Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники отрасли КП

Источники конституционного права − это внешнее выражение конституционно-правовых норм. Источниками конституционного права Республики Беларусь являются нормативные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. Нормативный правовой акт − это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст.1 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" с изменениями и дополнениями).

Источники конституционного права Республики Беларусь подразделяются:

1) в зависимости от территории действия источника конституционного права выделяют:

− источники, которые действуют на всей территории Республики Беларусь (например, Конституция, законы Республики Беларусь);

− источники, которые действуют на территории административно-территориальной единицы (например, решение местного Совета депутатов о делегировании каких-либо полномочий местному исполнительному и распорядительному органу);

2) в зависимости от содержания, конкретного характера регулируемых общественных отношений (Закон "О гражданстве Республики Беларусь", Закон "О печати и других средствах массовой информации");

3) в зависимости от круга участников конституционно-правовых отношений, на которые эти акты распространяются (например, положения Избирательного кодекса Республики Беларусь распространяются на граждан Республики Беларусь, а нормы Закона "О беженцах" − на иностранных граждан и лиц без гражданства).

Нормативно-правовые акты − источники конституционного права Республики Беларусь различаются по своей юридической силе.

Иерархия нормативных правовых актов − источников конституционного права Республики Беларусь может быть представлена следующим образом:

1) Конституция Республики Беларусь − Основной закон белорусского государства. Является основным источником конституционного права Республики Беларусь;

2) законы − нормативно-правовые акты, которыми регулируются наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Можно выделить следующие виды законов − источников конституционного права Республики Беларусь

− конституционные законы − законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, законы о введении в действие данных законов, законы о толковании Конституции Республики Беларусь. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента;

− программные законы − законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента;

− референдарные законы − законы, принимаемые путем референдума. По своей юридической силе они стоят выше обычных законов: как правило их нельзя отменить или изменить обычным законом;

− обычные законы − регулируют отдельные виды общественных отношений, принимаются большинством голосов от полного состава палат Парламента

3) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь. В соответствии с ч.3 ст.8 Конституции Республики Беларусь не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Таким образом, этот источник конституционного права Республики Беларусь располагается после Конституции и конституционных законов, но перед программными и обычными законами. К числу международных договоров, являющихся источником конституционного права Республики Беларусь, можно, в частности, отнести Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, заключенный между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в 1999 г.;

4) декреты и указы Президента Республики Беларусь;

5) постановления палат Национального собрания Республики Беларусь;

6) постановления Правительства Республики Беларусь;

7) нормативные акты республиканских органов государственного управления;

8) нормативные акты органов местного управления и самоуправления.

Особое место в иерархии нормативных правовых актов занимают заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, который вправе признать нормативный правовой акт в целом либо его часть неконституционными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционно-правовые нормы | Характеристика основных этапов конституционного развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.