Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные вопросы. Тема: Профессиональный стресс

Тема: Профессиональный стресс

ЛЕКЦИЯ №2

1. Содержание понятия профессиональный сресс

2. Структура ПС

3. Динамика развития ПС

Рабочие или профессиональные стрессы могут нарушить деятельность организации, приводя к потере персонала. Стресс может нарушить структурно-организационных связи, организационную культуру, характерсамой работы, личностные особенности сотрудников, а также характер их межличностных взаимодействий. Стресс негативно сказывается как на конкретных людях - их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.

Изначально вопросами влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека занималась практическая медицина. В рамках данной области проводились исследования соматических профессиональных заболеваний. Благодаря этим исследованиям были сформированы санитарно-гигиенические требования к условиям труда, разработаны первые профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваемости и производственного травматизма. Во второй половине XIX в. благодаря трудам Р. Вирхова социальная медицина выделяется в самостоятельную отрасль медицинских знаний.

В XX в. технический прогресс и информационная интенсификация выдвинули на первый план вопросы охраны психического здоровья людей, что привело к выделению психогигиены в отдельную научно-практическую дисциплину.

Параллельно с медиками-гигиенистами в первые десятилетия XX в. появляются исследования психологических факторов рабочей нагрузки. Начав с изучения монотонии производственного процесса, психологи вскореперешли к рассмотрению влияния социально-психологических стресс-факторов на производительность труда. Такая переориентация в направлении исследований была обусловлена развитием социально-психологическихидей о влиянии группы на протекание психических процессов (В. Н. Бехтерев, Э. Росс, В. Меде, К. Левин, Г. Оллпорт ), а также потребностями зарождающегося менеджмента и основывалась на крупнейших нейрофизиологических открытиях начала века.

На сегодняшний день проблема изучения профессионального стресса не теряет своей актуальности, она разрабатывается в работах как зарубежных (Сьюзен Картрайт, Кэрри Л. Купер, Касл.С., Кокс Т., Маккей К и др.) так и отечественных ученых (Небылицын В.Д., Бодров В.А., Куликов Л.В., Михайлова В.Р., Леонова А.Б., Кузнецова А.С. и др.).

Итак, в трудовой деятельности выделяют три вида стрессов, а именно, рабочий, организационный и профессиональный стрессы. Рабочий стресс связан с причинами, возникающими на рабочем месте (нарушение условий труда, места работы). Организационный стресс рассматривается в работах Куликова Л.В. и определяется как «негативное влияние на работника особенностей той организации, в которой человек трудится» [по 5; 12]. Профессиональный стресс возникает из-за причин, связанных с профессией. В литературе существует путаница в данных понятиях, одни исследователи считают их синонимичными, другие наиболее часто употребляют понятие профессиональный стресс.

Итак, профессиональный стресс – «это связанное с выполняемой профессиональной деятельностью напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов» [21; 8].

Макаренко О.В. различает три разновидности профессионального стресса: информационный; эмоциональный; коммуникативный.

Каждая из трех разновидностей профессионального стресса имеет следующие характеристики.

Информационный стресс возникает в случаях информационных перегрузок, когда работник не может справиться с возникшей перед ним задачей и не успевает принять важное решение в условиях жёсткого ограничения во времени. Напряжённость может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределённости, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданным изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приёмов защиты от манипулирования, несовпадении темпа общения.

Причины, вызывающие эти разновидности стресса, различны. О причинах, провоцирующих стресс, пойдет речь в следующем параграфе.

Мы же рассмотрим динамику развития стресса и соотнесем ее с динамикой развития профессионального стресса.

Описывая явление стресса, Г. Селье предлагает трехфазную модель динамики стрессового реагирования (см. Рисунок 1.1.).

В рамках данной модели рассматриваются основные фазы стресса: тревоги; устойчивого сопротивления; истощения. Каждой фазе соответствует определенная симптоматика и механизмы развития стресса.

Кроме того, в данной модели описаны механизмы формирования дистресса и аустресса, а также раскрыт механизм, при котором происходит продуктивное разрешение стресса.

Достоинством данной модели является то, что указаны не только физиологические последствия стресса, но и психологические (личностные деформации).

Нормальная сопротивляемость стрессу

Стадия тревоги
Стадия истощения
Дезорганизация поведения
Эустресс
Истощение и коллапс
L +O3R3XGY0qTN6WQ0GEXkez53DNGP398gGumx8ZVscjo+BLEs0PZUF7EtPZNqt8eSld7zGKjbSeA3 y02UbhwSBFqXprhCYsHs+hznEje1gfeUtNjjOXXvVgwEJeq5RnEm6XAYhiIakUtK4NizPPYwzREq p56S3Xbud4O0siCrGjOlkQ1tTlHQUkau76ral499HCXYz1wYlGM7Rt39GWa/AAAA//8DAFBLAwQU AAYACAAAACEAsA/vS94AAAAJAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU7DMBBE70j8g7VI3KhN KFUS4lQIVCSObXrh5sRLEojXUey0ga9nOcFxZ0azb4rt4gZxwin0njTcrhQIpMbbnloNx2p3k4II 0ZA1gyfU8IUBtuXlRWFy68+0x9MhtoJLKORGQxfjmEsZmg6dCSs/IrH37idnIp9TK+1kzlzuBpko tZHO9MQfOjPiU4fN52F2Guo+OZrvffWiXLa7i69L9TG/PWt9fbU8PoCIuMS/MPziMzqUzFT7mWwQ g4b1veItkQ2VgeDAJl2zUGtIkwxkWcj/C8ofAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAA AOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh ADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh AD/5YKFOAgAAYQQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhALAP70veAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAqAQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAA BAAEAPMAAACzBQAAAAA= ">
Дистресс
Психосоматические болезни, личностные деформации
Продуктивная мобилизация
H 7g7dlCZNTk9Hg1FEfmBzhxBp/P4GUUuPg69kndOTvRPLAm1PdYFpsswzqToZq1N6x2OgrmuBX8/X sXXHIUCgdW6KDRILpptz3EsUKgPvKWlwxnPq3i0ZCErUc43NOe0Ph2EpohK5pAQOLfNDC9McoXLq KenEqe8WaWlBLiqM1I9saHOODS1l5Po+q136OMexW7udC4tyqEev+z/D5BcAAAD//wMAUEsDBBQA BgAIAAAAIQA2fkYg3gAAAAkBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/NTsMwEITvSLyDtUjcqE34 a9I4FQIViWObXrg58TYJxOsodtrA07OcynFnRrPf5OvZ9eKIY+g8abhdKBBItbcdNRr25eZmCSJE Q9b0nlDDNwZYF5cXucmsP9EWj7vYCC6hkBkNbYxDJmWoW3QmLPyAxN7Bj85EPsdG2tGcuNz1MlHq UTrTEX9ozYAvLdZfu8lpqLpkb3625Zty6eYuvs/l5/TxqvX11fy8AhFxjucw/OEzOhTMVPmJbBC9 hieV8JbIhkpBcCB9uGeh0rBMUpBFLv8vKH4BAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA 4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA OP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA YqBAb00CAABhBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAA ACEANn5GIN4AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAACnBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAE AAQA8wAAALIFAAAAAA== ">
Распад деятельности
Разрушение целенаправленной активности
l +Pbo7jhMaVKndDoZTQLyPZ87hojD9zeISnpsfCWrlJ4cgljS0fZUZ6EtPZOq32PKSu957KjrJfDN qumlCxR0vK5MtkVmwfSNjoOJm9LAe0pqbPKUundrBoIS9VyjOtPheNxNRTACmZTAsWd17GGaI1RK PSX9duH7SVpbkEWJLw0DHdqcoaK5DGTfZbXPHxs5aLAfum5Sju0QdfdrmP8CAAD//wMAUEsDBBQA BgAIAAAAIQDrNJaH3QAAAAkBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/BTsMwEETvSPyDtUjcWptU qpIQp0KgInFs0wu3TbwkgdiOYqcNfD3bExx3ZjT7ptgtdhBnmkLvnYaHtQJBrvGmd62GU7VfpSBC RGdw8I40fFOAXXl7U2Bu/MUd6HyMreASF3LU0MU45lKGpiOLYe1Hcux9+Mli5HNqpZnwwuV2kIlS W2mxd/yhw5GeO2q+jrPVUPfJCX8O1auy2X4T35bqc35/0fr+bnl6BBFpiX9huOIzOpTMVPvZmSAG DavNlrdENlQG4hrIUhZqDWmSgSwL+X9B+QsAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADh AQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4 /SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBo A4SzTQIAAGIEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAA IQDrNJaH3QAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAKcEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQA BADzAAAAsQUAAAAA ">
Острые стрессовые реакции
Физиологические, эмоциональные, ступор
Реорганизация поведения
Гомеостатическое регулирование
Стадия устойчивого сопротивления

 


Рис. 1.1. Схема трехфазной модели динамики стрессового реагирования (по Г. Селье)

 

Соотнесем эти стадии со стадиями развития профессонального стресса.

Итак, выделяют три основные стадии развития стрессового состояния: нарастание напряженности, собственно стресс, снижение внутренней напряженности (см. Рисунок 1.2).

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План работы | Тема: Причины и последствия ПС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.