Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3 Методология микроэкономики

Микроэкономика как отрасль науки, вышедшая из общей экономической тео­рии, оперирует всеми типичными экономическими методами. Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых оп­ределяются пути достижения целей исследования.

Прежде всего, это позитивный и нормативный анализ. При позитивном анали­зе исследователь пытается ответить на вопрос, каковы последствия того или иного уже осуществленного мероприятия в экономической области. При норма­тивном анализе экономист задается вопросом: следует ли проводить те или иные экономические мероприятия.

Исторически первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика, основателем которой принято считать Аристотеля.

Формальная логика — это изучение явления со стороны его структуры (формы). Формальная логика вооружена набором приемов познания (табл. 1).

 

Приемы познания формальной логики

 

Анализ Состоит в расчленении целого на части
Синтез Состоит в соединении отдельных частей в целое
Индукция Основан на умозаключениях от частного к общему
Дедукция Основан на умозаключениях от общего к частному
Сравнение Основан на переносе свойств известного явления на неизвестное

 

Важную роль в процессе познания играет проблема — четко сформулирован­ный вопрос, который возникает в процессе познания.

Постановка проблемы порождает гипотезу, т. е. выдвижение предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

Выводы, вынесенные из исследования простых гипотез, ведут к построению экономических моделей: наиболее абстрактных конструкций, которые схватыва­ют существенную структуру свойств явлений при отвлечении от несущественных деталей.

При применении абстрактных моделей к явлениям реальной жизни вырабаты­ваются теории. Теория — это системно организованное заявление, применяемое к широкому набору обстоятельств, содержащее принципы и правила процедуры ис­следования для предсказания или объяснения определенного набора явлений.

Примерно в XIX в. в рамках немецкой классической философии был разрабо­тан диалектический метод познания.

Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Диалектика изучает экономическую систему как развивающуюся взаимосвязь категорий и законов. Внутренним источником движения и развития системы яв­ляется диалектическое противоречие.

В XX в. основой исследования стал системный метод на основе экономиче­ского моделирования.

Микроэкономические модели представляют собой формализованные описания экономических явлений и процессов с целью выяснения функциональных зависи­мостей между ними. Модели могут быть вербальными, математическими и графи­ческими. Модели упрощенно отражают реальную действительность в том или ином ракурсе.

Процесс познания экономического явления обычно начинается с его описания. Для некоторых экономических школ (например немецкой исторической) такой подход к исследованию был преобладающим. Тем не менее конечной целью опи­сания предполагается объяснение.

Объяснить явление — значит сделать его понятным, вразумительным. Когда мы описываем явление, то говорим, что произошло, а когда объясняем — почему это произошло. Например: почему за последнее время цены возросли стремитель­но? почему профсоюз объявил забастовку? почему падает курс рубля? Для объяс­нения подобных событий мы должны исследовать различные факторы, вскрыть закономерности происходящих явлений, разработать теории и получить возмож­ность предсказывать возникновение явлений с целью их контроля или выработки рационального поведения.

Основной метод исследования – исследование объектов не непосредственно, а косвенно, посредством анализа моделей. В экономической теории используется знаковое моделирование, как правило формулы и графики. В микроэкономике используются модели оптимизационные (предельная полезность, предельные затраты и др.) и равновесные (рыночное равновесие). Для описания того, как взаимодействуют цены и факторы, их определяющие, в микроэкономике используются различные модели. Модели служат для получения выводов из теории и для предсказания того, как изменения экономических условий приводят к изменению в решениях и к изменению цен и объемов продаваемых и покупаемых благ. Выводы из экономической модели выражаются в форме гипотез, которые представляют собой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты фактами. Вместе с тем модели - это упрощения и абстракция, не претендующая на зеркальное отражение реальности. Они должны быть детализированы ровно настолько, чтобы удовлетворять исходной цели, и не более. А основные принципы, взятые от простых моделей, не противоречат принципам действия сложных моделей.
. Изложение курса "Микроэкономика" может и должно осуществляться с использованием одновременно трех взаимодополняемых способов: словесного, графического и математического, что обеспечивает наглядность и доступность материала.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2 Предмет микроэкономики | Вопрос 1. Спрос. Кривая спроса. Эластичность спроса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.