КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Количественные методы оценки экономического ущерба от загрязнения природной среды
На практике оценка экономического ущерба от загрязнения природной среды разбивается на следующие основные этапы: - 1-й и 2-й этапы — определение уровня загрязнения окружающей природной среды (либо исходя из объемов выбросов (сбросов) вредных веществ в природную среду, либо на основании фактических замеров концентрации вредных веществ) и выявление областей распространения выбросов (зон загрязнения). - 3-й этап — сбор данных, характеризующих воздействие загрязненной среды на реципиентов и определение зависимости между уровнем загрязнения среды и состоянием реципиентов (это состояние может выражаться в повышенной заболеваемости населения, преждевременном износе оборудования, снижении продуктивности в сельском, лесном и др. хозяйствах). Указанная зависимость выявляется с помощью применения статистических и эконометрических методов. Итогом второго этапа, таким образом, является определение натурального ущерба от загрязнения окружающей природной среды. - 4-м этап — денежная оценка влияния загрязненной среды на реципиентов с использованием рыночных цен, т. е. собственно определение экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды. - 5 этап – анализ факторов, неучтенных при денежной оценке (обязателен для инвестиционных проектов и программ, особенно крупных). Его необходимость обуславливается 1) тем, что не все последствия загрязнения окружающей природной среды выражаются в денежной форме, 2) инерционностью процессов в природе (когда далеко не сразу, а порой спустя годы проявляются как положительные, так и отрицательные результаты воздействия на окружающую природную среду, особенно что касается влияния на здоровье человека).
С учетом отечественного опыта основными количественными методами определения величины экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды являются следующие: · метод прямого счета (контрольного, условно-чистого района); · методы математического моделирования (прежде всего корреляционного и регрессионного анализа); · комбинированный метод.
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики Экологическая политика – это система управления процессами в сфере взаимоотношений общества и окружающей среды. Экологическая политика – политика ( наука государственного управления; искусство управления государством), направленная: - на охрану и оздоровление окружающей природной среды; - на рациональное использование и возобновление природных ресурсов; - на сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека. В механизмах реализации экологической политики на основании мирового опыта выделяют три подхода:
1) прямое регулирование, связанное с воздействием государства (иногда это регулирование определяется как «командуй и контролируй» — нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.) = хозяйственный механизм природопользования. Является одним из институциональных механизмов, осуществляющих государственное регулирование и управление взаимоотношениями общества и природы (в т.ч. и экономикой и ее отдельными структурными звеньями). Это система форм и методов организации и регулирования процессов природопользования. Он стал складываться на рубеже 1960—70-х годов и находится в настоящее время в стадии реформирования. В регулировании социально-экономических процессов выделяют так называемые институциональные механизмы – это совокупность институтов, т.е. элементов социальной структуры общества, форм организации и регулирования его жизни посредством закрепления правовых норм и правил, использования системы учреждений, организаций, управленческих структур, разрабатывающих и контролирующих выполнение этих норм и правил. В хозяйственном механизме природопользования все большее значение приобретает его экономический блок, или собственно экономический механизм. 2) экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов = экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой. 3) смешанные механизмы,сочетающие первые два подхода.
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
1. Типы экономических механизмов и инструментов. Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой. Выделяют три типа экономических механизмов природопользования: 1. компенсирующий (мягкий) механизм — борьба с последствиями (а не с причинами) техногенного типа экономического развития. 2. стимулирующий механизм — поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. 3. жесткий механизм — ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике. Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целей. Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на: · поощрительные меры - «метод пряника» (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности);
· принудительные меры – «метод кнута» (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение («неэкологичной» продукции)); · компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование). В составе экономических инструментов могут быть выделены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы. Рыночно ориентированные инструменты: · природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды; · рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот; · механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды; · залоговая система; · интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей; · методы прямых рыночных переговоров; Финансово-кредитные инструменты: · формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий; · кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.; · режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования; · экологические и ресурсные налоги; · система страхования экологических рисков. 2. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение: использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога. Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования «Загрязнитель платит» — принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения. В области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной. Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 г. В России этот принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение. В ряде случаев принцип «загрязнитель платит» трансформируется в принцип «платит жертва» – величина платежей оплачивается потребителем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства. В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять тот или иной продукт. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |