Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек




       
   

 


Природа (биосфера) <=> Общество (социум)

 

Человек – часть природы => не должен изменять себя и природу.

Для нас природа – кладовка. Но природа – это еще и дом => вопрос: так ли мы осуществляем наше взаимодействие?

Человек в центре => социальный аспект.

Ответственность за существование мира => эколого-экономическая модель.

Общество постоянно обогащается за счет знаний => эволюционный путь развития.

Революционный путь развития – НТР (качественное изменение в производительных силах).

 

НТР середины 20 века изменили процессы взаимодействия природы и общества, характер производственных отношений, культуру производства.

XX в. с колоссальным развитием производительных сил стал критической точкой отсчета, за которой от характера взаимодействия природы и общества стала зависеть судьба человечества. В 60—70-х гг. прошлого века внешние негативные проявления природного фактора в экономике стали достаточно очевидны. Угроза глобальной экологической опасности, деградация и разрушение природной среды, обеднение генетического фонда планеты и природно-ресурсного потенциала в целом и сегодня отнюдь не ослабевают и продолжают быть актуальным.

Проблемы взаимоотношений общества и природы приобрели столь острый характер, что уже невозможно удовлетвориться эмпирическим разрешением экологических трудностей на основе принципа «проб и ошибок» и концептуальных представлений, вырабатываемых в системе традиционных естествознания, техникознания и человекознания. В 1970-е годы бурно начался переход к экологизации научных знаний и социально-экономического развития. Теория и практика показали, что экологическая составляющая является неотъемлемой частью человеческого развития.

«Экологическое тридцатилетие» – временной отрезок 1972 - 2002

Именно в этот период мировое сообщество не только осознало остроту «экологического вызова», но и сформулировало общечеловеческую стратегию, обеспечивающую «вписываемость» современных цивилизационных форм в естественные экосистемы.

В 70-х годах выявлялась специфика взаимоотношений человека и среды его обитания в условиях НТР.

В 80-х годах вырабатывались механизмы смягчения остроты социально-экологических противоречий на локальном и региональном уровнях. Стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы, принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности.

В 90-х годах научное сообщество сформулировало доктрину «устойчивого развития», предполагающую адекватное «вхождение» цивилизации в XXI век. За этот период отчетливо сложилась совокупность представлений об особенностях взаимоотношений человека и биосферы.

По существу, в течение «экологического тридцатилетия» заложены основы социально-экологических исследований, охватывающих большинство (если не все) аспектов взаимоотношений человека, социума и биосферы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.