КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Профессиональный стресс в педагогической деятельности
Лекция №6 Не вызывает сомнение, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек и взаимодействие «человек-человек» зависит от качеств того и другого. Поэтому, будет правильным, отнести профессию преподавателя высшего учебного заведения к данному типу профессий. Но так как по теме деформации личности преподавателей высшего учебного заведения нет достаточной литературы, то в данной работе мы рассмотрим в целом специфичность педагогической деятельности и выделим трудности педагогического процесса как источники профессионального стресса. Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности по А.С. Шафрановой [34; 27]. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии. О типичности стресса для педагогической деятельности из-за ее насыщенности такими стресс-агентами, как социальная оценка, физическая опасность, неопределенность, повседневная рутина говорят многие исследователи. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, I. Dunham выделяет в первую очередь такие, как фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание. Подобные стресс-реакции E. Paykel, I. Dunham и другие зарубежные авторы связывают со следующими особенностями преподавательского труда:
- восприятие и осмысление одновременных коммуникаций разнообразного рода; - изменение микросоциальной ситуации; - взаимодействие с различными социальными группами; - ролевая неопределенность (обилие социально-ролевых ожиданий); - поведение и отношение детей. Для выявления стресс-факторов в педагогической деятельности необходимо проанализировать модели педагогической деятельности. А. И. Щербаков определяет следующие основные функции в труде педагога: информационная; мобилизационная; развивающая; ориентационная; конструктивная; коммуникативная; организаторская; исследовательская [по 3; 18]. А.К. Маркова и Л.М. Митина анализируют педагогическую деятельность с основных сторон, а именно: педагогическая деятельность, как профессиональная активность педагога; педагогическое общение; личность самого педагога; обученность и обучаемость; воспитанность и воспитуемость [по 3; 20]. Модели педагогической деятельности В.А. Сластенина, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой можно отнести к системным. Наиболее удачным применением системного подхода в теории профессиональной педагогической деятельности представлено в работах Н. В. Кузьминой [по 28; 23]. По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. К структурным относятся: субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации. К функциональным компонентам относятся: гностический (информационный), проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.
Развивая взгляды Н.В. Кузьминой относительно структуры деятельности и рассматривая обучение как процесс управления, В.А. Якунин выделяет следующие функциональные компоненты педагогической деятельности: 1) целеопределение – процесс проектирования личности обучаемого, или формирование модели будущего специалиста; 2) информационный – содержание обучения и воспитания; 3) прогнозирование – предсказание ближних и дальних психологических результатов обучения в определенных условиях его осуществления; 4) принятие решений – выбор оптимальных способов индивидуального и коллективного влияния на личность; 5) организация исполнения – реализация учебно-методических планов, программ и педагогических решений; 6) общение и коммуникации – способы взаимодействия участников учебного процесса; 7) Контроль – предполагает оценку фактического результата; 8) Коррекция – устранение нежелательных отклонений и изменений в психике и поведении участников учебного процесса. Учитывая все достоинства данной модели (структурный состав, кольцевой характер, управляемость) и схожесть описания именно труда преподавателей высшей школы, мы в дальнейшем при описании стресс-факторов будем опираться на модель В.А. Якунина. Кроме вышеперечисленных компонентов деятельности педагога высшей школы мы добавим исследовательский, так как преподаватель высшей школы должен постоянно заниматься научно-исследовательской деятельностью, а именно разрабатывать одно или несколько научных направлений, издавать статьи и учебно-методическую литературу, выступать на конференциях, активно готовить студентов к исследовательской деятельности. Итак, рассмотрев специфику педагогической деятельности преподавателей, перейдем к анализу факторов, способствующих возникновению профессиональных стрессов и развитию эмоционального выгорания. По данным социально - демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Немалая роль здесь, конечно, психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты и, по крайней мере, обречены на эмоциональное выгорание.
Маркова А.К., говорит о том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения [ по 29, 11]. В педагогической практике выделяют ряд факторов инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на таблицу, предложенную В.Е. Орлом [23; 30].
Таблица 1.2 Факторы, инициирующие эмоциональное выгорание в педагогической практике
Анализ профессиональных стрессоров, создающих в процессе работы высокий уровень напряжения, позволил выделить четыре группы факторов, представленных ниже. В группе стрессогенных факторов, зависящих от условий труда, с которыми педагогам приходится сталкиваться в процессе работы: ü перегрузки работой в целом; ü различные финансовые затруднения;
ü загруженность работой и отсутствие свободного времени; ü быстрое переключение на новую работу; ü отсутствие стимулов для качественной работы; ü перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей. В группе стрессоров, зависящих от личных качеств работника: ü боязнь администрации (особенно при авторитарном стиле управления); ü чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты работы; ü ошибки в общении с коллегами и администрацией; ü возбудимость как доминирующая черта характера; ü изолированная позиция в коллективе; ü нехватка знаний по технологии профессиональной деятельности; ü нехватка времени вследствие плохой самоорганизации. В группе стрессогенных факторов, обусловленных управленческими причинами: ü конфликты с администрацией по причинам ее низкой управленческой культуры и компетентности; ü неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников; ü унижение перед коллективом; ü недоверие руководителя к возможностям и способностям работника; ü оскорбление со стороны администрации отдельных работников; ü проблемы, связанные с аттестацией профессионализма работников; ü слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника. В группе стрессоров, обусловленных межличностным общением с коллегами, данные следующие: ü оскорбления со стороны коллег; ü негативные проявления в оценках деятельности и личностных качеств со стороны партнеров по работе; ü позиция «отвергаемого» в коллективе; ü наличие группировок в коллективе; ü психофизиологическая несовместимость, безотчетная неприязнь и т.п.; ü столкновения на почве антагонизма в профессионализме. Итак, проанализировав стресс-факторы, способствующие возникновению профессиональных стрессов, мы разделили их на две группы: внешние и внутренние. К внешним, мы отнесли следующие факторы: организационные (условия и организация труда, взаимоотношения с руководством и коллективом, взаимоотношения со студентами и т.п). К внутренним (индивидуально-психологические особенности личности педагога: мотивированность, направленность, характер и темперамент, способности, самооценка, стрессоустойчивость). Кроме того вы выделили ряд профессионально важных качеств препятствующих эмоциональному выгоранию педагога. Среди профессионально важных качеств педагогов в отечественной литературе выделяются следующие: эмпатия, эрудиция, педагогическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм, находчивость, педагогическое предвидение, рефлексия, внутренняя мотивация, потребность в саморазвитии. Таким образом, на основании вышесказанного, мы видим, что профессия педагога может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции”. Проявления стресса в работе педагога разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит педагог.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |