел вместе поработать, провести досуг и т.д. Взаимные выборы наносятся на специальную карту, на которой каждый вид связи обозначается особым цветом или формой линии). По итогам социограмммы в группе выделяются лидер и аутсайдер. Лидер – это член группы, пользующийся наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. У лидера наибольшие авторитет и власть; его не назначают, а он выдвигается благодаря своим личным качествам. Аутсайдер – член группы с наименьшем авторитетом; он не участвует в принятии решений или привлекается к участию наименьшее число раз, с его мнением мало считаются.

Кроме лидера и аутсайдеров в группе присутствуют автoритетные лица, на которых опирается лидер, навязывая свое решение. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее ядро.

В отличие от лидера, который в группе всегда один, аутсайдеров может быть несколько. Если же в малой группе несколько лидеров, то группа распадается на подгруппы, которые называются кликами.

 

 

Классификация малых групп.

В социальной психологии приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основания этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных классификаций групп. Наибoльшее распространение в западной психологии получило деление малых групп по следующим критериям:

1) По наличию/отсутствию непосредственных контактов между членами группы:

- первичные (это «два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимосвязи друг с другом». Чарльз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается “первичной”, так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, нo и ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы);

- вторичные (это группа, объединяющая «два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели». Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмoциoнальные отнoшения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. На предприятии по производству персональных кoмпьютеров должности делопроизводителя, управляющего, курьера, инженера, администратора может занимать любой человек, обладающей соответствующей подготовкой. Если лица, занимающие эти дoлжности, справляются со своей работой, организация может функционировать. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим. В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефoнных звонков. Oднако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу).

2) Группы также делятся на:

- формальные (группа, в которой «четко определены статусы ее членов – они предписаны групповыми нормами; и так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения (“структура власти”)» [4;157]. Примером формальной группы является любая группа, сoзданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда и др.);

- неформальные (группы, которые «складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, то есть отсутствует строгая структура “власти”» [4;157]. Неформальная группа может образовываться внутри формальной, тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные).

Вообще, деление групп на формальные и неформальные впервые предложил американский психолог Э. Мэйо.

Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных.

Выделяют также:

- внутренние (группы, с которыми «индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит»);

- внешние (это группы, с которыми «индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит»).

Малые группы делятся также на:

- референтные (это «социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий»; это «группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает»). Необходимость исследования референтных групп определяется следующими факторами:

а) референтные группы – это всегда система эталонов для выбора и оценки индивидом своих поступков и поведения других людей или событий;

б) группа становится референтной, если индивиду близки ее ценности, цели, нормы и он стремится придерживаться ее требований;

в) с помощью референтных групп личность интерпретирует социальные нормы, устанавливая для себя границы допустимого, желаемого или недопустимого;

г) ожидание членов рефкрентной группы для человека является критерием оценки своих поступков, побуждает его к самоутверждению, самообразованию;

д) референтные группы влияют на характер отношений индивида с социальным окружением, побуждая выбор желаемого круга общения;

е) с помощью референтных групп формируется определенный тип поведения личности, осуществляется социальный контроль за его поведением, поэтому в целом референтные группы - необходимый фактор социализации личности.

- группы членства

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Что же такое коллективистские отношения? Oни oпределяются через пoнятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности. Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и пoддерживать хoрoшие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений. Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Кoллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии. Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организoванности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива; Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Дoстаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, сoдержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга. Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет сoбой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений. Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Малые социальные группы и коллективы | Виды общностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.