Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ финансовых показателей




Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение. Финансовый анализ складывается из четырёх основных шагов:

1) выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем;

2) расчёт этих показателей;

3) сравнение полученных величин с аналогичными показателями данной фирмы за предыдущие годы, среднеотраслевыми и конкурентными величинами;

4) использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы.

Среди множества финансовых показателей есть такие, которые имеют особо важное значение для определения позиции фирмы и могут использоваться для анализа любых стратегических проблем.

Можно выделить три типа наиболее значимых финансовых показателей. Это показатели:

1) ликвидности (краткосрочной платёжеспособности);

2) активности (оборачиваемости);

3) доходности (прибыльности, рентабельности).

Показатели ликвидности.

Ликвидность – это способность организации ответить по своим краткосрочным обязательствам. Если платёжеспособность фирмы низка, это говорит о её крайне слабом финансовом здоровье и невозможности решать большинство вопросов своей деятельности, в частности такого, как привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет подорвано. Иначе ликвидность определяют как качество оборотных (текущих) активов фирмы, их способность покрывать долги фирмы.

Если фирма хочет составить обоснованный стратегический план, то проблема ликвидности должна быть решена ещё до начала процесса долгосрочного планирования.

Выделяют два основных вида показателей ликвидности:

1) общий коэффициент покрытия;

2) коэффициент абсолютной ликвидности.

Общий коэффициент покрытия выражает соотношение между текущими (оборотными) активами фирмы и её текущими (краткосрочными обязательствами.

Общий коэффициент Текущие активы

покрытия (ОКП) = ----------------------

Текущие пассивы

Минимально необходимая величина ОКП должна быть не менее «1» - иначе фирма будет признана неплатёжеспособной. Оптимальный показатель ОКП, по оценкам экспертов, колеблется в диапазоне от «2» до «2,5».

Однако приемлемая величина ОКП в большей степени зависит от специфики отрасли, размеров фирмы, степени доверия к ней кредиторов. ОКП может быть ниже для отраслей с быстрой оборачиваемостью текущих активов (около 1,5), для фирм с небольшими товарно-материальными запасами и хорошей репутацией.

Значение общего коэффициента покрытия, как и в целом показателей ликвидности, для планирования определяется его способностью ответить на следующие вопросы:

1) Могут ли прогнозы ликвидности обеспечить выплаты фирмы по значительным обязательствам?

2) В состоянии ли подготовленные прогнозы ликвидности объяснить причины падения платёжеспособности (если такое существует и увязать эти процессы с изменениями в доходах?

3) Какие усилия должна предпринять организация (а точнее, её менеджмент) для улучшения позиций платёжеспособности?

4) Могут ли быть изменены условия, лежащие в основе ухудшившейся ситуации?

Существует ряд практических советов по повышению платёжеспособности фирмы.

Один из них – увеличение краткосрочных долгов предприятия, а за счёт их – и величины текущих активов. Если предприятие путём эффективной деятельности сумеет вложить денежные средства так, чтобы они принесли дополнительную прибыль, то полученная прибыль позволит увеличить оборотные средства, а значит, улучшить соотношение между текущими активами и пассивами.

Другой способ – не увеличивать оборотные средства, а часть их, напротив, направить на погашение долгов. Но в этом случае снижается величина как текущих пассивов, так и текущих активов, что может привести не только к повышению, но и к понижению показателя ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или «быстрооборачиваемые активы», определяется как разница между общей величиной текущих активов (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами.

Коэффициент абсолютной Текущие активы - Запасы

ликвидности (АЛК) = -----------------------------------

Текущие пассивы

По оценкам экспертов, теоретически приемлемой величиной считается АЛК не ниже «0,2». Показатель АЛК менее консервативен, чем общий коэффициент покрытия, он определяет способности наиболее ликвидных текущих активов – денег в кассе, на банковском счёте, ценных бумаг – оплатить долги предприятия.

Показатели активности (оборачиваемости)

Этот тип финансовых показателей определяет, насколько хорошо фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели активности выражают соотношение между величиной продаж и различными элементами активов, т.е выясняют количество продаж, созданное одним рублём инвестиций в активы. Одними из наиболее употребляемых показателей активности являются:

1) оборот счетов к оплате (оборот дебиторской задолженности);

2) оборот запасов;

3) оборот основных средств (фиксированных активов).

Оборот счетов к оплате определяется как соотношение величины продаж в кредит и счетов к оплате (дебиторской задолженности).

Оборот счетов Чистые продажи в кредит

к оплате (ОСО) = ----------------------------------------------------------

Счета к оплате (дебиторская задолженность)

Чем выше показатель ОСО, тем короче время между продажей и получением денег. Величина ОСО, т.обр., показывает, насколько хорошо фирма управляет дебиторской задолженностью.

Если показатель ОСО фирмы низок по сравнению с предыдущими периодами, или среднеотраслевыми цифрами, или показателями фирм конкурентов, это может означать:

1) разнообразие разновидностей потребительских кредитов, применяемых фирмой;

2) чрезмерно мягкую кредитную политику;

3) неумение фирмы справляться со сбором платежей в назначенные сроки.

Если при планировании своей деятельности фирма не обратит внимание на тревожные показатели ОСО, в будущем это приведёт к следующим негативным последствиям:

1) убыткам в сфере кредитных продаж;

2) увеличению издержек по получению платежей;

3) снижению ликвидности за счёт увеличения доли активов, выраженных в дебиторской задолженности.

Оборот товарно-материальных запасов. Этот показатель определяет, насколько сбалансирована величина запасов фирмы. Рассчитывается как соотношение между стоимостью проданных товаров (издержек на реализованные фирмой товары) и величиной товарно-материальных запасов.

Оборот товарно- Стоимость проданных товаров

материальных запасов = -------------------------------------------

(ОЗ) Запасы

Данный показатель измеряет скорость прохождения товаров от покупки ресурсов до продажи готовых товаров. Расчёт ОЗ применим только в тех случаях, когда продажи возрастают равномерно.

Высокий показатель ОЗ показывает очень хорошую ликвидность фирмы или превосходное торговое искусство. Или наоборот – количество запасов, недостаточное для торговли. Низкий показатель ОЗ означает неважную ликвидность, излишек запасов или их устарелость. Иногда причиной низкого ОЗ являются сезонность продаж (и накопление несезонных товаров), проведение политики придерживания запасов или запланированное повышение запасов в ожидании некоторых других событий (например, создание запасов угля в ожидании забастовки шахтёров).

Предприятие, имеющее низкий ОЗ из-за кризиса неплатежей или вследствие общей ситуации перепроизводства, не должно относить неудовлетворительный уровень показателя только к серьёзным недостаткам своей внутренней деятельности.

Другим способом определения оборота запасов является деление величины чистых продаж на объём запасов.

Чистые продажи

ОЗ = -------------------------

Запасы

Оборот основных средств (фиксированных запасов) определяется в результате деления чистых продаж фирмы на величину основных средств.

Чистые продажи

Оборот основных = -------------------------------------------------------------

средств (ООС) Основные средства (чистая величина основных

средств за вычетом нематериальных активов)

ООС определяет ежегодный доход, приносимый каждым рублём основных средств.

Подсчёт ООС – хороший способ реальной оценки основных средств в противовес установлению их балансовой стоимости, которая не может учесть подлинную ценность основных средств для хозяйственной деятельности.

Оборот общих активов – это показатель, который является общим индикатором эффективности управления использованием ресурсов фирмы.

Чистые продажи

Общий оборот активов = -----------------------

(ООА) Общие активы

Финансовые показатели сами по себе не являются причиной неудач фирмы. Они всего лишь индикаторы неблагополучия, глубинные причины которого кроются в непосредственной хозяйственной деятельности, а также в стратегии действий, которую выбрало руководство фирмы. Следовательно, неудовлетворительные финансовые показатели должны послужить отправной точкой не только для пересмотра финансовых планов, но и в первую очередь для переформулирования общей стратегии фирмы.

Показатели доходности.

Показатели доходности (рентабельности) – наиболее распространённый способ измерения успеха фирмы.

Показателями рентабельности являются:

1) рентабельность капитала (активов) – это отношение прибыли к капиталу (активам). Этот показатель служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и отраслях, поскольку даёт общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заёмного, привлекаемого на долгосрочной основе.

2) Рентабельность издержек (продукции) – это отношение прибыли к себестоимости (издержкам). Рентабельность продукции характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятия.

3) Рентабельность продаж – это отношение прибыли к цене (выручке от реализации). Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.

Помимо трёх названных типов финансовых показателей в современном финансовом планировании широко используется анализ ещё двух категорий:

1) показателей использования финансового рычага;

2) комплексных (композитных) показателей.

Показатели использования финансового рычага.

Финансовый рычаг – это способ увеличения доходности (рентабельности) собственного капитала за счёт использования кредита.

Чем больше величина заёмных средств, тем длиннее рычаг, тем выше рентабельность собственного капитала. Одновременно чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы, связанный с оплатой своих обязательств. Поэтому показатели использования финансового рычага – это в первую очередь измерители финансового риска фирмы.

Существует два способа измерения рычага в финансовом анализе:

1) определение меры использования долгов для финансирования активов;

2) расчёт показателей охвата, измеряющих способность фирмы покрыть свои долги.

К первому типу показателей использования рычага относится показатель долга:

Общие пассивы (обязательства)

Показатель = -----------------------------------------

долга (ПД) Общие активы

Высокий показатель долга ослабляет способность фирмы к будущим займам. Кроме того уменьшается её финансовая гибкость, что связано с разрывом доверия между менеджментом и инвесторами фирмы. Фирма теряет возможность увеличивать активы путём роста собственного (акционерного) капитала из-за сомнений потенциальных инвесторов в надёжности фирмы. Особенно резко финансовая гибкость уменьшается в периоды кризисов. Поэтому лучше иметь не очень высокий показатель долга, но обладать возможностями получать новые кредиты и увеличивать собственный капитал.

Ко второму типу измерителей финансового долга относится показатель уровня покрытия процентов. Он определяет способность фирмы оплачивать проценты по долгу из полученных доходов и показывает, во сколько раз валовая прибыль фирмы выше затрат по выплате процентов.

Валовая прибыль

Уровень покрытия = -----------------------------------------

процентов (УПП) Затраты на выплату процентов

Комплексные показатели.

Более точные представления о финансовом положении фирмы даёт сочетание нескольких значительных финансовых показателей.

Одним из вариантов комплексных показателей являются «Z счета», метод расчёта которых впервые был предложен Э.Альтманом.

«Z счета» используются для измерения вероятности банкротства фирмы. При подсчёте «Z счетов» используются т.н. коэффициенты Альтмана, введённые автором методики.

 

Z = 6,51 * 1 + 3.26 * 2 + 6.76 * 3 + 1,05 * 4,

Текущие активы – текущие пассивы

где * 1 = ------------------------------------------------

Общие активы

Сумма резервов фирмы

* 2 = ---------------------------------

Общие резервы

Валовая прибыль

* 3 = ------------------------

Общие активы

Стоимость обычных акций

* 4 = -------------------------------------

Общие пассивы

6,51; 3,26; 6,76; 1,05 – коэффициенты Альтмана.

Если общий счёт фирмы превышает 2,6, то она, скорее всего, имеет достаточно устойчивое финансовое положение, если счёт меньше 1,1, то организация недалека от банкротства.

Когда анализ финансовых показателей завершён, можно приступать к составлению финансовых планов – долгосрочного и краткосрочного (бюджетов).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.