Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производственной физической культуры




Цель, задачи и методические основы

Особенности ППФП студентов будущих специалистов

Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника нефтегазового производства

На основании изучения профессиональной деятельности специалистов нефтегазового производства определены приоритетные прикладные физические качества, которые в наибольшей мере необходимы каждой группе специалистов.

Решение задач ППФП возможно только после разработки профессиограммы, которая включает подробное описание условий труда, его характер и специфику.

Рассмотрим виды трудовой деятельности специалистов нефтяников.

По содержанию труда: труд физический, умственный (операторский, творческий).

По средствам труда: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический.

По условиям труда: комфортный, экстремальный, вредный, опасный.

По организации труда: статический, динамический, монотонный, индивидуальный, коллективный.

По требованию к субъекту труда: высокий уровень способности, профобразование, профессиональный опыт, хорошее состояние здоровья и физическое развитие, психофизическая подготовленность.

Определение характера труда будущих специалистов нефтегазового производства, а также основных факторов их производственного утомления, позволяет разделить все специальности на три группы.

Специальности, имеющие смешанный характер труда: умственный, физический (инженеры-технологи, механики, инженеры автоматизации производственных процессов, инженеры по транспорту и хранению нефти и газа). Все виды этих специальностей требуют быстроты реакции, хорошей координации движений, внимания, мышления. В тоже время требуется повышенная общая выносливость и сила отдельных мышечных групп, ловкость.

Специальности с большой физической нагрузкой (инженеры-буровики, инженеры-геологи и геофизики нефтяных месторождений, инженеры по сооружению и строительству трубопроводов).

Профессиографические исследования, проведенные на этих специальностях показали, что приоритетное значение придается силовым качествам, функции внимания, эмоциональной устойчивости, координации движений. Этим специалистам для работы в экстремальных условиях (морское

бурение, геологи, геофизики, сооружение трубопроводов) необходима общая выносливость, смелость и решительность.

Специальности с малоподвижным характером труда (инженеры-экономисты, инженеры по вычислительной технике, правоведы, менеджеры).

Работа всех этих специалистов заключается в координированном приспособлении всех органов и систем к выполнению двигательного задания, направленного на обеспечение повышенных требований, предъявляемых организму.

Для всех специальностей нефтегазового производства необходимо развивать общительность (коммуникабельность), которая существенно повышается при занятиях игровыми видами спорта.

Известно, что научно-технический прогресс, увеличивая роль инженерных кадров нефтегазового производства, одновременно повышает и требования к ним как к руководителям. Труд инженеров становится все более ответственным, напряженным и сложным по содержанию. Сегодня в обязанности инженера-нефтяника входит выполнение самых разнообразных функций: общее руководство коллективом, прогнозирование и планирование производства, разработка и совершенствование технологии и оснастки, организация и охрана труда. Он занимается одновременно подбором и воспитанием кадров, материально-техническим снабжением и сбытом, оперативным управлением производства и контролем качества продукции. Инженер отвечает за обеспечение рабочего места инструментом, за ремонтное, энергетическое и транспортное обслуживание, за совершенствование организации производства и управления и др.

В то же время, механизация и автоматизация современного нефтегазового производства, внедрение сложных технологий приводит к необходимости в целом ряде случаев использовать инженеров непосредственно на рабочих местах.

Труд современного инженера отличается большим объёмом разнообразных действий, включающих в работу более 2/3 мышечных групп, особенно во время технологических и профилактических осмотров цехов, полевых испытаний оборудования, ремонта; иногда за смену он проходит до 10-12км пешком. Считается, что хорошая реакция является одним из показателей высокой квалификации специалиста и её значение возрастает по мере расширения функций автоматического управления производством.

Труд инженеров порой сопровождается значительным эмоциональным напряжением (стрессом), обусловленным большой ответственностью за принятые решения, здоровье и жизнь подчинённых. Стрессы отрицательно влияют на работоспособность людей, приводят к ошибкам, конфликтным ситуациям, авариям, отрицательно влияют на состояние здоровья и ведут к заболеваниям сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Между степенью напряженности труда и сердечно-сосудистой патологией выявлена высокая корреляционная зависимость. В связи с этим для инженера исключительно важное значение имеет нервно-эмоциональная устойчивость, т.е. способность сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях без отрицательных последствий для себя.

Специалисты, и, прежде всего, руководители, в экстремальных и стрессовых ситуациях должны уметь управлять своими чувствами, иметь выдержку и самообладание. Эти волевые качества особенно необходимы в работе с людьми, так как обеспечивают нормальный микроклимат в коллективе.

Инженеру требуются и другие волевые качества, обусловленные необходимостью преодолевать различные трудности. Он обязан быть дисциплинированным, действовать в соответствии с существующими законами, правилами, нормами. В понятие дисциплинированности входят и добросовестное исполнение своих обязанностей, и точное выполнение указаний и распоряжений руководства. Дисциплинированность, как волевой навык, воспитывается требовательностью и развивает требовательность к себе.

Основу физической подготовленности специалиста нефтегазового производства составляет всестороннее физическое развитие, которое служит фундаментом для совершенствования всех функций организма, двигательных качеств, умений, навыков, необходимых в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что организм физически подготовленного человека в сравнении со слабо подготовленным, способен более успешно противостоять неблагоприятным воздействиям таких факторов и условий как перегревание, вибрация, укачивание, переохлаждение с которыми связаны некоторые виды трудовой деятельности.

Установлено, что состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от медицины и на 90% от уровня физической подготовленности и здорового образа жизни. Поэтому состояние физической подготовленности нуждается в постоянном развитии, совершенствовании, поскольку усложняющиеся техника и технология производства выдвигают новые высокие требования к управляющему ими специалисту. Кроме того, с возрастом профессиональные качества ухудшаются. Известно, что после 30 лет физические возможности человека резко и неравномерно снижаются: снижается быстрота, уменьшается сила, особенно выносливость при выполнении физических упражнений. К 50-ти годам у нетренированных лиц скорость мышечных сокращений составляет 60-90 % от аналогичных показателей у 20-30 летних. Особенно это сказывается на сокращении мышц туловища, предплечий, голени, бедра. Все это определяет содержание профессионально-прикладной физической подготовленности инженеров нефтегазового производства с учетом особенностей их трудовой деятельности.

Следовательно, физическая культура и спорт являются важным фактором повышения экономической эффективности современного нефтяного производства и социального развития трудовых коллективов. Поэтому, современный инженер-нефтяник должен обладать определенной суммой знаний, навыков, привычек в области использования средств и методов физической культуры и спорта для решения производственных и социально-экономических задач. Он должен знать основные положения системы физического воспитания и ППФП рабочих и специалистов своего производства, хорошо представлять все виды и формы производственной физической культуры, современные эффективные методы управления развитием физической культуры и спорта в коллективе. Сегодня уже недостаточно, если специалист, окончивший высшее учебное заведение, сам занимается спортом. Очень важно, чтобы он умел организовать в коллективе физкультурные мероприятия в течение и после рабочего дня, добиваться рациональной организации труда и отдыха своих сотрудников, способствовать их реабилитации и восстановлению.

 

нефтегазового производства по избранным специальностям

 

В Уфимском государственном нефтяном техническом университете имеются следующие направления подготовки специалистов.

Механический факультет - ведет подготовку инженеров-механиков для нефтегазового комплекса. Без участия инженера-механика нефтяных и газовых промыслов невозможна работа бурового и нефтепромыслового оборудования, его эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт, сварочные работы. Полученные в процессе обучения знания позволяют выпускнику стать квалифицированным специалистом по конструированию и проектированию новой техники.

По своей квалификации инженер-механик может работать на буровых нефтегазодобывающих предприятиях, заводах нефтепромыслового оборудования, прокатно-ремонтных цехах, машиностроительных заводах, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, а также в различных отраслях машиностроения не относящихся к нефтяному делу.

Инженеры-механики в своей повседневной работе занимаются обслуживанием аппаратов и машин, их ремонтом, отвечают за качество и эффективность работы оборудования.

В трудовом процессе преобладают следующие функции: организация и руководство коллективом, чтение чертежей, расчетные и измерительные работы, переноска небольших тяжестей, лазание по лестницам и другие операции.

К наиболее значимым физическим качествам относятся: статическая выносливость (от 15 до 30% рабочего времени приходиться находиться в вынужденной позе), сила мышц рук, ног и спины, ловкость рук.

Среди психофизиологических функций выделяют: пространственно-временную ориентацию (способность к точному отмериванию амплитуды, усилий и т.д.), хорошо развитый глазомер, дифференцирование мышечных усилий.

Психические функции: умение руководить людьми, инициативность, умение переключаться с одной работы на другую, хорошо развитое внимание, память.

Навыки и умения: находиться длительное время в вынужденной позе, дифференцировать усилия, чтение чертежей, выполнять расчетные операции, переносить небольшие тяжести, умение лазить по лестницам.

Знания: знать профессиональные заболевания.

Средства ППФП: общая физическая подготовка на базе легкой атлетики и силовой гимнастики, спортивные игры – бадминтон, баскетбол, футбол.

Горный факультет готовит инженеров-буровиков, инженеров-газовиков, инженеров-геофизиков. Горный инженер ежедневно решает на работе задачи, схожие с разгадыванием кроссвордов. Они работают в тайге, пустыне, тундре или на море, преодолевая трудности и опасности на грани физических возможностей человека.

Профессиональная деятельность специалистов по бурению предполагает систему отбора с учётом состояния здоровья, функциональных, психических особенностей профессиональных качеств. На людей, чей труд проходит в море на буровых судах или плавающих буровых установках, помимо таких факторов как тяжёлый труд, повышенный шум и вибрация, загазованность, неблагоприятные климатические условия действуют и другие отрицательные факторы, связанные с условиями пребывания в море, удалённостью от берега.

 

Инженер-буровик должен уметь управлять углублением скважины на большой глубине, находясь на поверхности и не видя процесса. А лишь мысленно представляя его в своём воображении на основе ограниченного объёма косвенной информации. Бурение идет круглосуточно и довольно часто возникают ситуации, когда её «жизнь» и вложенные в неё затраты, достигающие нередко миллионов долларов, висят на волоске. Тогда буровикам приходится работать сутками и иногда даже рисковать жизнью, чтобы сохранить скважину.

Газовая промышленность России составляет основу экономики страны. Выпускники инженеры газовой промышленности направляются на работу на станции подземного хранения газа, в научно-исследовательские институты и проектные организации. Широкий спектор географо-климатических и геолого-физических условий месторождений природного газа, многообразие состава газа, сложность процессов, протекающих при разработке месторождений, предопределяют необходимость приобретения в вузе профессиональных знаний в области геологии и химии, физики и математики, хорошее развитие физических качеств и крепкое здоровье. Такому специалисту также необходимы навыки организатора производства.

Выпускники горного факультета работают главными специалистами в нефтедобывающей отрасли и курьируют вопросы обустройства нефтяных месторождений, добычи нефти и проектирование разработки. Нефтяное месторождение представляет собой сложную систему, а процесс добычи нефти включает в себя управление движением жидкостей и газа в недрах земли на различных глубинах и при разнообразных геологических условиях, подъём жидкости по скважинам на дневную поверхность, сбор и первичную

подготовку нефти и газа. Решение всех поставленных задач для такой сложной системы, как нефтяное месторождение, проводится на базе хорошего здоровья, закаленности и общей физической подготовки специалиста.

Для успешной работы горным инженерам важно развитие таких качеств, как сила, общая выносливость, быстрота реакции, смелость, решительность, коммуникативность, повышенная сопротивляемость температурным и токсическим воздействиям. Профессия предъявляет повышенные требования к психофизическим функциям и ряду качеств личности инженера, поэтому началу работы предшествует медицинский контроль с целью профессиональной пригодности.

Из физических качеств наиболее значимыми являются: сила (приоритет отдается силе мышц спины, рук и ног); ловкость (лазание по лестницам, трапам); общая и статическая выносливость (при вахтовой работе продолжительность рабочего дня составляет 12 часов). Продолжительность вахты от 15 до 30 дней, дневная нагрузка от 3-5 до 25 тонн (Д.А. Валеев, 1997)

В психофизиологических функциях приоритетными являются: вестибулярная устойчивость, пространственно-временные показатели (реакция на переключение, распределение), функция внимания.

Психические процессы и личностные качества: оперативное мышление, устойчивость в экстремальных ситуациях, самообладание, смелость и решительность, волевые качества.

Знания: профессиональные заболевания, оказание первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, отравлениях.

Навыки: умение плавать, управлять автомототранспортом.

Средства ППФП: общая физическая подготовка на базе легкой атлетики, силовой гимнастики, гиревого спорта и штанги. Спортивные игры: бадминтон, баскетбол, футбол. Проведение практических занятий по физическому воспитанию на свежем воздухе.

Факультет трубопроводного транспорта. Среда деятельности выпускников этого факультета широкая и разнообразная: производственно-управленческая, производственно-технологическая, производственно-конструкторская, исследовательская, педагогическая. Работают эти специалисты по эксплуатации оборудования насосных и компрессорных станций, нефтебаз и автозаправочных станций, в области эксплуатации газоперекачивающих агрегатов и особенно актуальных сегодня проблем ресурсосбережения. Магистральный трубопровод – это сложное техническое сооружение из линейной части трубопровода диаметром до 1420 мм, протяженностью порой до 8-10 тысяч км, десяток и сотен переходов через реки и озера, авто - и железные дороги, насосные и компрессорные станции. Все нефтепроводы и газопроводы связаны с объектами хранения и распределения продуктов – нефтебазами, газохранилищами, автозаправочными и газораспределительными станциями. Качественное проектирование и строительство, грамотная надежная эксплуатация и ремонт этих объектов по плечу только людям, имеющим специальное техническое и инженерное образование и хорошую психофизическую подготовленность.

Из физических качеств наиболее значимыми являются: выносливость, быстрота, ловкость.

Психофизические качества: вестибулярная устойчивость, пространственно-временная ориентация, работоспособность, оперативное мышление, внимание (устойчивость, переключение), смелость и решительность, самообладание, способность объективно оценивать людей, сильная воля.

Специальные способности: устойчивость к неблагоприятным метеорологическим условиям.

Знания: профессиональные заболевания, оказание первой помощи при травмах, обморожениях, солнечном ударе и поражении электротоком.

Навыки: лазания по лестницам, плавание, управление транспортом.

Факультет автоматизации производственных процессов.

Выпускники специальностей этого факультета работают на предприятиях нефтяной и газовой промышленности; в геологоразведывательных управлениях и партиях; в управлениях буровых работ и нефтегазодобывающих; на промыслах, в резервуарных парках и цехах средств измерения контроля, и автоматики; в нефтяных компаниях и акционерных обществах, в монтажно – наладочных управлениях, инженерно- технических центрах и фирмах; в научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтах, бюро и отделах, в вычислительных центрах; в управлениях магистральными газонефтепроводами и газонефтехранилищами, на перекачивающих и компрессорных станциях.

Виды их профессиональной деятельности:

-административно-хозяйственная (руководители участков, цехов, служб, лабораторий, главные специалисты в области автоматизации, руководители предприятий);

-научно-производственная (разработка, наладка и эксплуатация автоматических систем управления, контроля, противопожарной защиты и блокировки; эксперты систем, систем диагностики и систем искусственного интеллекта различного назначения; оптимальных, имитационных систем и тренажёров).

Специалисты этого факультета должны иметь глубокие профессиональные знания, навыки абстрактного мышления, должны быть трудолюбивы, иметь хорошую общую выносливость.

Наиболее необходимые физические качества: быстрота, ловкость, физическая сила, выносливость.

Психофизические качества: распределение и переключение внимания, реакция слежения, оперативное мышление, память, эмоциональная устойчивость.

Специальные способности: устойчивость к электромагнитным излучениям и гиподинамии.

Знания: профессиональные заболевания, комплексы специальных упражнений для профилактики этих заболеваний.

Навыки: аутогенной тренировки.

Средства ППФП: направленность упражнений должна быть на развитие устойчивости к гиподинамии, статической выносливости мышц рук и туловища, реакции слежения, подвижности суставов рук, пальцев, концентрации и устойчивости внимания, терпения, создание физиологических предпосылок для хорошего кровообращения мышц ног, осанки. Физические упражнения из видов спорта: легкая атлетика, силовая гимнастика, спортивные игры бадминтон, баскетбол, футбол.

Институт экономики готовит инженеров – экономистов. Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало существенного повышения качества подготовки экономических кадров, способных квалифицированно решать сложнейшие экономические вопросы развития производства. Таких специалистов готовит институт экономики нашего университета.

Профессиональная деятельность этих специалистов осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на профессиональное обслуживание предпринимательской деятельности всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных структур. По окончании университета специалисты могут работать:

- в организациях государственного статуса частных фирмах, ассоциациях, банках, страховых и финансовых компаниях и инвестиционных фондах;

- в сфере малого предпринимательства, обеспечивая формирование и использование финансовой информации об имуществе, внешних обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах по основной (производственной), предпринимательской (коммерческой) и финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Виды профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая;

- контрольно-ревизионная;

- информационно-аналитическая;

- внешне-торговая.

Труд инженеров-экономистов сопровождается длительным пребыванием в малоподвижной вынужденной позе. Изучение пребывания человека в течение четырёх часов в такой позе подтверждает, что даже такая сравнительно небольшая гиподинамия ведёт к значительному ухудшению функционального

состояния организма. В наибольшей степени страдают органы, связанные с регуляцией центральной нервной системы и функцией сердечно-сосудистой системы; снижается выносливость к статическим усилиям, ослабляется устойчивость мышц.

Специальный эксперимент показал, что продуктивность умственной деятельности в условиях гиподинамии уже на второй день снижается почти в два раза. При этом резко ухудшается концентрация внимания, увеличивается общее время на выполнение умственных операций. По полученным данным, инженеры – экономисты болеют в течение года не 15,4% больше, чем инженеры-буровики, профессиональная деятельность которых характеризуется наличием периодов достаточно высокой двигательной активности (В.А. Коваленко, 2000).

У инженеров-экономистов, которые в течение дня 6-8 часов проводят сидя, уже через 2-3 года начинают появляться симптомы профессиональных заболеваний: плохая работа желудочно-кишечного тракта, боли в спине, повышенное давление и т. д. Знание о профессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который, можно снизить отрицательные влияния профессии.

Приведённые примеры свидетельствуют о том, что направленность физических упражнений должна быть следующая: общая физическая подготовка с основой на развитие сердечно-сосудистой системы.

Приоритетными физическими качествами являются общая выносливость, ловкость рук и пальцев, быстрота, точность движений и двигательных реакций. Среди психофизических функций определяющим является внимание (широта распределения, переключения, концентрация). В психических функциях приоритет отдается оперативному мышлению, памяти и коммуникабельности.

За время обучения студенты должны овладеть знаниями и умениями составлять комплекс физических упражнений по профилактике застойных явлений в области малого таза и ног, выработать устойчивость к гиподинамии, овладеть приемами релаксации.

Специальные способности: устойчивость к гиподинамии.

Знания: профессиональные заболевания и составление комплексов физических упражнений.

Навыки: профилактика застойных явлений в области малого таза.

Средства ППФП: общая физическая подготовка на базе легкой атлетики, гимнастические упражнения на осанку, силовые гимнастические упражнения, занятия ритмической гимнастикой (аэробикой), спортивная игра бадминтон.

Технологический факультет готовит инженеров-химиков-технологов и инженеров по пожарной безопасности для нефтегазового комплекса.

Современные нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства характеризуются сложностью используемых процессов и оборудования, многообразием получаемых продуктов. Это обусловило необходимость подготовки специалистов инженеров-химиков-технологов, владеющих математическим аппаратом, современными средствами программного обеспечения и вычислительной техники, способных на высоком научно-техническом уровне решать поставленные задачи.

Оборудование нефтяной и газовой промышленности, нефтегазопереработки относится к взрывопожароопасным объектам. Специалист по пожарной безопасности должен хорошо знать все технологические процессы и свойства нефтепродуктов, чтобы предупреждать пожары и грамотно повести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Выпускники могут работать на предприятиях нефтегазового комплекса и в подразделениях пожарно-спасательной службы МЧС России.

После окончания университета выпускники этого факультета могут работать не только на предприятиях нефтехимической отрасли, но и в других промышленных, проектных и научных организациях.

Выпускники этого факультета могут возглавлять крупные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия. Они руководят отраслевыми научно-исследовательскими институтами, различными научно-исследовательскими центрами.

Изменения физиологических сдвигов у инженеров-химиков-технологов наблюдаются, в первую очередь, со стороны центральной нервной системы, зрительных и слуховых анализаторов. А при решении производственных задач инженер-технолог опирается на мышление, роль которого сильно возрастает в условиях, когда труд становится творческим и свободным. Ответственность, нестабильность работы технологического оборудования способствует развитию

нервно-эмоциональной напряженности (А.И. Щербаков, 1979). Поэтому работу инженера-химика- технолога нефтегазового производства можно отнести к категории напряженных видов труда со значительным нервно-эмоциональным компонентом, ввиду большого объёма поступающей информации и высокой степени вероятности возникновения аварий, вместе с тем неизбежны ремонтные работы в аварийных случаях, а загрязнение воздушной среды рабочих мест парообразными выделениями нефтехимических веществ и

выполнение механических, часто ручных операций требует значительных физических усилий (М.А.Гриневский, Г.А. Стрюков, 1974).

Из физических качеств наилучшим образом помогают выполнять производственные задания инженера-химика-технолога общая выносливость – 75,4%, быстрота реакции – 56,2%, ловкость – 43%, сила – 33%. Из психических качеств наибольшей значимостью обладает внимание – 87,7%, оперативное мышление – 86,2%, эмоциональная устойчивость – 82,3%. (А.М. Дутов, А.П. Гемба, Ф.Я. Кострицкий, 1985; Г.В. Валеева, 1988, 2000).

Выполнение физической работы в условиях повышенной температуры и во время работы на свежем воздухе связано со сложными приспособительными реакциями организма. Напряженная деятельность инженера-химика-технолога в таких условиях ведет к появлению признаков утомления уже через 2-4 часа от начала работы. Нарушение технологического процесса сопровождается выраженной реакцией со стороны сердечно-сосудистой системы (пульс увеличивается на 30-60 ударов относительно покоя). А выполнение физических усилий в загазованных условиях повышенную заболеваемость у специалистов нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой системы и органов кровообращения (Н.А. Еникеева, 1972). Обнаруженные физиологически сдвиги, по мнению автора, в большей мере связаны с характером деятельности инженера, режимом его труда и санитарно-гигиеническими условиями. Нервно-психическое напряжение и перенапряжение, возникающее во время работы инженера-нефтяника, вызывает мобилизацию всех физиологических механизмов, что влечёт за собой изменения в состоянии центральной нервной системы. Исследования показали, что даже при отсутствии «стрессовых» ситуаций наблюдаются нарушения в суточном режиме физиологических процессов. Наиболее распространены профессиональные заболевания нервной системы: женщины – 12,7%, мужчины – 10,9 % (А.Ф. Серенко, Т.И. Ножкина,

1976). У инженеров-нефтяников наблюдается достоверное снижение мощности вдоха, снижается жизненная ёмкость лёгких. Симптомы болезней появляются раньше у мужчин, чем у женщин. Заболеваемость женщин на нефтяных производствах выше, чем на других любых производствах.

Физические упражнения для специальностей технологического факультета должны быть направлены на обеспечение высокого уровня функционирования сердечно-сосудистой системы, механизмов внешнего и внутреннего дыхания, системы терморегуляции, вестибулярного аппарата. Большое внимание надо уделять развитию общей выносливости, быстроты и точности движений, вестибулярной устойчивости, устойчивости к низкой и

высокой температуре, к резким её колебаниям, развитию распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, решительности, смелости. Необходимо формировать и совершенствовать навыки в лазании по лестницам, работе на высоте, передвижению на ограниченной опоре и задержке дыхания на длительное время.

Специальные качества: устойчивость к интоксикации.

Знания: профессиональные заболевания, особенности поддержания профессионально важных качеств и показателей здоровья на должном уровне.

Навыки: лазание по вертикальной и наклонной лестнице, работа на высоте, передвижение на ограниченной опоре.

Средства ППФП: общая физическая подготовка на базе лёгкой атлетики, силовая гимнастика, специализированные профессиональные упражнения, имитирующие трудовые операции, спортивные игры бадминтон и баскетбол, а также альпинизм или подводное плавание. Такие занятия будут развивать у них адаптацию к недостатку кислорода, навык задержки дыхания, способствовать повышению резервных возможностей организма. Практические занятия по физическому воспитанию желательно проводить с чередованием спортивный зал – свежий воздух.

Гуманитарный факультет готовит специалистов по связи с общественностью.

Специалист по связи с общественностью формирует имидж государственного и общественного института, фирм, компании, корпорации, анализирует общественное мнение и маркетинговую ситуацию, устанавливает благоприятные для организации контакты, привлекает внимание к осуществляемым проектам, мобилизует работу персонала. Они должны уметь действовать в условиях кризисных ситуаций. Деятельность специалистов в этой области - важнейшая составная часть коммуникаций и в политике, и в бизнесе, и в общественной жизни. Выпускники работают на крупных предприятиях, в компаниях и фирмах, банках, в структурах государственной власти и управления, общественных организациях.

Направленность комплексов физических упражнений должна быть следующая: общая выносливость, сила мышц ног, спины.

Психические качества: нервно-эмоциональная устойчивость, коммуникабельность, уметь управлять своими чувствами, иметь выдержку и самообладание, устойчивость к стрессам.

Средства ППФП: общая физическая подготовка на базе лёгкой атлетики, гимнастика силовая, плавание, ритмическая гимнастика, спортивные игры бадминтон, настольный теннис.

 

 

Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда бывает связано с условиями и характером его труда.

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на

общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название производственной физической культуры.

Производственная физическая культура (ПФК) — система методически обоснованных физических упражнений физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека. Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

Задачи ПФК:

1.Подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

2.Активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

3.Заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;

4.Профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Основа производственной физической культуры является теория активного отдыха. И.М. Сеченов экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела, В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.

Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки — умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

Методика производственной физической культуры находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет «контрастный» характер:

-- чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

-- чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами производственной физической культуры;

-- чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях производственной физической культуры.

Производственная физическая культура проявляется в различных формах:

- в рабочее время в форме производственной гимнастики и профессионально-прикладной физической подготовки;

- в свободное время в форме оздоровительно-восстановительных процедур, оздоровительно-профилактических физических упражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимости — профессионально-прикладной физической подготовки к отдельным профессиональным видам работ. Занятия в любых формах производственной физической культуры могут проводиться как индивидуально, так и в группах.

При выборе методов и средств важно учитывать условия труда и технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме того, необходимо принять во внимание такие факторы, как рабочая поза, разнообразие рабочих движений, загруженность отдельных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя, восстановительные и профилактические упражнения рекомендуется проводить в положении сидя или лежа. При рабочей позе сидя или в неудобных позах упражнения проводятся стоя в свободной позе.

На подбор методов и средств производственной физической культуры оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления человека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабочего времени или после него — необходимое условие для подбора оптимальных методов и средств производственной физической культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.