Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 7. Реакция потребителя на изменение цены и дохода. Эффект дохода и эффект замещения

Изменение цены товара оказывает влияние на объем спроса двояким образом, вызывая разные эффекты. Рассмотрим один из подходом, предложенный английским экономистом Дж. Хиксом.

На рисунке 8 первоначальное равновесие потребителя соответствует точке Е1 . при бюджетном ограничении I-I1 он покупает товарные наборы X1 и Y1 . допустим, что цена товара X снизилась. В этом случае бюджетная линия переместится из положения I-I1 в положение I-I2 и новое потребительское равновесие будет в точке Е3 на кривой безразличия U2 .

Снижение цены товара X равнозначно увеличению первоначального бюджета, в результате чего потребитель увеличивает покупку обеих товарных наборов (X3,Y3). Подобное действие покупателей приводит к так называемому эффекту дохода (ЭД).


 

 


Рис. 8 Эффект дохода (ЭД) и эффект замещения (ЭЗ) по Хиксу

 

Однако при снижении цены товара X покупатель может поступать иначе: увеличить покупку подешевевшего товара X и сократить приобретение товара Y, цена которого стала выше. В этом случае новое потребительское равновесие будет определяться точкой Е2, расположенной первоначальной кривой безразличия U1. В результате этого возникает эффект замещения (ЭЗ).

Поясним, что бюджетная линия I’-I”, имеющая точку касания Е2 с кривой безразличия U1, получена в результате параллельного смещения бюджетной линии I-I2 влево до ее касания с кривой безразличия U1. Это процедура предполагает, что потребитель «лишается» эффекта дохода.

Обратим внимание на то, что при эффекте дохода общая полезность, извлекаемая потребителем, увеличивается, так как точка равновесия перемещается на более высокую кривую безразличия U2. При эффекте замещения общая полезность остается без изменения, потому что новая точка равновесия Е2 находится на исходной кривой безразличия U1.

Общий эффект от изменения цены складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, как показано на рисунке 8.

Направление изменений эффектов дохода и замены разных типов товаров

Наименование товара Падение цен Рост цен
Нормальный товар ЭЗ ЭД     Общий эффект ЭД ЭЗ     Общий эффект
Некачественный товар ЭЗ     Общий эффект ЭД   ЭЗ     Общий эффект ЭД  
Товар Гиффена ЭЗ   ЭД   Общий эффект ЭЗ   ЭД   Общий эффект

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 6.Формирование кривой спроса. Цена спроса и потребительский излишек | Реакция потребителя на изменения дохода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.