Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режим экологически неблагополучных зон




Пригородные и рекреационные зоны

Играют важную роль в обеспечении благоприятных условий для жизнедеятельности населения и развития города.

Рекреационными зонами называются естественные или окультуренные участки земельного или водного пространства, предназначенные для восстановления здоровья и трудоспособности людей, организации массового отдыха и туризма.

В состав таких зон могут входить участки городской территории (сады, парки, скверы, спортивные комплексы), пригородные и зеленые зоны, лесопарки, национальные, природные парки, ботанические и зоологические сады, туристские маршруты, территории домов и баз отдыха и др.

На территории рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Пригородные зоны - это земли, непосредственно окружающие территорию города, которые служат для развития и расширения последней, местом размещения и строительства сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства (сельскохозяйственных предприятий, сооружений транспорта, водоснабжения, канализации и др.), а также занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения (садоводческие товарищества, дома отдыха, турбазы, дачи и др.).

В пригородную зону может входить или частично выходить за ее пределы зеленая зона. Это территория за городом, но в близкой доступности для его населения, занятая лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющая защитные, санитарно-гигиенические функции и являющаяся местом массового отдыха населения. В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду.

Город и его пригородная зона рассматриваются в экономическом и планировочном аспектах как единое целое: правовой режим пригородной зоны подчинен интересам функционирования города.

Усиление антропогенного воздействия на природу в условиях современного научно-технического прогресса проявляется в возрастании темпов загрязнения окружающей природной среды, истощении природных ресурсов, ухудшении среды обитания человека. Это приводит к сокращению экологически благоприятных для жизни людей территорий и образованию зон повышенной экологической опасности, характеризующихся высоким и постоянным уровнем загрязнения, истощения природной среды и как следствие этого – повышенной заболеваемостью населения.

В числе таких зон выделяют зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются федеральными органами государственной власти по представлению специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды на основании государственной экологической экспертизы.

В таких зонах должны

· прекратить деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду,

· приостановить работу предприятий и организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду,

· ограничить отдельные виды природопользования, проводиться оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

 

Статус территории чрезвычайной экологической ситуации присвоен 11 российским городам:

- Города с металлургическими производствами: 7 городов, где зафиксирован высокий уровень загрязнения окружающей среды, в том числе в трех из них расположены предприятия черной металлургии (Череповец, Магнитогорск и Нижний Тагил), три — Братск, Шелехов и Каменск-Уральский — с алюминиевыми заводами и один город — Орск — с предприятием цветной металлургии;

- Города с химическим производством: Чапаевск (размещены диоксиноопасные производства);

- Города с нефтеперерабатывающими и нефтехимическими производствами: Новокуйбышевск в Самарской области и Ангарск в Иркутской области;

- Новочеркасск (180 тыс. жителей)

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации.

На территории зоны должны

· прекратить деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на ней населения,

· запретить строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов,

· существенно ограничить все виды природопользования,

· принять оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Единственный город в России, по которому принято Решение Государственной экологической экспертизы о соответствии его зоне экологического бедствия — Карабаш (Челябинская область).

В этом маленьком городке (15 тыс. чел.6) главным источником загрязнения является одно из старейших предприятий Урала — медеплавильный комбинат, основанный еще в 1910 г. После восстановления и пуска завода в 1925 г. основное оборудование не подвергалось существенной модернизации и обновлению. На заводе практически отсутствовали установки по очистке отходящих газов, в результате многолетней деятельности медеплавильного завода сложился крайне высокий уровень загрязнения окружающей среды, что стало вызывать обеспокоенность как населения, так и природоохранных органов.

Решением Областного комитета по охране окружающей среды и приказом Министра металлургии СССР в 1989 г. старое металлургическое производство было остановлено, в результате чего более трех тысяч карабашцев осталось без работы, а их семьи без средств к существованию. Уровень безработицы в городе превысил 19%, остановилось строительство и население сократилось с 40 до 14 тысяч человек7. С 1995 г. производство черновой меди на комбинате снова значительно возросло. За 80 лет работы суммарные выбросы загрязняющих веществ достигли гигантских цифр. С 1907 по 2004 гг. в атмосферный воздух поступило 14,5 млн т загрязняющих веществ. Население города пользуется колодцами, концентрация кадмия в воде которых — 10 мкг/л, что выше российского норматива в 10 раз. Содержание свинца, цинка и мышьяка в почве города достигает соответственно 1500–2000; 700–1000 и 150–300 мг/кг [Кожевников, 1995]. Овощи, выращиваемые жителями на загрязненных почвах, содержат в высоких концентрациях свинец (1,5–2,5 мг/кг при ПДК = 0,5), мышьяк (1,1–2,3 при ПДК = 0,2) и цинк (8,5–21,0 при ПДК = 10,0 мг/кг).

В волосах детей Карабаша выявлено высокое содержание свинца. Кроме свинца в волосах накапливался и мышьяк, содержание которого достигало 1,57 мкг/г при допустимом содержании 1 мкг/г. Были сопоставлены показатели репродуктивной функции среди женского населения Карабаша и других городов черной металлургии (Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст), а также «никелевого» города Верхний Уфалей и «контрольного» города Чебаркуль Челябинской области за 7 лет. В Карабаше распространенность осложнений беременности, родов и послеродового периода, частота преждевременных родов, ранней неонатальной заболеваемости новорожденных, количество врожденных аномалий статистически достоверно повышены в 1,2–2,9 раза.

 

Минприроды Забайкальского края подало список экологически неблагоприятных объектов края, среди которых 9 бесхозяйных хвостохранилищ, 2 загрязнённые тяжёлыми металлами территории Тунгокоченского района и 768 несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов

 

 



Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий

 

Изначально экологическая паспортизация предполагала два обособленных, но в то же время связанных направления:

1. создание экологических паспортов природопользователей (началась в России с 1991 г.)

Разработка экологических паспортов природопользователей началась в России с 1991 г., после принятия ГОСТ 17.0.0.04-90 «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». В 1995 г. был разработан в качестве рекомендательного документа экологический паспорт сельскохозяйственного предприятия. В 2000 г. взамен него был принят ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения».

2. экологическая паспортизация территории (введен ФЗ «Об охране окружающей среды» в 2002 г., согласно которому осуществление экологической паспортизации территории относится к функциям субъектов РФ в области ООС)

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 года к функциям субъектов РФ в области ООС относятся:

- осуществление экологической паспортизации территории;

- ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду;

- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды.

Анализ документов, регламентирующих экологическую паспортизацию территорий, показал, что в Российской Федерации на настоящий момент нет единого нормативного документа, определяющего ее порядок.

Попытки законодательного регулирования природопользования на основе экологической паспортизации территорий неоднократно предпринимались в субъектах Российской Федерации в 1995-2000 гг. Их анализ показывает широкий спектр подходов к определению экологического паспорта территории. В нормативно-правовых актах субъектов РФ предлагались такие определения: экологический паспорт территории – это унифицированный сборник существующей статистической отчетности в области охраны среды; модель, учитывающая максимально возможное число внутрисистемных связей и режимов функционирования природных комплексов или городской среды.

Экологический паспорт территории представляет собою сводную характеристику природных комплексов, социально-демографической структуры и хозяйства территории с позиций соизмерения природного и производственного потенциала.

Вариант экологического паспорта территории, разработанный НИИ охраны природы и заповедного дела (1990), предусматривает фиксацию 2,5 тысяч различных показателей по таким разделам:

ü общие сведения о территории (административное положение и деление, население, населенные пункты, землеустройство);

ü природные условия и состояние природно-ресурсного потенциала (географическая характеристика, геологическое строение, ландшафты, климат, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный покров, животный мир);

ü хозяйственная структура и экономическая характеристика (специализация хозяйства, промышленность, энергетика и теплоснабжение, добывающая промышленность, транспорт и коммуникации, водное хозяйство, коммунальное хозяйство, сельское и лесное хозяйство, охотничье и рыбное хозяйство; состояние основных фондов), информация о действующих территориальных экологических ограничениях по видам хозяйственной деятельности;

ü загрязнение природной среды (воздушного бассейна, почв, природных вод, сельхозпродукции), заболеваемость населения, животных и растений в результате загрязнения среды, результаты оценки воздействия на окружающую среду на данной территории;

ü охрана природных комплексов (охраняемые территории - заповедники и заказники, генофонд, зоны рекреации).

К паспорту прилагается картографическая информация и составляется общая экологическая карта территории. В документе должно быть заключение об экологической ситуации, т.е. по существу экологическая аттестация территории.

В разработанных к настоящему времени формах экологических паспортов отводится место почти исключительно первичной информации.

Необходимо также внедрение таких обобщающих характеристик, как

ü продукционный и самовосстановительный потенциал природных систем,

ü самоочищающая способность экотопов,

ü показатели экологической емкости территорий,

ü соизмерение природных и производственных потенциалов.

Обычно паспорт рассчитан на территорию административного района, но может быть использован и для других территориальных образований.

Экологические паспорта территорий используются в деятельности заинтересованных подразделений администраций субъектов РФ, районов, органов местного самоуправления, специально уполномоченных органов и органов прокурорского надзора за соблюдением природоохранного законодательства.

Подобные подходы были реализованы в ряде региональных актов, например в законе "О природопользовании в Чувашской Республике" (1999). Согласно этого закона, порядок оформления экологических паспортов территорий и использования их для принятия решений по охране окружающей среды и природопользованию утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики. Ряд нормативных актов был принят на уровне крупных муниципальных образований, в том числе в городах Сургут (2000), Саратов (1999), Казань (1998) и других.

 



Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.