Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Прекращение предпринимательских организаций




Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

Под ответственностью понимается обязанность, необходимость совершить определенные действия, направленные на восстановление неисполненных обязанностей, нарушенных прав клиентов, работников, государства.

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, устанавливающих ответственность, применяются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность предпринимателей.

Гражданская ответственность возникает из-за нарушения гражданских прав других физических или юридических лиц при неисполнении обязательств в соответствии с заключенными договорами. В соответствии с ГКРФ способами исполнения обязательств являются: неустойка, залог, удержание имущества, поручительство итд.

Уголовная ответственность установлена за следующие нарушения: незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем, принуждение к совершению сделки или к отказу от нее, фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов, подкуп, вымогательство итд.

Административная ответственность включает в себя нарушения законодательства о труде и охране труда, невыполнение или нарушение коллективного договора, нарушение санитарно-гигиенических норм, порча сельскохозяйственных и иных земельных угодий и тд.

 

1. Реорганизация и ликвидация предпринимательских организаций.

 

Порядок реорганизации и ликвидации юридического лица за­висит главным образом от двух факторов: оснований, по которым производятся эти процедуры, и организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности. Общие правовые формы, устанавливающие этот порядок, изложены в части пер­вой ГК РФ, а более конкретные, относящиеся к той или иной организационно-правовой форме, — в законах о них. Так, реор­ганизацию и ликвидацию акционерных обществ регулирует гл. II Федерального закона от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах». Конкретные причины реорганизации и ликвидации хозяйству­ющих субъектов бывают самыми разными. Но все они так или иначе обусловлены нелегкими путями формирования рыночной экономики, связаны с перераспределением капитала, борьбой за передел собственности.

Реорганизация предприятия осуществляется путем его слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Самым существенным правовым признаком всех пяти форм реоргани­зации является наличие в них правопреемства. Данное обстоя­тельство надлежит учитывать прежде всего принимая решение о реорганизации.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответ­ствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответ­ствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юриди­ческим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разде­лительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (при изменении организационно-правовой -формы) к вновь возникшему юриди­ческому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно законодательству решение о реорганизации в лю­бой из установленных форм вправе принять само юридическое

лицо: его учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. Разделение юридического лица или выделение из его состава одного или не­скольких юридических лиц могут быть осуществлены против воли юридического лица по решению уполномоченных государствен­ных органов или по решению суда. Случаи таких реорганизаций устанавливаются лишь законом.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоедине­ния или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Главными докумен­тами, с которыми связаны правопреемство и иные юридические последствия реорганизации, являются:

передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразо­вании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида);

разделительный баланс (при разделении, выделении).
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизо­ванного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юриди­ческого лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные доку­менты существующего юридического лица. Непредставление вмес­те с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них по­ложений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключе­нием случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорга­низованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Законодательство выделяет процедуры, направленные на обес­печение прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, гарантий их соблюдения. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридичес­кого лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов ре­организуемого юридического лица. Кредиторы не могут каким-то образом воспрепятствовать исполнению принятого без их участия решения о реорганизации. Кредитор реорганизуемого юридичес­кого лица вправе лишь потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорга­низованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реор­ганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества дру­гого вида или в производственный кооператив по решению обще­го собрания участников. В частности, общества с ограниченной ответственностью и с дополнительной ответственностью вправе преобразовываться в акционерное общество или в производствен­ный кооператив. В свою очередь, акционерное общество вправе преобразовываться в общество с ограниченной ответственностью и с дополнительной ответственностью или производственный ко­оператив.

В предпринимательской практике нередко встает вопрос о воз­можности и юридических последствиях преобразования хозяй­ственного общества в рамках одной и той же организационно-пра­вовой формы юридического лица, а именно закрытых акционерных обществ в открытые и открытых — в закрытые. Совместное поста­новление Пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» констатировало возможность такого преобразования. Подобное преобразование не является реоргани­зацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется). Поэтому требования, предусмотренные п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 5 ст. 15 и ст. 20 Федерального закона «Об акционерных обществах» о составлении передаточного акта, уведомлении кре­диторов о предстоящем изменении типа акционерного общества в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том чис­ле предоставляющие акционерам право требовать выкупа прина­длежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании (ст. 75 Федерального закона).

Решение о ликвидации юридических лиц, по сравнению с их реорганизацией, несколько сужено. Возможны добровольная и принудительная ликвидация.

К добровольной ликвидации относятся:

• решение его учредителей (участников) либо органа юри­дического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Добровольная ликвидация хозяйствующего субъекта наиболее целесообразна; она в максимальной мере соответствует характеру предпринимательства как самосто­ятельной, осуществляемой на свой риск деятельности. Пре­имущества добровольной ликвидации не только в отсутствии принудительных механизмов, но и в относительной простоте, оперативности проведения ликвидационных процедур, их меньшей конфликтности;

• решение о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради кото­рой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно по решению суда в случаях:

• осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

• осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

• систематического осуществления общественной или религи­озной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Поводом к постановке вопроса о принудительной ликвидации хозяйствующего субъекта может служить лишь нарушение им фе­деральных или федеральных конституционных законов, а также содержащих нормы права указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Кроме общих применимых ко всем хозяйствующим субъектам случаев их ликвидации ГК РФ предусматривает особые основания ликвидации отдельных видов хозяйствующих субъектов, т.е. действующих в рамках тех или иных организационно-правовых форм. Например, число участников общества с ограниченной ответс­твенностью не должно превышать 50—предела, установленного Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответствен­ностью». В противном случае оно подлежит преобразованию в ак­ционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Общество с ог­раниченной ответственностью не может иметь в качестве единс­твенного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Общество с ограниченной ответственностью подле­жит также ликвидации в случае уменьшения стоимости его чистых активов ниже уровня, установленного законом. Особый повод к ликвидации коммерческих и некоторых некоммерческих органи­заций — объявление их судом несостоятельными (банкротами).

Отличие ликвидации юридического лица от реорганизации со­стоит в том, что ликвидация влечет прекращение его существова­ния без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Хозяйствующий субъект просто исчезает из чис­ла участников рыночных отношений, что оказывает значительно большие отрицательные последствия на функционирование пред­принимательства, экономики в целом по сравнению с реорганиза­цией. Данное обстоятельство обусловило необходимость особенно­го тщательного законодательного регулирования ликвидационных процедур с тем, чтобы, возможно, надежнее гарантировать права самой ликвидируемой предпринимательской организации, а также всех ее кредиторов — граждан, перед которыми она несет ответ­ственность за причинение вреда жизни и здоровью; лиц, работа­ющих в ликвидируемом юридическом лице по трудовому договору, в том числе по контракту; партнеров по гражданско-правовым договорам; погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды и т.д.

Процесс ликвидации юридического лица состоит из следующих стадий:

• учредители (участники) юридического лица или орган, при­нявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осу­ществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юри­дических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

• учредители (участники) юридического лица или орган, приняв­шие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней пере­ходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юри­дического лица выступает в суде. В случае, если ликвидация осуществляется одним лицом (ликвидатором), то оно получает полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе предусмотренные учредительными документами последнего. Ликвидатор, подобно руководителю юридичес­кого лица, осуществляет свои полномочия без доверенности, основываясь на факте назначения его ликвидатором;

• ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в ко­торых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, извещение о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. По­мимо публикации ликвидационная комиссия принимает и все иные возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица;

• ликвидационная комиссия составляет промежуточный лик­видационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о резуль­татах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридичес­кого лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществля­ющим государственную регистрацию юридических лиц;

• ликвидационной комиссией выплачиваются денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 64 ГК РФ. Выплата производится в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. Лишь расчеты с кредиторами последней пятой стадии произ­водятся по истечении месяца после утверждения промежуточ­ного ликвидационного баланса;

• ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юри­дическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. С момента внесения такой записи кредито­ры утрачивают право обращения с исками об удовлетворении сво­их требований, а само юридическое лицо утрачивает возможность судебной защиты своих прав. Этим обстоятельством ликвидация также отличается от реорганизации, при которой в отдельных слу­чаях, например, при привлечении правопреемников к солидарной ответственности, возможна защита прав кредиторов и после вне­сения соответствующих записей в государственный реестр.

 

 

Практикум дисциплины Основы предпринимательства (Организация малого бизнеса)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.