Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА




Малое предпринимательство— это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституиру­ющих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъ­ектов рыночной экономики к субъектам малого предпринима­тельства в первую очередь является средняя численность работни­ков, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: средняя численность занятых на предприятии, работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, получен­ный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Тема 7. Малое предпринимательство

1.Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.

 

В российской практике малое предпринимательство было раз­решено в 1988 г. Вначале к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не пре­вышало 100 человек. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от августа 1990 г. к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в про­мышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100, в других отраслях производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы — 25, в розничной торговле — 15. На­ряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборо­та практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего пред­принимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские ко­оперативы и коммерческие организации (за исключением госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпри­нимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фер­мерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных об­разований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благо­творительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фон­дов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;



2) средняя численность работников за предшествующий кален­дарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета нало­га на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных акти­вов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего
предпринимательства.

Предусмотренные п. 3 предельные значения выручки от. реа­лизации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за де­ятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установ­ленным изложенными п. 2 и 3. Категория субъекта малого пред­принимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериаль­ных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в п. 2 и 3.

Средняя численность работников микропредприятия и ма­лого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с уче­том реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных мик­ропредприятия, малого предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определя­ется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

 

2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

 

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике больших стран.

Можно назвать следующие преимуществамалого предприни­мательства:

• более быстрая адаптация к местным условиям;

• гибкость и оперативность в принятии решений и выполнении принимаемых решений;

• относительно невысокие расходы при осуществлении деятель­ности, особенно затраты на управление;

• большая возможность для индивидуума реализовать свои цели, проявить свои способности;

• более низкая потребность в первоначальном капитале и спо­собность быстро вносить изменения в продукцию и процесс производства в соответствии с требованиями рынков;

• относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала, широкое использование местных материальных и трудовых ресурсов и др.

Собственники малого предприятия склонны к сбережению средств, у них всегда больший уровень достижения успеха. Субъ­екты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных рынках, дают средства к существованию большому числу наемных работников, способствуют занятости работников, содействуют подготовке профессиональных кадров и т.п. Таким образом, по сравнению с крупными компаниями малый бизнес имеет явные преимущества.

Малые предприятия действуют по принципу «ориентации на нужды», приспосабливаются к запросам клиентуры, предлагают рынку что-то новое, реально действенное. Представители малого бизнеса умеют мыслить перспективно. Поскольку ранние этапы инновации могут оказаться затяжными, чрезвычайно важно, чтобы на первых порах издержки были невысоки. Малые предприятия, не имея другого выхода, часто добиваются этого. Крупные же компании нередко поддаются искушению выпускать как можно большее количество продукции, забывая о требовании не только производить, но и сбывать ее.

Малые предприятия умеют быстро ориентироваться в рыноч­ной ситуации, что в бизнесе считается важной особенностью. Если какая-то идея не срабатывает, они могут переключиться на другую. Более того, малые предприятия работают над несколькими идеями сразу (принцип множественного конкурентного подхода). Малые предприятия производят продукцию небольшими партиями, что невыгодно крупным компаниям.

Малые предприятия «терпимы к хаосу», что почти или совсем невозможно для крупной компании. Практический опыт свиде­тельствует о том, что инновации, перемены, создание чего-то но­вого — это процесс в основном неорганизованный, идущий скач­ками. Сознавая это, некоторые компании-гиганты разрабатывают меры по преодолению такого положения. А мелкие предприятия принимают такое положение совершенно естественно.

Малые предприятия умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Хороший вкладчик знает, что один успех разом окупит несколько неудач.

Малые предприятия эффективны не только как производители товаров, но и как производители отдельных узлов и механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для произвол-

ства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным компаниям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в эконо­мике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно широко поставить на службу народному хозяйству России.

Однако субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки:

• более высокий уровень риска, поэтому высока степень неус­тойчивости положения на рынке;

• зависимость от крупных компаний;

• недостатки в управлении делом;

• слабая компетентность руководителей;

• повышенная чувствительность к изменениям хозяйствования;

• трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

• неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и другие.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов ма­лого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или професси­ональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач деятельности малых предпри­ятий чаще всего называют:

• некомпетентность;

• несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

• нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, произ­водстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Другими причинами банкротства малых предприятий являются:

• запущенность бизнеса;

• плохое здоровье или вредные привычки;

• катастрофы, пожары, воровство;

• мошенничество.

Предприятия, долго существующие при одном владельце, при­носят более высокий и стабильный доход, чем предприятия, кото­рые часто меняют владельцев. Американская статистика показыва­ет, что женщины — владельцы малых предприятий более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те предприниматели, которые много работают, но не переходят за рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалифи­кация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в небольших предприятиях, как правило, более удачливы. Если в управлении предприятием участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из 2—4 лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально.

На «живучести» малых предприятий сказываются и размеры финансирования на первом этапе: чем больше вложений в пер­воначальный капитал, тем больше возможностей выжить в кри­зисные периоды.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Cущность и формы предпринимательства
  2. IV. Особенности получения аудиторских доказательств.
  3. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
  4. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  5. IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  6. SWOT-анализ малого бизнеса
  7. V. Особенности ценообразования в общественном питании.
  8. А. Особенности российского либерализма в 50— 60-х годах XIX в. Консерваторы
  9. А. Особенности формирования древнерусской культуры
  10. А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство
  11. Автотуризм. Особенности и перспективы.
  12. Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.107.247
Генерация страницы за: 0.104 сек.