Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особо охраняемые природные территории, их типы




Лекция 19

Одна из важнейших функций охраны природы - полное или частичное изъятие (консервация, заповедание) природных гео- и экосистем из сферы хозяйственной деятельности человека. В связи с этим выделяют особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки суши и водоемов, на которых в установленном законом порядке полностью исключено или ограничено хозяйственное использование природного ландшафта в целом или отдельных его компонентов. Эти действия сопровождаются введением специального охранного режима.

Выделение особо охраняемых территорий связано:

а) с сохранением всего разнообразия живых организмов, их генофонда, природных экосистем, которое обычно сочетается с задачами научных исследований закономерностей функционирования и динамики природных ландшафтов или их компонентов.

б) с сохранением и воспроизводством возобновимых ресурсов и их качества.

в) с охраной окружающей человека среды.

г) с предупреждением развития разрушительных природных процессов.

К настоящему времени сложились различные формы ООПТ. Среди них наибольшее распространение получили заповедники, заказники, памятники природы, резерваты, национальные парки.

Государственный природный заповедник (полный резерват) является наиболее жесткой формой территориальной охраны природы. Он представляет собой, во-первых, территорию, полностью изъятую из хозяйственного использования, а во-вторых, научно-исследовательское учреждение, имеющее целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений. В заповедниках разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность, а в исключительных случаях – организация учебно-экологических маршрутов.

Глобальный экологический мониторинг осуществляют сейчас биосферные заповедники. В России таким международным статусом обладают около 20% заповедников, в том числе Приокско-Террасный, находящийся недалеко от Москвы, Баргузинский заповедник и другие.

Национальные парки – территории (от нескольких тысяч до нескольких млн. га), исключенные из промышленной и с/х эксплуатации с целью сохранения природных комплексов с особой экологической, исторической и эстетической ценностью и для использования их в рекреационных и культурных целях. В большинстве стран мира национальные парки – основная форма охраны ландшафтов. В нашей стране они стали создаваться в 70-80 годах 20 века. Одним из известных национальных парков в России является Лосиный остров (Москва).

Памятники природы – это отдельные природные объекты, имеющие научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Ими могут быть необычный родник, водопад, овраг с редкими видами растений, очень старые деревья, например дубы в усадьбе Коломенское, сохранившиеся со времен Ивана Грозного.

Заказники – это природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. На участках, занимаемых заказниками, постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности. Например, запрещена любая хозяйственная деятельность, ведущая к нарушению ландшафта, но может быть разрешена охота. Часто создаются временные охотничьи заказники для сохранения и восстановления численности каких-либо видов животных.

Заказники и памятники природы хотя и играют положительную роль в деле поддержания экологического равновесия, но кардинально решить проблему не могут. Сохранить можно лишь системные природные совокупности, а не отдельные компоненты.

Резерваты – особо охраняемые природные территории с заповедным или заказным режимом. Термин широко применяется за рубежом. В одних странах по своему назначению и режиму резерваты приближаются к заказникам, в других (Австрия, Финляндия, Швеция и др.) – к заповедникам По назначению выделяют лесные, болотные, зоологические, ботанические, комплексные резерваты, по режиму – строгие, неполно охраняемые.

За последние 10-15 лет активно обсуждается вопрос о формировании природоохранной сети, охватывающей наиболее важные с точки зрения поддержания ландшафтно-экологического равновесия территории. На основе представления о природоохранной сети возникло представление о природоохранном каркасе региона. Экологический каркас региона – это система природных «диких» и культурных ландшафтов, построенная на основе крупных резерватов, соединенных экологическими коридорами, дистанцированная от центров и осей хозяйственной активности и обеспечивающая экологическую стабильность территории соответствующего уровня.

В настоящее время организация заповедного дела в России получила широкое международное признание. На конец 20 века 21 заповедник России имел международный статус биосферного резервата ЮНЕСКО, 5 находилось под юрисдикцией международной Конвенции об охране всемирного культурного наследия, 2 получили дипломы Совета Европы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова одна из важнейших функций охраны природы?

2. С чем связано выделение особо охраняемых территорий?

3. Какие формы особо охраняемых природных территорий Вам известны?

4. Что такое заповедник? Какие виды деятельности в нем разрешены?

5. Какую функцию выполняют заказники?

6. Какие формы особо охраняемых территорий известны за рубежом?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная

 

1.Биология с основами экологии /Д.В. Вахненко и [ др].- Ростов н/Д.:Феникс,2005.- 512 с.

2. Колесников, С.И. Экология /С.И. Колесников.- М.: Академцентр, 2008.- 315 с.

3. Маринченко, А.В. Экология./А.В. Маринченко- М.: Дашков и К0, 2008.- 328 с.

4. Лысов, П.К. Биология с основами экологии./П. К. Лысов.– М.: Высшая школа, 2007. – 655 с.

5. Пехов, А.П. Биология с основами экологии /А.П. Пехов.- СП/б.: Лань, 2007. – 688 с.

 

Дополнительная

1. Экологические основы природопользования /Э.А. Арустамов, и [др]. - М.: Дашков и К0, 2005. – 320 с.

2. Виноградова, Н.Ю. Глобальная экология /Н. Ю. Виноградова. - М.: Просвещение, 2001.- 310 с.

3. Гальперин, М.В. Общая экология: учебник /М.В. Гальперин. - М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2006.- 336 с.

4. Ручин, А.Б. Экология популяций и сообществ./ А.Б. Ручин - М.: Академия,2008.- 352 с.

5. Степановских, А.С. Экология. /А.С. Степановских. – Курган.: Зауралье, 1997.- 612 с.

6. Шамилева, И.А. Экология: уч. пособие /И.А. Шамилева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 144 с.

7. Шилов, И.А. Экология./И.А. Шилов.- М.: Высшая школа.,2003. – 512 с.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Авраменко, И.М. Природопользование /И.М. Авраменко. – СПб.: - Лань, 2003. – 208 с.

2. Блохин, Г.И. Зоология. / Г. И. Блохин, В. А. Александров. - М.: Академия, 2008. – 512 с.

3. Биология с основами экологии /Д.В. Вахненко [ и др].- Ростов н/Д.: Феникс,2005. – 512 с.

4. Валова (Копылова), В.Д. Экология: учебник /В.Д. Валова (Копыл ова). - М.: Дашков и К0, 2007. – 350 с.

5. Виноградова, Н.Ю. Глобальная экология / Н.Ю. Виноградова. - М.: Просвещение, 2001. – 310 с.

6. Гальперин, М.В. Общая экология: учебник / М. В. Гальперин.- М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2006. – 336 с.

7. Гофман, К.Г. Экономика природопользования / К.Г. Гофман. - М., 1998. – 320 с.

8. Догель, В. А. Зоология беспозвоночных / В. А. Догель. – М.: Высшая школа, 2009. -559 с.

9. Емельянов, А.Г. Основы природопользования / А.Г. Емельянов. - М.: Академия», 2004. – 304 с.

10. Колесников, С.И. Экология / С.И. Колесников. - М.: Академцентр, 2008. – 315 с.

11. Лукин, Е.И. Зоология / Е.И. Лукин. – М.: Высшая школа, 1989. – 381 с.

12. Лысов, П.К. Биология с основами экологии / П.К.Лысов. - М.: Высшая школа, 2007. – 655 с.

13. Мамонтов, Е. Г. Биология: учебное пособие / Е. Г. Мамонтов – М.: Дрофа, 2004. -480 с.

14. Маринченко, А.В. Экология./А.В. Маринченко- М.: Дашков и К0, 2008. –328 с.

15. Ручин, А. Б. Экология популяций и сообществ / А. Б. Ручин. – М.: Академия, 2008. – 352

с.

16. Степановских, А. С. Экология / А. С. Степановских. Курган.: Зауралье,1997. – 612 с.

17. Пехов, А.П. Биология с основами экологии / А.П. Пехов. - СП/б.: Лань, 2001.- 688 с.

18. Шамилева, И. А. Экология / И. А. Шамилева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 144 с.

19. Шилов, И. А. Экология / И. А. Шилов. – М.: Высшая школа, 2003. – 512 с.

20. Экология и природопользование: уч. пособ. /К.Ц. Мязитов [и др.], Саратов, Научная книга, 2002. – 250 с.

21. Экологические основы природопользования / Э.А. Арустамов [ и др].- М.: Дашков и К0, 2005. – 320 с.

22. Экология и экономика природопользования / Э. В. Гирусов. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. – 591 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………  
Лекция 1. Зоология как комплексная наука о животных. Отличие животных от других форм живого, их роль в биологическом круговороте веществ. Общая характеристика одноклеточных животных………………………………………………………………………..  
1.1. Система органического мира………………………………………………………….  
1.2. Зоология как комплексная наука о животных………………………………………..  
1.3. Отличие животных от других форм живого, их роль в биологическом круговороте веществ………………………………………………………………………..  
1.4. Система животного мира  
1.5. Подцарство Одноклеточные, или Простейшие  
1.6. Филогения простейших…...........................................................................................  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы………………………………………………………………………..  
Лекция 2. Гипотезы Э. Геккеля и И.И. Мечникова о происхождении многоклеточных животных. Основные направления эволюции двуслойных многоклеточных……………………………………………………………………..    
2.1. Происхождение многоклеточных животных………………………………………..  
2.2. Основные направления эволюции двуслойных многоклеточных………………  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы…………………………………………………………………………  
Лекция 3. Тип Плоские черви, общая характеристика, филогения. Тип Первичнополостные черви, прогрессивные черты организации, филогения…...  
3.1.Тип Плоские черви……………………………………………………………………..  
3.2 Тип Первичнополостные черви………………………………………………………..  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы………………………………………………………………………….  
Лекция 4. Тип Кольчатые черви, классификация, общая характеристика, роль в эволюции беспозвоночных животных  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы…………………………………………………………………………  
Лекция 5. Тип Членистоногие. Классификация. Аннелидные и артроподные признаки в организации членистоногих………………………………………………..  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы………………………………………………………………………….  
Лекция 6. Тип Хордовые. Классификация типа. Краткая характеристика подтипов, филогенез………………………………………………………………..……..  
6.1. Общие признаки хордовых…………………………………………………………….  
6.2. Подтип Бесчерепные…………………………………………………………………. 6.3 Подтип Личиночнохордовые  
6.4. Подтип Позвоночные…………………………………………………………………..  
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………………  
Список литературы………………………………………………………………………….  
Лекция 7. Группа Анамний. Краткая характеристика основных классов………..  
7.1. Опорно-двигательная система и локомоция………………………………………….  
7.2. Дыхательная система и газообмен……………………………………………………  
7.3. Водно-солевой обмен и органы выделения…………………………………………...  
7.4. Половая система и размножение………………………………………………………  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы…………………………………………………………………………  
Лекция 8. Тип Хордовые. Класс Земноводные. Особенности строения и развития…………………………………………………………………………………..  
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………………  
Список литературы…………………………………………………………………………  
Лекция 9. Группа Амниот. Краткая характеристика основных классов………….  
9.1. Строение и функции кожных покровов………………………………………………  
9.2. Водно-солевой обмен и выделительная система…………………………………….  
9.3. Тип развития. Зародышевые оболочки………………………………………………..  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы………………………………………………………………………….  
Лекция 10. Экология как комплекс наук, регулирующий взаимоотношения природы и общества. Биосфера и человек, учение В. И. Вернадского о биосфере……………………………………………………………………………………    
10.1. Предмет, задачи и методы экологии………………………………………………..  
10,2. Биоэкология и ее основные законы…………………………………………………..  
10.3. Биосфера и человек. Учение В. И. Вернадского о биосфере………………………  
10.4. Ноосфера как высшая стадия эволюции биосферы…………………………………  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы  
Лекция 11. Экологические факторы и их классификация. Экологическая пластичность. Принципы экологической классификации организмов……………  
11.1. Экологические факторы и их классификация……………………………………….  
11.2. Экологическая пластичность…………………………………………………………  
11.3. Принципы экологической классификации организмов……………………………  
11.4. Характеристика основных экологических факторов………………………………. Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы…………………………………………………………………………  
Лекция 12. Популяции, их свойства, структура……………………………………….  
12.1. Понятия вида и популяции…………………………………………………………..  
12.2. Статистические и динамические показатели популяции…………………………..  
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………………  
Список литературы  
Лекция 13. Понятие о биоценозе, его структура. Отношения организмов в биоценозе……………………………………………………………………………............  
13.1. Структура биоценоза………………………………………………………………….  
13.2. Типы связей и взаимоотношений между организмами……………………………..  
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………………  
Список литературы…………………………………………………………………………  
Лекция 14. Понятие об экосистемах. Классификация экосистем…………………...  
14.1. Структура и функционирование экосистем………………………………………..  
14.2. Динамика экосистем………………………………………………………………….  
14.3. Природные и антропогенные экосистемы…………………………….…………….  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы…………………………………………………………………………  
Лекция 15. Экологические основы рационального природопользования. Почва как среда обитания и природный ресурс……………………………………..  
15.1. Предмет и задачи природопользования и охраны природы……………………….  
15.2. Правила рационального природопользования и охраны природы………………..  
15.3. Природные ресурсы, их классификация……………………………………………  
15.4. Почва как среда обитания и природный ресурс……………………………………  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы…………………………………………………………………………  
Лекция 16. Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана………….  
16.1. Роль воды в природе и жизни человека……………………………………………...  
16.2. Водное законодательство……………………………………………………………..  
16.3. Государственный мониторинг водных объектов…………………………………..  
16.4. Охрана поверхностных вод…………………………………………………………..  
16.5. Подготовка воды для питьевых целей………………………………………………  
16.6. Государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов…………………………………………………………………………………….  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы…………………………………………………………………………  
Лекция 17. Воздушные ресурсы, их рациональное использование и охрана……..  
17.1. Атмосфера, как часть природной среды…………………………………………….  
17.2. Источники загрязнения атмосферы…………………………………………………  
17.3. Меры по охране атмосферного воздуха……………………………………………..  
17.4. Законодательство в сфере охраны атмосферы………………………………………  
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………………  
Список литературы………………………………………………………………………….  
Лекция 18. Растительные и животные ресурсы, рациональное использование и охрана……………………………………………………………………………………..  
18.1. Растительные ресурсы. Значение в природе и жизни человека…………………..  
18.2. Воздействие человека на растительность…………………………………………..  
18.3. Лесные ресурсы……………………………………………………………………….  
18.4. Животный мир и его охрана………………………………………………………….  
Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………..  
Список литературы………………………………………………………………………….  
Лекция 19. Особо охраняемые природные территории, их типы……….…………..  
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………………………  
Список литературы…………………………………………………………………………  
Библиографический список………………………………………………………………  
Содержание………………………………………………………………………….      



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.