КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Индивидуальный предприниматель
1. СХЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ПЕРЕД СОЗДАНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЕДИНИЦЫ
В соответствии с гражданским законодательством дееспособный гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, или в установленном порядке создать собственное дело в определенной организационно-правовой форме. 1. Идея и цели создания собственного дела Предпринимательская идея — это потенциальная возможность и необходимость собственной реализации индивидуума для решения собственных целей путем удовлетворения потребностей других. Предпринимательская деятельность как процесс как раз и начинается с идеи, которая при определенных условиях реализуется в конкретный проект, суть которого должна базироваться на принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Невозможно заниматься предпринимательством, не зная реально достижимой цели, которая была бы понятна и подчиненным, и потребителям результатов деятельности (товаров, услуг). Цель должна быть четко сформулирована самим предпринимателем, руководителем фирмы, чтобы ее довести до всех сотрудников, которые воплощают цель в конкретные результаты труда. Искусство постановки цели — это искусство управления фирмой, это возможность контроля за ходом и результатом достижения цели, это возможность правильной мотивации сотрудников и т.д. Поэтому важнейшая цель предпринимателя — это определение набора целей. Следовательно, чтобы стать предпринимателем, начать создавать собственное дело, нужно знать, чего хочет потребитель, сформулировать цель и стремиться ее достичь с меньшими расходами. Необходимо постоянно изучать чего хотят люди, и искать возможность дать им то, что они хотят! Организация собственного дела при наличии соответствующих материальных, финансовых и других возможностей может быть осуществлена посредством следующих форм: приобретение (покупка) предприятия (бизнеса), аренда предприятия в целом как имущественного комплекта, используемого для осуществления предпринимательской деятельности или учреждение собственного дела в определенной организационно-правовой форме. 2. Условия и принципы создания собственного дела Создание собственного дела в России осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах участников предпринимательской деятельности и нормативными актами, регулирующими весь процесс создания и функционирования предпринимательских организаций. Создание собственного дела в той или иной организационно-правовой форме предлагает наличие следующих предпосылок: • наличие имущества для формирования первоначального капитала; • наличие определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования минимального размера уставного (складочного) капитала; • наличие нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления намеченных видов деятельности, или наличие возможностей для заключения договора аренды нежилых помещений; • предварительное изучение предполагаемого рынка, на который предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности; • формирование команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного дела, хорошо знающих технологию осуществления определенных видов деятельности, ведение бухгалтерского и финансового учета и др. Будущий предприниматель должен быть компетентным в той области деятельности, в которой он намеревается создать свое дело. По данным американской статистики, около 90% новых предприятий открывают люди в той области деятельности, в которой уже имеют опыт работы, или прошли специальное обучение и стажировку, или сумели привлечь к созданию собственного дела высококвалифицированных специалистов, которым они доверяют свою судьбу. Для выбора карьеры в бизнесе будущему предпринимателю необходимо четко проанализировать свои качества, способности и возможности, чтобы, не отказываясь от мечты создать собственное дело, оценить, насколько он умеет ладить с людьми, обладает ли силой воли, упорством, желанием постоянно учиться искусству быть собственником дела, может ли разумно рисковать, предвидеть неудачи и стараться избегать их. Предприниматель должен уметь хорошо рассчитывать предполагаемые последствия от риска, сохранять предпринимательскую тайну, владеть всей информацией о деятельности собственного предприятия, потребителях продукции, клиентах, поставщиках, конкурентах в особенности. Учитывая, что в России функционирует огромный бюрократический слой чиновников, действует агрессивная внешняя среда, будущему предпринимателю нужно уметь предвидеть решения федеральных и местных властей, которые часто ущемляют права предпринимателей, научиться защищать не только свое имущество и все активы от посягательств агрессивных сил, но и свою жизнь. Будущий российский предприниматель непременно должен помнить важнейшее правило: в организации своего бизнеса (дела) он должен рассчитывать на собственные силы, ибо только малое предпринимательство пользуется определенной поддержкой со стороны государства. Задумав создать собственное дело, будущий предприниматель должен ответить на ряд основных вопросов: • для кого будет работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели), есть ли для него место на рынке. Поэтому процесс предпринимательского решения должен начинаться с оформления идеи — для кого производить продукцию, товары, выполнять работу, кому оказывать услуги (в зависимости от вида и типа рынка); • что производить, какие конкретно товары, какие конкретно выполнять услуги, работы; затем определить, есть ли у него все условия и факторы для своей деятельности. При этом следует помнить, что предприниматели имеют право заниматься только законной и (или) лицензируемой деятельностью; • как производить продукцию (товары), выполнять работы, оказывать услуги, на какой технической и технологической основе организовывать производство, с какими качественными характеристиками, с какими издержками, с каким уровнем конкурентоспособности. Поэтому очень важно знать соотношение на территориальном рынке между спросом и предложением товара, который собирается предложить предприниматель любой сферы деятельности — производственной, торгово-посреднической, финансово-кредитной. Если спрос большой и устойчивый, то есть смысл создавать собственное дело и производить данный продукт. Будущий предприниматель, планируя создать собственное дело, должен руководствоваться важнейшими рыночными принципами: • нужно найти потребность и удовлетворить ее; поскольку предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей, он работает не для себя, а для удовлетворения нужд конкретных потребителей, а сам получает прибыль (доход); • товары следует производить с более низкими издержками, иначе рынок может не признать эти товары, а предприниматель не сумеет их реализовать (продать) и получить планируемую прибыль; предприниматель, устанавливая цену на производимые товары, должен учитывать поведение конкурентов, покупательский спрос, уровень насыщения рынка. Завышенная цена не позволит своевременно продать товары, а заниженная — получить необходимый объем прибыли. Существенную роль в механизме создания и Функционирования собственного дела, ценообразования играет общий алгоритм, который можно выразить следующей краткой схемой: предпринимательская идея – цели предпринимательства – разработка предпринимательского проекта – его реализация – функционирование собственного дела.
2.УЧРЕЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЕДИНИЦЫ
Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру. Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, их системная организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии. Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства. Многообразие функциональных связей и способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к следующим типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и адаптивным. Линейная структура самая простая по построению и обеспечивает управляющее воздействие на объект одним доминантным лицом — руководителем, который получает официальную информацию только от непосредственно подчиненных ему лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им предпринимательской единице, и несет ответственность за ее работу перед вышестоящим руководителем (рис. 10.1). Данный тип организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами.
Рис.10.1. Линейная структура управления: Р - руководитель; Л - линейные органы управления (линейные руководители); И – исполнители.
Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, действия исполнителей согласованы, поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, поддержания необходимой дисциплины в коллективе. Руководитель несет личную ответственность за конечные результаты своего подразделения. Недостатками линейного построения организации являются жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными. Власть сконцентрирована в управляющей верхушке. Возрастание масштабов производства и его сложности сопровождается углублением разделения труда, дифференциацией функций деятельности производственной системы. При этом рост объема работ по управлению сопровождается углублением функционального разделения управленческого труда, обособлением и специализацией подразделений управления. При этом создается функциональный тип структуры управления. Функциональная структура (рис. 10.2) основана на дифференциации функций управления. Она сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления. Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения (блока) соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия. Традиционные функциональные блоки предприятия — это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.
Рис.10.1. Функциональная структура управления: Р - руководитель; Ф - функциональные органы управления (функциональные руководители); И – исполнители.
Если размер организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства. При этом необходимо соблюдать известную осторожность с тем, чтобы такой отдел (или подразделение) не ставил бы свои собственные цели выше общих целей всего предприятия. На практике обычно используется линейно-функциональная, или штабная структура, предусматривающая создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений (рис. 10.3). Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями.
Рис.10.1. Линейно-Функциональная структура управления: Р - руководитель; Ф - функциональные органы управления (функциональные руководители);Л – линейные органы управления; И – исполнители.
Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями. Эта система имеет две разновидности: цеховую структуру управления, характеризующуюся созданием при начальнике цеха функциональных подразделений по важнейшим функциям производства, и безцеховую структуру управления, применяющуюся на небольших предприятиях и характеризующуюся делением не на цехи, а на участки. Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом. К преимуществам функциональной структуры можно отнести высокую компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций. Она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности, исключает дублирование при выполнении управленческих функций. Вместе с тем специализация функциональных отделов нередко является препятствием для успешной деятельности предприятия, поскольку затрудняет координацию управленческих воздействий. Функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает вероятность конфликтов между функциональными отделами. Кроме того, на крупном предприятии цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной. Опыт показывает, что функциональную структуру целесообразно использовать на тех предприятиях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Примером такого рода могут служить предприятия, действующие в металлургической, резинотехнической промышленности, в отраслях, производящих сырьевые материалы. Функциональная структура не подходит для предприятий с широкой или с часто меняющейся номенклатурой продукции, а также для предприятий, осуществляющих свою деятельность в широких международных масштабах, одновременно на нескольких рынках в странах с различными социально-экономическими системами и законодательством. Для предприятий такого типа более подходят дивизиональные структуры. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация). При использовании дивизионально-продуктовой структуры управления создаются отделения по основным продуктам. Руководство производством и сбытом какого-либо продукта (услуги) передаются одному лицу, которое является ответственным за данный тип продукции. Руководители вспомогательных служб подчиняются ему. Некоторые предприятия производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеет четко определенные, или специфические, потребности. Если два или более таких элемента становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (рис. 10.4).
Рис.10.4. Организационная структура, ориентированная на потребителя Данный тип организационной структуры находит применение в достаточно специфичных областях, например в сфере образования, где в последнее время наряду с традиционными общеобразовательными программами возникли специальные отделения для обучения взрослых, повышения квалификации и т.д. Примером активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, являются коммерческие банки. Основные группы потребителей, пользующихся их услугами, — индивидуальные клиенты (частные лица), пенсионные фонды, трастовые фирмы, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых форм, торгующих оптом и в розницу. Если деятельность предприятия охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной организационная структура по территориальному принципу, т.е. по месту расположения ее подразделений (рис 10.5). Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь предприятия с клиентами, а также связь между его подразделениями.
Рис. 10.5. Региональная организационная структура
Хорошо знакомым примером региональных организационных структур могут служить сбытовые подразделения крупных предприятий. Среди них зачастую можно встретить подразделения, деятельность которых охватывает весьма обширные географические зоны, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие подразделения, поделенные на еще более мелкие блоки. Различные типы дивизиональной структуры имеют одну и ту же цель — обеспечить более эффективную реакцию предприятия на тот или иной фактор окружающей среды. Продуктовая структура позволяет легко справиться с разработкой новых видов продукции, исходя из соображений конкуренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей. Региональная структура позволяет более эффективно учитывать местное законодательство, социально-экономическую систему и рынки по мере географического расширения рыночных зон. Структура, ориентированная на потребителя, дает возможность наиболее эффективно учитывать запросы тех потребителей, от которых предприятие более всего зависит. Таким образом, выбор дивизиональной структуры должен быть основан на том, какой из этих факторов наиболее важен с точки зрения обеспечения реализации стратегических планов предприятия и достижения его целей. Дивизиональная структура существенно ускоряет реакцию предприятия на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения рассматриваются как центры прибыли, активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы. В то же время дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней управления для координации работы отделений, групп и т.п. Дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счете привело к росту затрат на содержание управленческого аппарата. Адаптивные, или органические, структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков. Обычно выделяют два типа адаптивных структур: проектный и матричный. Проектная структура формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения — проектной команды, работающей на временной основе. В ее состав обычно включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями, в число которых входит ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, четко определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность (при контрактной работе — увольняются). Такая структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов и заметно усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого. Матричная структура (рис. 10.6) представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Матричная структура управления ввиду особенностей своего построения, ориентации на конкретный проект или программу наиболее характерна и чаще всего встречается в промышленности, особенно на предприятиях наукоемких производств (микроэлектронная, компьютерная, космическая и т.д.). Как показывает практика, в сфере услуг вообще и в гостиничном бизнесе в частности данная структура практически не используется или используется редко. Тем не менее построение и использование матричной структуры управления рекомендуется, например, при разработке и внедрении новых гостиничных продуктов, реализации программ повышения качества обслуживания, организации мероприятий по повышению квалификации персонала и т.д.
Рис.10.6. Матричная структура управления Полномочия руководителя проекта могут варьироваться от полной власти над всеми деталями проекта до простых канцелярских полномочий. Руководитель проекта контролирует работу всех отделов над данным проектом, руководители функциональных отделов — работу своего отдела (и его подразделений) над всеми проектами. Матричная структура представляет собой попытку использовать преимущества как функционального, так и проектного принципа построения организации и по возможности избежать их недостатков. Матричная структура управления позволяет достичь определенной гибкости, которая никогда не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники закреплены за определенными функциональными отделами. В матричных структурах можно гибко перераспределять кадры в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Матричная организация дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур. Это достигается за счет создания должности руководителя проекта, который координирует все связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных отделах. В этой структуре усиливается контроль за решением отдельных задач проекта и повышается личная ответственность работников за выполнение программы. Среди недостатков матричной организации — сложность, а иногда и непонятность ее структуры, а наложение вертикальных и горизонтальных полномочий подрывает принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам и к трудностям в принятии решений. При использовании матричной структуры наблюдается более сильная, чем в традиционных структурах, зависимость успеха от личных взаимоотношений между сотрудниками. Здесь присутствует «дух нездорового соперничества» между руководителями программ. Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Любую перестройку организационной структуры управления необходимо оценивать прежде всего с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся (некризисной) экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации, при этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д. В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям: • обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях; • быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса; • иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления; • быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций. Принципы построения организационной структуры управления: • простота — обеспечение минимально возможного числа иерархических ступеней (уровней управления); • адаптивность — способность изменяться в определенных пределах при изменении внешних и внутренних условий; • структура предприятия должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной процессу производства и оказания услуг и меняться вместе с ними; • структура должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий менеджеров, которые, в свою очередь, определяются политикой, процедурой, правилами и должностными инструкциями; • при построении структур управления должен быть реализован принцип соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры конкретного сотрудника — с другой; • каждая функция, реализуемая фирмой, должна быть закреплена за конкретной службой, т.е. недопустимо закрепление одной функции за двумя или несколькими службами; • иерархия служб не должна подчинять одному субъекту управления более шести-восьми объектов; • кратчайшие пути прохождения информации; • разделение стратегических и оперативных функций. • наличие «дублирования» функций (одна и та же функция закреплена за разными структурными подразделениями); • наличие функций управления, не закрепленных за каким-либо структурным подразделением (например, часто незакрепленной оказывается функция разработки кредитной политики, так как фирма не пользуется кредитами); • превышение нормы управления (6—8 объектов управления); • двойное подчинение (в турфирме так часто бывает с курьером, который подчинен практически всем сотрудникам). На эффективность организационной структуры управления влияют: • действительные взаимосвязи, возникающие между сотрудниками и их работой, что отражается в их должностных обязанностях; • действующая политика руководства и методы, воздействующие на поведение сотрудников; • полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем). Этапы совершенствования организационных структур управления: 1) организационная диагностика (анализ закрепления функций управления за сотрудниками предприятия, выявление недостатков в организационной структуре; 2) закрепление функций за конкретными подразделениями, сотрудниками (усовершенствованное), предусматривающее устранение ошибок, выявленных на предыдущем этапе; 3) построение новой (проектируемой) схемы организационной структуры управления предприятием, внесение изменений в должностные инструкции сотрудников и Положение о службах.
3. УЧРЕЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЕДИНИЦЫ
Создание собственного дела можно разделить на определенные этапы: • самооценка. Нужно объективно оценивать свои способности и возможности, преимущества и недостатки осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности; • накопление, отбор и обоснование предпринимательской идеи. Предпринимательская идея, как уже упоминалось, — это выявленная предпринимателем новая форма экономической активности, в которой совмещаются потенциальные и реальные потребности рынка в определенных услугах/товарах с возможностями предпринимателя произвести эти услуги/товары и получить дополнительный доход от нововведения; • принятие решений о воплощении идеи в практику. Ведется по собственной индивидуальной технологии предпринимателя, обеспечивающей выбор одного варианта из имеющихся; • реализация принятого решения. Составление бизнес-плана (детальное изучение производства услуг/товаров; маркетинг; выявление возможных финансовых результатов от реализации идеи); • определение потребностей в ресурсах и их источников (в том числе денежных средств и в поставщиках). Возможными источниками средств могут быть накопления предпринимателя, займы, полученные в банках, средства от реализации ценных бумаг, субсидирование государственными органами; • выбор фирменного наименования, состоящего из двух частей: произвольной, являющейся собственно фирменным наименованием, и обязательной, характеризующей организационно-правовую форму предприятия; • разработка необходимых учредительных документов. Учредительные документы — свод прав, обязанностей, условий функционирования предприятия, его трудового коллектива, конституирующих статус предприятия. Их перечень зависит от организационно-правовой формы предприятия; • утверждение Устава предприятия. Согласно Положению о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности устав должен содержать сведения об организационно-правовой форме, наименовании, нахождении предприятия, размере его уставного капитала, составе, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия; • государственная регистрация — регистрация предпринимателя • постановка на учет в налоговом органе. Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 10 дней после государственной регистрации; • передача сведений о предприятии для включения в государственный реестр. В РФ ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы; • открытие в банке расчетных и других счетов. В действующем законодательстве нет положения об обязательном открытии расчетных счетов в банке, однако для полноценного осуществления предпринимательской деятельности, открытие такового является более удобным; • заключение договора на поставку сырья, материалов и других факторов производства. Договор поставки — это договор купли-продажи, при которой продавец (поставщик), осуществляющий коммерческую деятельность, обязуется передать в установленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования тем в предпринимательских целях, не связанных с личным, семейным или домашним использованием. Он направлен на перенесение права собственности на покупателя; • проведение необходимой рекламной кампании товаров/услуг, • подбор квалифицированных сотрудников. Среди способов подбора персонала можно выделить привлечение для поиска кандидатов частных кадровых агентств по трудоустройству, использование Интернета, взаимодействие с Государственной службой занятости, биржей труда, набор в учебных заведениях, • исполнение проекта — техническая, финансовая и организационная подготовка производства услуг и осуществление запланированной деятельности; • управление предприятием — контроль, анализ и корректировка действий, партнерских связей, накопление опыта, поиск новых идей, организация учета доходов и расходов в соответствии с нормативными документами Министерства финансов РФ. Несомненно, все этапы создания собственного дела крайне важны, но решающим является обоснование предпринимательских идей, поскольку именно на этом этапе выявляются экономический интерес (мотивы) предпринимателей в осуществлении конкретных видов деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.), но главное — идея должна быть реализована в те результаты, которые будут признаны рынком. Идея должна базироваться на простом и важнейшем рыночном принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Сначала идет поиск неудовлетворенной потребности, а затем — организация процесса по ее удовлетворению. Идея материализуется в целях предпринимательства: удовлетворение потребностей для систематического получения прибыли. На этом этапе создания собственного дела целесообразно соизмерить возможности реализации идеи, которые формируются в стратегических и тактических целях. Важным этапом создания собственного дела является этап решения вопросов о финансовых возможностях предпринимателя, которые необходимы при формировании уставного (складочного) капитала, т.е. решение вопроса, где взять денежные средства, необходимые для создания собственного предприятия, а значит, для приобретения сырья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей силы и других факторов производства. На этом этапе определяются возможности приобретения или взятия в аренду недвижимости, получения необходимой информации, использования новых технологий и др. Определяются конкретные цели по созданию всех необходимых условий для функционирования фирмы и получения прибыли. На выбор организационно-правовой формы предпринимательства в немалой степени влияют внешние факторы: политическая стабильность (если ее нет, предприниматель не будет заинтересован разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты), макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические кризисы и инфляция, государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности, состояние и другие факторы, которые необходимо учитывать при создании собственного дела и выбора предмета деятельности. Важное значение для успеха деятельности имеют месторасположение, наличие инфраструктуры деятельности фирмы, благоприятное отношение к предпринимателям местных органов самоуправления. Большое (если не определяющее) значение играет скорость оборота вложенных при создании собственного дела средств. Как известно, наибольшая скорость оборота денежных средств наблюдается в торгово-посредническом предпринимательстве, а наименьшая — в производственном. Поэтому в Москве, например, до 50% малых предприятий сосредоточили свою деятельность в торговле и в сфере обслуживания населения. Важную роль в процессе создания собственного дела играет разработка учредительных документов фирмы, устанавливающих фактически весь механизм функционирования фирмы. Будущий предприниматель при разработке устава и (или) учредительного договора должен руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ, положениями федеральных законов об отдельных организационно-правовых формах предпринимательства и другими нормативными актами. 4. ПОДГОТОВКА УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Учредительные документы в соответствии с законодательством и наряду с ним определяют правовое положение (правовой статус) данного юридического лица. Подробный перечень учредительных документов, необходимых для учреждения юридического лица, предусмотрен ст. 52 ГК РФ. Юридическое лицо действует на основании Устава, либо учредительного договора и Устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а Устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании Устава, утвержденного этим учредителем. Устав организации подается в регистрирующий орган в трех оригинальных экземплярах. При написании текста Устава необходимо обратить внимание на формулировку цели и задач деятельности создаваемой организации. Кроме того, следует особое внимание уделить структуре управления, обязанностям и полномочиям управляющих органов организации, а также процессу принятия решения по общим и отдельным вопросам. Необходимо внимательно формулировать любые положения Устава и в этом четко следовать требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях». Например, некоммерческое партнерство может преобразовываться только в автономную некоммерческую организацию (АНО) или в фонд; автономная некоммерческая организация — только в фонд и т.д. От качества текста Устава напрямую будет зависеть скорость принятия решения о государственной регистрации организации. Если регистрируется ассоциация или союз, то также в трех оригинальных экземплярах в регистрирующий орган представляется учредительный договор. Составить и подать учредительный договор могут также создатели Некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации — это их право, но не обязанность. Решение о создании некоммерческой организации в виде протокола или выписки с заседания представляется в двух экземплярах. Оплачивается государственная пошлина (2000 руб.) за регистрацию юридического лица и делается ксерокопия квитанции. Реквизиты для оплаты пошлины за регистрацию некоммерческих организаций отличаются от реквизитов для оплаты пошлины за регистрацию коммерческих организаций. Кроме этого, для платежей за регистрацию различных некоммерческих организаций установлены различные КБК. Необходимо подготовить сведения об адресе (местонахождении) организации. Порядок государственной регистрации юридических лиц определен Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Документы представляются заявителем в налоговые органы в соответствии с территориальной принадлежностью адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, лично или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Законом определено, что уполномоченным лицом (заявителем) могут быть только физические лица. К ним относятся: • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; • учредитель (учредители) юридического лица при его создании; • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического • решение о создании юридического лица в виде протокола договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя; • документ об уплате государственной пошлины. Аналогичный порядок предусмотрен для кредитных учреждений, государственную регистрацию которых осуществляют Банк России или его территориальные органы. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Документом, подтверждающим факт государственной регистрации, является Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. С 1 июля 2002 г. установлен единый размер оплаты (государственной пошлины) — за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае: • непредставления определенных федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; • представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на вышеуказанные нарушения. Оно должно быть принято в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации юридического лица в государственные органы: • территориальные органы федерального казначейства; • таможенные органы Российской Федерации; • территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации; • региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; • территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике; • территориальные органы Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу; • территориальные органы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; • Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Процедура государственной регистрации индивидуального предпринимателя. В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать любые правоспособные физические лица, являющиеся как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для того чтобы начать индивидуальную предпринимательскую деятельность необходимо: • пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя; • встать на учет в налоговой инспекции; • встать на учет в государственных внебюджетных фондах; • получить коды статистики; • открыть расчетный счет в банке; • получить лицензию на выбранный вид деятельности, если это необходимо; • получить сертификаты соответствия качества услуг или товаров, если это необходимо; • получить гигиенический сертификат на производство, товары или услуги, если это необходимо; • получить экологический сертификат на производственные мощности, если это необходимо; • подготовить экологическое обоснование техники, технологии и материалов для сертификации производства, если это необходимо. Порядок осуществления государственной регистрации индивидуального предпринимателя определен Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Рассмотрим, как происходит процесс регистрации индивидуального предпринимателя. Документы, которые необходимо представить в межрайонную налоговую инспекцию при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: • подписанное заявление о государственной регистрации (с образцом заявления о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя можно ознакомиться в налоговой инспекции); • копия паспорта для гражданина Российской Федерации; для иностранного гражданина и лица без гражданства — копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства; • в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность, не содержит сведений о дате и месте рождения, — копия свидетельства о рождении или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации; • в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений об адресе, — подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства; • для иностранного гражданина и лица без гражданства — копия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации; • нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности несовершеннолетним либо копия свидетельства о заключении брака несовершеннолетним, либо копия • решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным; • квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (конкретный размер пошлины, необходимый к перечислению за регистрацию, следует уточнять в налоговой инспекции по месту регистрации). Перечисленные документы могут быть представлены в налоговую инспекцию как непосредственно, так и направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. • Если документы представлены в налоговую инспекцию непосредственно, то для налоговой инспекции достаточно будет копий таких документов, однако необходимо иметь при себе подлинники названных документов, чтобы подтвердить верность представляемых документов в копиях. • Если же физическое лицо отправляет документы в налоговую инспекцию по почте, то отправляемые копии должны быть нотариально удостоверены. • О получении документов на регистрацию налоговым органом выдается расписка в их получении. • Если документы были поданы непосредственно, такая расписка должна быть выдана налоговым органом в день получения всех документов. • В том случае, если документы были направлены физическим лицом в налоговую инспекцию по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов налоговым органом, по указанному физическим лицом почтовому адресу с уведомлением о вручении. • Рассмотрение представленных на регистрацию документов и регистрация в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется налоговой инспекцией в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в налоговую инспекцию. • По результатам рассмотрения представленных документов налоговая инспекция либо осуществляет регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдает свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, либо отказывает в регистрации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |