Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7 Организация защиты информации в Период Первой мировой войны

Сущность авторского права по Положению 20 марта 1911 г.

Общий взгляд на закон об авторском праве 20 марта 1911 г.

Авторское право в России

Зарождение авторского права в Европе

История развития авторского права

Природа авторского права

Понятие авторского права

Авторское право

Введение

Авторское право — в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программ для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно. В данной курсовой работе авторское право будет рассмотрено как метод защиты информации. Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений. Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью. Объектом исследования служат нормативные правовые акты Российской Империи и Европы в области авторского права и книгоиздания.

Предмет настоящего исследования: теория и практика, описывающая становление авторского права как метода защиты информации. Целью работы является разработка теоретических основ правового регулирования авторского права Российской Империи, выявление особенностей защиты информации на рубеже 1828 - 1917 г.г. Цель, объект и предмет исследования обусловили выдвижение следующих задач, решение которых составило содержание данной курсовой работы:

1. Выявить нормативные правовые акты, регулирующие предмет исследования.

2. Проследить развитие законодательства, регулирующего отношения автора с издательством в России с XVII по XX в.

3. Рассмотреть авторское право как средство защиты информации. Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучные положения теории познания, анализ, синтез, моделирование и сравнение.

Теоретической базой исследования послужили научные труды специалистов гражданского и авторского права, в частности, Б.С. Антимонова, А.В. Бакунцева, М.И. Бару, Е. Л. Вакмана, А.И. Ваксберга, и др. Правовой базой исследования послужили разнообразные нормативные акты и научная литература: правовые акты Российской Империи (законы, постановления), монографии, научные статьи, диссертации.

 

Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права и означали, прежде всего, принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому, на наш взгляд, на этапе становления, авторское право можно определить, как - право извлекать выгоды из созданий умственного труда. Иначе авторское право - господство лица над произведением.

В современном понимании авторское право раскрывается посредством ряда определений. Авторское право - это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное право автора. Во-вторых, авторское право - совокупность норм направленных на регулирование авторских правоотношений.

Современное авторское право, как это следует из международных соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Авторское право - право интеллектуальной собственности. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности. Авторское право - совокупность правовых норм направленных на регулирование авторских правоотношений. Оно является частью национального гражданского права и разделом международного частного права.

Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж) позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности. Таким образом, авторское право «право имущественно-лично-общественного свойства»

 

Авторское право есть продукт позднейшего времени. Как право страховое или воздухоплавательное, оно не имеет глубоких корней в истории и ведет свое происхождение от новых условий общественной жизни и культуры. Только в нынешних правовых течениях могло развиваться здоровое учение о праве писателя и художника. Авторское право, регулирующее наиболее драгоценны интересы народа, его святая святых - отношения по литературе, искусству, просвещению, всего сильнее запечатлено чертами социологическими.

Собственно говоря, редко какое право исчерпывается интересами определенной единичной категории: в большинстве прав мы замечаем в этом отношении сочетание разнообразных черт, из которых те или иные преобладают. В авторском праве с одинаковой рельефностью выступают личные, имущественные, общественные элементы и имеют каждый свое собственное, независимое значение. Именно на таком исключительном соединении различных моментов основаны главные особенности института авторского права. Последнее есть право имущественно - лично - общественного свойства. Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора. Эти отношения между автором и произведением чувствовались и сознавались везде и во все времена, никогда произведение не мыслилось отдельно от творца.

Автор заинтересован в полной неприкосновенности своего творения, как части своей индивидуальной физиономии, в том, чтобы его произведения, изданного или неизданного, не коснулись самовольно ни чужая рука, ни чужое имя, так что одно воспроизведение сочинения или картины, без разрешения автора, может быть нарушением его личных прав.

В силу близости автора с произведением первому принадлежат не только моральные выгоды, но и материальная прибыль от распространения произведения.

Связь автора с его произведением, духовная и экономическая, признание и охрана этой связи не суть все, что занимает законодателя в авторском праве. Общество, ради которого творит и к которому направляет идеальный предмет своего творчества автор, имеет несомненное основание предъявлять права в определенных границах, на произведение искусства. Притязания общества покоятся на том, а) что в духовном порыве автора, родившем на свет произведение искусства, доля участия принадлежит обществу (или даже человечеству), в) что, опубликовав свое произведение, автор фактически присоединил общество к предмету своего творчества и с) что общество имеет особый, специфический интерес в творениях духа, обусловливающих культурное существование человека. При ином, чем нынешнее, устройстве общества последнее могло бы в какой-либо определенной форме выражать свое участие в осуществлении правомочий по отношению к произведению искусства и в охране произведения, как предмета права. При нынешнем устройстве гармонии интересов приходится достигать другим путем. Автор, субъект права в первую очередь, безраздельно осуществляет и защищает свое право, извлекая из произведения все личные и материальные выгоды, в течение своей жизни. Но так как личность с физической смертью ее носителя не исчезает окончательно и как бы переходит еще на некоторое время в домашний круг семьи и близких, то авторское право, в ограниченном размере, остается в среде приближенных автора после его смерти столько, сколько может, примерно, существовать одно поколение. Период этот исчисляется обыкновенно в 30 — 50 лет. Когда исчезает окончательно личность (продолженная) автора, право общества получает неограниченную силу: авторское право отдельных лиц падает, разрушается личная и экономическая связь автора и его правопреемников с произведением, отпадает право денежной эксплуатации произведения, и последнее становится целиком общественным достоянием. Изложенный взгляд на авторское право, усвоенный в большей или меньшей мере новейшими законодательствами и в том числе нашим новым законом, идет в разрез с учением, до последнего времени господствовавшим, о чисто имущественной природе авторского права. Те, которые и теперь еще продолжают» настаивать, что авторское право есть право экономическое: вещное право, имущественное право, право на имматериальное благо имущественного характера, должны убедиться, что сама жизнь мало помалу разрушает иллюзию свести всю сущность господства над произведением искусства в определенной совокупности хозяйственных отношений. Имущественный элемент» входящий в состав авторского права, отнюдь не представляется самым характерным. При том свойстве произведения искусства, что в различные периоды доминируют над ним личные права автора или права общественные, имущественная сторона никогда не является основной, определяющей. Произведение искусства может существовать, как общественное Достояние, оно может существовать, как личное достояние автора, но оно совершенно немыслимо как некий самостоятельный имущественный объект, оторванный от лица автора, подобными вещам и ценностям, переходящим из рук в руки с полным устранением зависимости их от прежних обладателей.

 

 

Концепция «копирайта» или авторского права (т.е. идея о том, что автор обладает правами на использование и тиражирование своих работ) возникла в Европе в средние века в связи с изобретением и развитием печатного дела и первоначально сводилась к функции государства ограничить тиражи выпускаемых книг. Правители европейских стран быстро осознали, что предоставление в рамках закона монополии на распространение печатной продукции может быть использовано в политических целях не только ими, но и их конкурентами. Поэтому книгопечатание очень скоро стало регулироваться рядом законодательных норм, которые существенно ограничивали количество и тематику выпускаемых тиражей, что позволяет говорить о начале цензуры, так как государственная лицензия на печатание могла быть отозвана, если тематика печатных изданий противоречила интересам правительства. Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.

Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г. Закон предусматривал, что сочинитель получает возможность продать право пользования своей рукописью на 14 лет, по истечении которых это право к нему возвращается, и он может продать его еще на такой же срок.

Интересно заметить, что первые акты, направленные на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно Статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских прав.

Так, до принятия Статута королевы Анны право издания книг имели только члены старейшей гильдии издателей и книготорговцев Stationer's Company. Наконец закон признал собственником произведения его автора, но это было вызвано не, столько, заботой о благополучии авторов, сколько, давлением группы предпринимателей, желающих разрушить монополию Stationer's Company на издание и распространение книг.

Таким образом, и в европейских страна авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.

Известно, что история становления авторского права как самостоятельного направления общественных отношений и законодательства в России разительно отличается от аналогичных явлений в западных странах. Россия в лице властных органов имела собственный взгляд на отношения, возникающие в связи с авторством и результатами интеллектуального труда. В связи с этим законодательное регулирование авторского права начало зарождаться и развиваться довольно поздно - ближе к концу XIX века.

Нашему законодателю было почти совершенно незнакомо представление об авторском праве, как о частной привилегии. Русское законодательство интересовалось авторским правом, во-первых, с точки зрения чисто государственной в виду возможности распространения в произведениях искусства «вредных для государства идей», во-вторых, с точки зрения прав автора, которые всегда признавались, как естественное последствие связи автора с его произведением, и в третьих, наконец, с точки зрения интересов науки и просвещения, официально насаждаемых в России. Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права и означали, прежде всего, принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому, на наш взгляд, на этапе становления, авторское право можно определить как - право извлекать выгоды из созданий умственного труда. Иначе авторское право - господство лица над произведением. Авторское право в России развивалось по европейской схеме, однако, с вековым опозданием. Первый печатный станок появился в Москве в середине шестнадцатого века при поддержке Ивана Грозного. С этого времени книгопечатание жестко контролировалось царями и выпускало продукцию преимущественно религиозного содержания. Во время царствования Петра Первого объем выпускаемой книжной продукции существенно увеличился, однако большая часть издательств находилась в государственной собственности. Прецедент предоставления права на книгопечатание частному лицу и не гражданину России имел место в царствование Екатерины Великой одновременно с принятием указа о цензуре в отношении книг на иностранных языках.

В целом, в становлении института авторского права в России можно выделить имперский (1828 - 1917 г.г.), советский (1917 - 1991 г.г.) и современный периоды. В Российской Империи право на тиражирование книжной продукции предоставлялось печатникам, а отнюдь не авторам книг. Первые положения, регулирующие предоставление авторского права в его современном значении (а именно, права автора на плоды своего труда), были введены в действие Уставом о цензуре в 1828 году в царствование Александра I. Устав включал в себя 5 статей, посвященных авторскому праву. Данным законодательным актом авторам и переводчикам предоставлялись исключительные права на воспроизведение, публикацию и распространение своих работ, а также за ними закреплялось право на вознаграждение за использование и тиражирование их работ. Авторское право представлялось автору или переводчику произведения автоматически после создания произведения и не предусматривало никакой регистрации. Законом устанавливался срок действия авторского права, который действовал на протяжении всей жизни автора и распространялся еще на 25 лет после его смерти. Следует отметить, что в законе давалось толкование понятию «свобода перевода», в соответствии с которым любое произведение могло быть переведено на иностранный язык без согласия автора, причем переводчику предоставлялось авторское право на результат своего труда. Действие авторского права прекращалось по цензурным соображениям. 4 февраля 1830 года вступил в силу указ «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», который несколько изменил содержание Устава о цензуре. Изменения в первую очередь касались срока действия копирайта. Указом предусматривалось дополнительное продление срока действия копирайта на 10 лет после смерти автора (таким образом, срок посмертного действия составил 35 лет) при условии повторного издания произведения в течение последних пяти лет первоначального срока в 25 лет. 1845 год стал очередной важной вехой в становлении института авторского права в России. Именно тогда Госсовет распространил действие закона об авторском праве на музыкальные произведения, а в 1846 году - на произведения изобразительного искусства. Необходимо отметить еще два важных изменения в законодательстве. В 1857 году по просьбе вдовы Александра Пушкина Госсовет продлил срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, и в том же году предметом авторского права стали произведения иностранных авторов, впервые опубликованные на территории России.

С течением времени институт авторского права стал нуждаться в дальнейших преобразованиях. Императорским указом от 1897 года для внесения изменений в уже существующее законодательство было организована специальная комиссия, а 9 лет спустя в 1906 году в Государственную Думу был внесен проект закона «Положение об авторском праве», за основу которого был взят немецкий Закон об авторском праве от 1901 года. Новый закон был принят в 1909 году и окончательно одобрен Николаем Вторым 20 марта 1911 года. Стоит ли говорить о том, что цельный законодательный акт, посвященный регулированию отношений авторов, правообладателей, пользователей, имущественных и неимущественных интересов указанных лиц являет собой огромный шаг вперед в деле охраны духовной стороны человеческой личности и человеческой деятельности.

По Положению авторское право принадлежит сочинителю или переводчику чужого сочинения, композитору, живописцу, ваятелю, граверу, архитектору, фотографу — вообще всякому создателю литературного, научного, художественного и иного произведения; авторское право присваивается также издателям древних рукописей; составителям сборников народных песен, рисунков, пословиц, сказок, былин и т. п.; издателям газет, журналов и др. повременных изданий, а равно энциклопедических словарей и пр. сборных изданий. Авторским правом пользуются не только отдельные люди, но и целые учреждения, напр., университеты или академии на издаваемые ими труды, сборники и т. п.

Нарушение авторского права выражается, главным образом, в контрафакции, т.е. в противозаконном издании чужого произведения (как оно есть, полностью или в виде заимствований, превышающих допускаемые законом размеры) и в плагиате, т.е. в присвоении себе авторства (издание чужого произведения под своим именем; скрытые заимствования без указания источника). Нарушение авторского права влечет за собою гражданскую ответственность (возмещение убытков; отобрание, уничтожение, приведение в негодность противозаконно изданных экземпляров «и орудий, изготовленных для противозаконного издания), а при умышленности может быть преследуемо в уголовном порядке.

 

Изданное с одобрения Государственной Думы и Государственного Совета Положение об авторском праве от 20 марта 1911 г., нашедшее себе много комментаторов и применяемое на практике, явилось в области нашей гражданско-правовой жизни событием первостепенной важности. На смену отжившим постановлениям о праве собственности на произведения науки, словесности, художества и искусств, вышедшим из цензурного устава, смешивавшим начала полицейские с началами цивильными, отражавшим старинные взгляды на существо авторского права и защиту последнего, казуистичным, дробным, формальным и схематичным, стал закон, впитавший в себя современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовозрений Запада. Все области авторского права преобразованы, объединены и подчинены общим принципам. Права автора, моральные и материальные, признаются новым законом и вместе с тем согласуются с интересами и правами общества и общественными требованиями. Но не в этом одном достоинство Положения. В целях наилучшего ограждения интересов духовного творчества Положение использовало новейшие приемы регламентации гражданско-правовых отношений, уделило должное место справедливому судейскому усмотрению, предоставило надлежащий простор судейской совести.

Без преувеличения можно сказать, что закон об авторском праве представляет собою значительный и яркий феномен на горизонте нашей правовой жизни, долженствующий сбросить свет не только в сферу юридических отношений между писателями, художниками, издателями и публикой, но и в прочие области частного права, которые не останутся в данном случае без влияния. После издания нового закона отношение к авторскому праву должно у нас существенно измениться: в то время как прежде внимание обращалось на творческую работу, в виду предстоявшей реформы, ныне первой задачей представляется изучение изданного закона с точки зрения положенных в него принципов для практического и целесообразного согласования закона с требованиями жизни.

Конечно, новый закон при крупных достоинствах заключает в себе немалые недостатки. Законодатель допустил некоторую нерешительность творческой работы, недоконченность. Выяснение этих недостатков небезынтересно даже с точки зрения будущих преобразований.

 

Авторское право как метод защиты информации. Новый закон не определяет, что такое авторское право, и в этом, конечно. особой нужды нет. Во всяком случае, если бы необходимо было дать определение авторскому праву, то в состав этого определения должно было бы войти: 1) господство лица над выраженными во внешней форме продуктами его индивидуального духовного творчества, обнимаемыми понятием произведения искусства в широком смысле слова (литературы, художества, музыки) и 2) известная степень господства общества над произведением искусства своего сочлена.

Что касается специально господства автора, то оно заключается в волевых проявлениях автора по отношению к тому, что составляет часть его личности, во власти творчески выражать свои мысли и чувства. В этом смысле право автора имеет аналогию с такими правами, как право на честь или имя. Слабое развитие у нас учения о личных правах вообще не помешало, однако, новому закону выдвинуть специфические личные правомочие автора и уделить им соответствующее место, признать и Охранить печать личности автора на идеях, образах и мыслях, выраженных в данной форме. Закон не только не допускает мысли о разъединении произведения или отдельных его частей с автором, о присвоении произведения кем-либо другим по какому бы то ни было основанию, но даже и тогда, когда самим законом дозволяется использование произведения для известных целей, требуется указание источника позаимствования, так что внешним образом закон старается сохранить и в том случае. Закон признает взаимоотношение между теми или иным внутренним состоянием автора с одной стороны и его произведениям с другой. Автору дается возможность хранить продукты своего духовного творчества на уровне своей индивидуальности и своей личности. Исходя именно из этих соображений, даже при отчуждении автором отдельных правомочий (издательский договор), закон возлагает на контрагента-издателя целый ряд обязанностей относительно времени, места и способа пользования произведением. При этом право автора доходит до возможности полного отказа от договора, если обнаружатся уважительные основания, вынуждающие автора отказаться от опубликования своего произведения. Таким образом, автору стоит лишь, при некоторых условиях, доказать, что его взгляды существенно изменились сравнительно с тем, как они изложены в произведении, что сообщение его мыслей другим стало для него ненужным или бесполезным, и он вправе изъять свое произведение из внешнего мира, в чьем бы пользовании оно ни находилось: никто и ничто не могут вынудить его делиться мыслями с обществом против своего желания.

Закон указывает, что автору принадлежит исключительное право всеми возможными способами воспроизводить, опубликовывать и распространять свое произведение.

В отношении литературного произведения Положение дает автору исключительное право на публичное изложение непроявившегося в свет произведения или опубликование его содержания, объявляя незаконными такого рода изложение и опубликование со стороны постороннего лица без разрешения автора (ст. 27). Поэтому появление в печати содержания, не изданного в свет литературного произведения, сделавшегося столь обычным в последнее время по отношению к предметам вдохновения крупных писателей, не будет допустимо, разве сам автор даст на то свое согласие.

Под «непоявившимся в свет произведением» следует разуметь не только такое, которое существует в манускрипте, но и такое, которое носится только в душе автора. В этом отношении на практике при применении закона возможны, конечно, большие споры и серьезные трудности, но устанавливать здесь границы и меры может только суд в каждом отдельном деле.

Развитием понятия об авторском праве на литературное произведение является также исключительное право публичного исполнения драматического произведения (ст. 47). Там, где мы имеем дело с исполнением в тесном кругу заранее определенных лиц, исключительному праву автора нет места: у порога семьи, частного кружка право автора прекращается. Но исполнение произведения перед публикой, все равно за плату или без платы, существенным образом затрагивает права автора, далеко не исчерпывающиеся материальными интересами. Поэтому только те, кому автор дал разрешение на исполнение его произведения, управомочены публично его разыгрывать, безотносительно к тому, ставят ли они пьесу с целью барыша, художественной или благотворительной, лишь бы налицо была возможность широкого оглашения. Такое же широкое оглашение произойдет и при публичном чтении как драматического, так и недраматического произведения. Защищая автора литературного произведения от оглашения его литературного произведения путем представления на сцене, закон, однако, ничего не говорит о праве публичного чтения. Между тем право публичного чтения играет роль в кругу авторских прав. Потому что публичное чтение довольно серьезно затрагивает литературную честь и репутацию автора, заинтересованного в том, чтобы его произведение читалось в надлежащее время, в надлежащем месте и надлежащими лицами. Поэтому публичное чтение сочинения без согласия автора есть, несомненно, помимо всего прочего, посягательство на его личные права, придется признать, что смыслу нашего закона более соответствует предоставление только автору разрешать прочтение его произведения перед публикой, все равно в лицах или путем простой декларации. Затруднения, связанные с получением каждый раз разрешения автора на публичное чтение его произведения, не могут иметь решающего значения, так как эти затруднения касаются практического применения закона. К тому же затруднения устранимы практическими мерами. На затруднения указывалось при обсуждении закона в Государственном Совете и по отношению к разрешениям на постановку драматических произведений, однако эти указания ни в чем не повлияли на издание правила об исполнении драматических произведений не всякий автор склонен создавать ограничения в публичном чтении его произведения, но закон поступает последовательно и справедливо, предоставляя автору в этом случае право воспрещения. Автор может воспользоваться этим правом или отказаться от него (в последнем случае даже путем особой пометки на своих произведениях).

Воспроизведение, распространение и т. д. относятся к категории внешних действии над продуктами духовного творчества. Автору закон представляет не только эти внешние действия, но также исключительное и полное господство над тем, что составляет внутреннюю сущность произведения, его содержание. Автору и только автору принадлежит право изменения, приспособления. Всякого рода чужие акты в этом смысле являются нарушением авторского права, безразлично, улучшают ли они или ухудшают произведение, как предмет имущественного оборота или в другом отношении. Согласно 33 ст. Положения автор пользуется исключительным правом на перевод, хотя, впрочем, это право поставлено в зависимость от оговорки на заглавном листе или в предисловии сочинения о сохранением за автором права перевода. Наконец, закон санкционирует также исключительно - право композитора музыкального произведения на составление и издание сокращений, извлечений и попурри, на переложение произведения на один или несколько голосов, на другие тона, отдельные инструменты или целый оркестр, переинструмировку и перевод на всякого рода механические ноты. (ст. 42). Такой же иск дается композитору и против всех тех, которые переложат без его разрешения музыкальное произведение на диски, пластинки, цилиндры, для механического исполнения музыкального произведения. Закон создал для автора значительное ограничение, заимствованное из Германии и заключающееся в том, что если композитор (автор) лично или с его разрешения другое лицо воспользовались правом переложения на механические инструменты для продажи, то предоставляется всякому другому торговцу требовать от композитора принудительно уступки права такого же переложения на вознаграждение, определимое судом (ст. 42, ч. 2). Предоставляя автору исключительное право всякого рода воздействия на предмет своего духовного замысла - воспроизведения, опубликования, размножения, изменения, сокращения, приспособления, закон учитывает, кроме материальной ценности, личное отношение автора к произведению, интеллектуальную связь творца с творением.

Это же личное отношение заставляет видеть в авторском праве не только исключительное, но и неотъемлемое и неотчуждаемое право, настолько тесно связанное с самим автором, что оно не может быть от него отделено, не может стать самостоятельным предметом оборота. Отчуждение авторского права в настоящем значении слова немыслимо ни принудительно, ни даже добровольно. Хотя в ст. 8 Положения говорится о договоре об отчуждении авторского нрава, но здесь имеется в виду, по-видимому, только отчуждение, т.е. уступка отдельных правомочий автора, заключающих в себе элемент имущественной ценности. Истинный смысл ст. 8, думаю, в том заключается, что она допускает отчуждение материальных благ авторского нрава, начиная от права переноса или права публичного исполнения и кончая всеми изданиями, во все время существования авторского права, со всеми денежными выгодами. Но насколько авторское право состоит еще из элементов неимущественного свойства, оно остается неизменно за автором (и его наследниками). При большом принципиальном значении этого разграничения практические выводы из него, следующие:

1) Договор об «отчуждении» авторских прав в той мере, в какой он выходит из границ материального пользования произведением, недействителен. Приобретателю не может быть предоставлено договором, напр., публиковать произведение от своего имени, помещать свое имя на картине или охранять от своего имени идеальные авторские интересы. Такой договор, если бы он имел место, был бы необязателен. И это не потому, что закон различает авторское право и авторство (подобное различение лишено правового значения), а потому, что с авторством связывается ряд юридических последствий, не могущих переходить на другое лицо;

2) При «отчуждениях авторских прав, т. е. другими словами при уступке всех материальных выгод, приобретатель вправе защищать произведение только от таких посягательств, как со стороны третьих лиц, так и со стороны самого автора, в которых заключается нарушение имущественных прав, с тем, что сам автор, не смотря ни на какие уступки, уполномочен законом реагировать в судебном порядке против посягательств, как со стороны приобретателя, так и со стороны третьих лиц, на его идеальные интересы, литературную честь и репутацию, на неприкосновенность его произведения, предъявлять иски о признании за ним авторства и т. д.;

3) В случае беспотомной смерти приобретателя авторского права последнее в полном объеме возвращается к автору, но становится ли выморочным правом, ни общественным достоянием. То же самое при отказе приобретателя от своих прав. Авторское право может сделаться общественным достоянием только после смерти автора по истечении определенного срока, которым определяется продолжительность существования авторского права, в чьем бы распоряжении отдельные функции его ни находились по договорам с автором (или его наследниками).

Согласно 2 ч. 68 ст., по заявлению автора, договор прекращается, если обнаружатся уважительные обстоятельства, вынуждающие его отказаться от опубликования своего произведения, причем автор обязан возместить издателю понесенные им издержки. Как видно из законодательных мотивов, основание этого правила, введенного впервые Государственным Советом, заключается в том, что у автора могут обнаружиться серьезные поводы к прекращению договора, когда, например, появление какого-нибудь нового исследования поколебало выводы автора, когда политическая конъюнктура или иные обстоятельства сделали появление книги ненужным или невозможным и т. п. По силе 72 ст., автору в полном собрании сочинений разрешается поместить и такие произведения, право на издание коих уступлено им другим лицам, если со времени появления их в свет прошло более 3-х лет. Положения об авторском праве прибегает к временному признаку постановляя, что соглашение об уступке каких бы то ни было прав на будущие произведения сохраняет силу только на срок не свыше пяти лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность. В 9 ст. Положения заключается как бы фикция, по которой в момент окончания произведения правомочие известного рода по отношению к нему переносятся от автора на другое лицо. При этом не всякое произведение, вышедшее из пера или кисти автора, вправе требовать себе для эксплуатации это третье лицо, выговорившее себе права на будущие произведения. Только опубликование автором такого произведения, передача другому для опубликования или даже предстоящая возможность опубликования дают контрагенту повод к судебным искам вплоть до исков в некоторых случаях о выдаче самых манускриптов.

Авторское право получает имущественный оттенок лишь тогда и постольку, когда и поскольку автор пожелал сделать произведение предметом имущественного оборота. Всякий акт, клонящийся к тому, чтобы переступить эти пределы, созданные самим автором, есть вторжение в его личную сферу. Не только произвольное осуществление функций авторского права является нарушением. Не только непризванное лицо, действующее помимо воли автора, совершает посягательство: недопустимо принудительное осуществление авторских прав, в целях взыскания, органами судебной власти. Согласно 10 ст. Положения, авторское право не может быть предметом взыскания при жизни автора - без его согласия, а после его смерти - без согласия его наследников. Постановление это, существующее почти во всех законодательствах, коренится не в желании удержать за автором-должником какое-нибудь обеспечение, как думают некоторые. В этом отношении между нуждающимся автором и всяким другим должником, впавшим в неоплатность, нет и не может быть разницы. Ограничение права принудительного взыскания с авторского права обязано своим происхождением исключительно стремлению законодателя оградить моральные интересы автора.

Исключительное и неотъемлемое право автора на продукты духовного замысла, признаваемое и широко охраняемое в отношении третьих лиц, встречает свои пределы там, где начинается право общества, в лице отдельных его членов, на произведения искусства, также находящее себе признание и подтверждение в законе. Уже Министр Юстиции в своем проекте указал на «общественное значение авторского права и невозможность обсуждать его исключительно с точки зрения имущественных интересов автора». Поэтому Министр Юстиции находил нужным, чтобы авторское право «носило условный, ограниченный характер и самый объем его определялся не на основании требований отвлеченной справедливости, а по соображениям государственной пользы». Господство общества над произведением искусства выражается по закону в том, что в известных случаях каждый член общества вправе эксплуатировать для своих целей это произведение без оплаты авторского гонорара, а после смерти автора, по истечении 50 лет, это право каждого делается безусловным и погашает собой прежние авторские исключительные права.

При действии исключительных прав автора с последним конкурирует установленное законом общественное право перепечатки литературных произведений, которое суживается и расширяется в зависимости от степени заинтересованности общества. Литератор должен терпеть небольшие выписки из его уже появившегося произведения или даже полную перепечатку незначительного по объему произведения, если такие выписки или перепечатки помещаются в произведениях, составляющих самостоятельное целое или в хрестоматиях и других сборниках с учебной, либо с научной целью (ст. 39). В повременных изданиях допускается перепечатывать из других повременных изданий свободно, известия о текущих событиях и новостях дня, лишь бы это не были постоянные перепечатки из одного и того же издания, а если это телеграфные или телефонные сообщения, снабженные запретительной оговоркой, то перепечатка дозволяется уже через 18 часов со времени их опубликования (ст. 39, 40). Напротив, все другие статьи политического, осведомительного либо иного содержания, но, конечно, не беллетристические, по отношению к которым действуют общие нормы Положения, могут быть перепечатываемы только тогда, когда не последовало особого воспрещения автора.

В целом ряде других постановлений мысль об участии общества в осуществлении права на литературное произведение нашла себе живой отпечаток. Можно сослаться, между прочим, на правила о публичных речах. Закон указывает, что произнесенные на публичных собраниях (законодательных учреждениях, судебных установлениях, общественных собраниях) речи могут быть печатаемы в повременных изданиях и в отдельных отчетах о заседаниях, хотя право издавать эти речи как отдельно, так и в сборниках, принадлежит исключительно автору (38 ст.). Общественный интерес и общественное право заставляет жертвовать правами автора, когда дело касается ознакомления публики с речами, произнесенными в законодательных, земских и т.п. собраниях и в судах.

Художник с точки зрения закона не меньше общественный деятель, чем литератор, поэтому и он должен поступиться многими правами в пользу общества. Праву перепечатки литературного произведения соответствует право копирования художественного произведения. Это право копирования принадлежит всем и каждому, если произведение передано непосредственно художником некоторым публичным учреждениям, а именно: храмам Божьим, Императорским Дворцам, музеям, правительственным и общественным учреждениям (54 ст.). Новый закон, в интересах просвещения и развития народного художественного вкуса, устанавливает право общества на художественные произведения, отданные для известных публичных учреждений. При этом общественное право примиряется с частным в том, что снятие копий, по новому закону, дозволяется только при приобретении произведения непосредственно от художника. Этим не только ограждаются материальные права автора, могущего при продаже учесть такое общественное право копирования его произведения, но и щадятся, личные его права в виду отсутствия принуждения в этих сделках, зависящих всецело от доброй воли художника.

Остается сказать, что общественное право достигает апогея в постановлениях о музыкальных произведениях, по отношению к которым законодатель особенно щедро, можно сказать, чересчур щедро, признает права «всех и каждого». Публичное исполнение музыкального произведения допускается без согласия композитора, если исполнение не преследует целей наживы, ни непосредственно, ни косвенно, если исполнение совершается во время народных празднеств или если выручка назначена исключительно для благотворительных целей и исполнители вознаграждения не получают. Общественное право на произведение искусства представляет собою нечто совершенно самобытное. Неосновательно проводить параллель между этим правом с одной стороны и ограничением собственника в пользу общую или сервитутом с другой. Неправильно стремление некоторых во что бы то ни стало отыскать здесь аналогию с другими институтами, доходящее до отождествления авторского права с правом на недвижимость, в которой только и возможны сервитуты и «право участия». Уже то, что право автора через 50 лет после его смерти целиком переходит к обществу, составляет такую особенность, подобия которой мы не встречаем ни в одном другом институте. Вследствие такого перехода нрав к обществу с одинаковым основанием можно было бы утверждать, что не автор ограничивается в своих правах в пользу общества, а наоборот, общество до известного времени считается с правами автора (и его наследников). Именно таким взглядом и объясняется отчасти, что в прежние эпохи право автора считалось зависимым, обусловленным специальными законами и привилегиями. На самом деле переход прав к обществу по истечении промежутка времени после его смерти есть вывод из признания соучастия общества в правах на произведение, неизбежный результат сочетания общественных и частных интересов в произведении искусства. Проанализировав данный законодательный акт можно сделать выводы о том, что положение было направлено не только на урегулирование отношений между обществом и создателем, какого либо произведения; но и на защиту правообладателя, а вместе с тем и всестороннюю защиту информации которой он владел.

 

Вопросы:

1. Структура и функции органов политического сыска

– Департамент полиции: его создание, функции, структура

– Особый отдел департамента полиции

– Местные органы политического сыска

– Заграничная охранка

2. Основные направления деятельности органов

политического сыска

– Служба наружного наблюдения

– Организация секретной службы и проблемы раскрытия

3. Секретная агентура

4. Комиссии временного правительства и работа

советских архивов по раскрытию секретной агентуры

5. Сталин и охранка (слухи, версии, документы)

– Перлюстрационная деятельность департамента полиции

и библиотека революционных изданий

– Департамент полиции и общественность

6. В ногу со временем

– Кадровая политика департамента полиции

– Несостоявшаяся реформа полиции (по материалам

комиссии сенатора А.А.Макарова)

7. История внешнеполитического ведомства. Развитие

дипломатии в России

8. Организация защиты государственных секретов в МИДе

России в период с 1903 по 1917 год

– Органы защиты информации в МИДе

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны | Верховная распорядительная комиссия (ВРК) и создание Департамента полиции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.