Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заключительный протокол




• Переговоры с правительством Китая заняли год

Заключительный протокол подписан в Пекине 7 сентября 1901 года:

• Контрибуция 450 млрд. юаней в течение 39 лет

• Китай обязан был вывести войска из столичного округа

• Запрещено покупать за границей современное оружие

• Управление посольским кварталом переходило в руки иностранцев (гарнизон войск)

Лишь в январе 1902 года правительство и двор возвратились в Пекин…

31. Социально-экономический строй Японии в середине XVII - XVIII в. Сёгунат Токугава. Особенности феодализма.

Установление сёгуната Токугава. Особенности двойной власти в Японии

• С 1333 до 1603 года в Японии продолжались феодальные войны

• Период с 1333 по 1603 года назвали «Эпохой воюющих провинций» (Сенгоку)

• «Эпоху воюющих провинций» отличали следующие черты:

• Слабая власть императора

• Отсутствие авторитетного клана и военного лидера, способного сплотить рыцарство(самурайство) и объединить страну

Первые контакты с европейцами принесли в страну:

• огнестрельное оружие

• миссионерскую деятельность христиан-католиков (португальцы, испанцы)

• В конце XVI – начале XVII века появились силы заинтересованные в объединении страны

• Последним предводителем этих сил перед объединением стал Токугава Иэясу

• В 1600 году Токугава Иэясу разбил в битве при Сэкигахара коалицию князей

• В 1603 году Токугава Иэясу провозгласил себя Великим полководцем – Сёгуном, а 1605 году провозгласил своего сына наследником

• Сёгунат Токугава просуществовал в Японии с 1603 по 1868 год

• Форма двойного правления известна в Японии с XII века

• Эпоху с 1603 по 1868 называют еще «Периодом Эдо»

• Две столицы:

• Киото – старинная официальная столица и резиденция императора

• Эдо (впоследствии Токио) – резиденция/ставка сёгуна и фактическая столица государства

• Историк Эдвин Рейшауэр назвал власть сёгуна «формой централизованного феодального правительства»

• По-японски правительство сёгуна принято именовать бакуфу (военное правительство)

• Окончательно власть сегуна Токугава укрепилась после осады и взятия в 1615 г. замка могущественного дайме в Осака

• Светская власть Сегуна была неограниченной

• Император оставался символом божественной власти и создателем японского государства. Император исполнял часть важных ритуалов религии синто (Путь богов)

Власть сёгунов Токугава была основана на нескольких столпах:

• Сёгун был крупным землевладельцем (2,5 млн. коку земли + 2 млн. коку у его 38 вассалов). Сёгун распоряжался более 25% территории Японии

• Токугава построили свою штаб-квартиру в крупнейшем городе – Эдо

• Все остальные крупные князья – даймё должны были присягнуть на верность Токугава

• Источниками легитимации власти Токугава были и другие традиционные институты японского общества:

• император,

• буддистские богословы,

• конфуцианские ученые…

• Система «санкин котай»:

Правило, по которому один год каждый даймё обязан был прожить в Эдо, а следующий мог провести у себя в замке.

В Эдо даймё должен был оставить его семью в качестве заложников

• Главная забота бакуфу – стабильность и отсутствие конфликтов внутри страны

Основные классы японского общества

• Японское общество подчинялось строгой иерархии. Лозунг этого общества: «Занимать должное место»

• При этом, чтобы понять эту иерархию, которая диктовала поведение, внешний облик людей, необходимо обратить внимание не только на классы, но и на пол, возраст, семейные связи

• Социальная пирамида японского общества состояла из 4-х классов-сословий:

• Си – самураи

• Но – крестьяне

• Ко – ремесленники

• Сё – торговцы и ростовщики

• Самураи – сословие воинов, занимали высшее положение в социальной иерархии

• «Среди цветов - вишня, среди людей – самурай»

Среди самурайского сословия существовала своя иерархия:

Даймё – 250 крупнейших князей

• Самое низкое положение занимали воины-самураи служившие своим патронам за рисовый паек – хатамото

• Кодекс «Бусидо»

Кодекс Бусидо: «Путь воина – означает смерть»

• «Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведёт к смерти. Не рассуждай!»

• «Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда»

• «К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство»

• «Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности»

• «Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного»

• Высокое положение в обществе занимали куге – придворная родовая аристократия («Киотская аристократия»)

• Во время сёгуната куге не имели реальной власти и были изолирована в Киото

• Иерархическое общество Японии существовало долгое время при двойном правлении (императора и сегуна) не только потому, что народ был покорным

• каждому классу в нем были предоставлены определенные гарантии

• Даже низшие касты получили право на особые виды деятельности, а их организация самоуправления признавалась властями

• К середине XVIII века зависимость Си (самураев) от Сё (торговцев) увеличилась

Разбогатевшие использовали различные приемы, чтобы попасть в Высшее общество:

1. Становились «землевладельцами» после ареста имущества за долги

2. Использовали обычай «усыновления»…Богатые торговцы стремились к тому, чтобы их сыновья после женитьбы были «усыновлены» в семье самураев. В Японии не требовали жесткого соблюдения внутрикастовых браков

• С другой стороны самураи – си пользовались своим особым положением

• Согласно старому обычаю можно было оплатить покупки не только во конце месяца, но и в конце года

• В японском обществе благодаря клановой, общинной организации существовало особое понятие долга

• В 1836 году залезший в долги князь Сацума заключил с кредиторами соглашение, согласно которому завершение выплаты долга предусматривалось в 2085 году.

Политика сёгунов Токугава в XVII-XVIII вв. Закрытие страны.

• Цель власти сёгуна: стабильность, мир и порядок внутри Японии и вокруг неё

• Ссоры европейцев по религиозным вопросам угрожали перекинуться на почву Японии...

• В 1614 году сёгунат принял закон о запрете христианства:

1. Всем христианским священникам приказано собраться в Нагасаки для депортации

2. Христианские церкви приказано разрушить

3. Всем принявшим христианство японцам приказано отказаться от веры

• В 1633 запрещены все иностранные книги

• 1635 год. Первый запрет иностранцам посещать Японию

• 1637 год восстание в Симабара потоплено в крови, пленников сбросили со скалы в гавани Нагасаки

• В подавлении восстания помогли голландцы: предоставили сёгуну вооруженный пушками корабль…

К 1641 году введена политика «сакоку» (запрет иностранцам посещать Японию)

• Запрет под страхом смерти японцам строить корабли и выходить на них в море для посещения других стран

• Исключение для голландцев. 5 кораблей в год в XVII веке, потом один корабль в год в XVIII веке мог заходить в Нагасаки

• Европейские негоцианты обязаны были предоставлять бакуфу краткий письменный доклад об основных событиях в мире

• Появилась особая наука: рангаку («Голландоведение»)

• Существовала особая отрасль знаний «изучение родины» - кокугаку

• Идеологической и философской базой сёгуната стало конфуцианство

Идеи Конфуция в Японии долгое время воспринимались лишь как дополнение к буддизму. Соответственно, и интерес к учению китайского мыслителя проявляло лишь буддийское духовенство и аристократия

• Однако в эпоху Токугава конфуцианство приобрело статус официальной государственной идеологии. Однако не без некоторых национальных особенностей

• Конфуцианство, распространенное в Китае, требовало уважения и лояльности прежде всего к родителям, к семье

• В японском неоконфуцианстве был сделан акцент на безусловной верности господину, сюзерену, своему даймё, сёгуну (даже в ущерб интересам собственной семьи)

• Жесточайшая дисциплина и неукоснительное следование предписаниям из Эдо были навязаны всей стране

• На всех дорогах были выставлены заставы, тщательно проверявшие у прохожих и проезжих документы на право передвижения

• Под страхом смертной казни пресекались любые попытки крестьян бежать от своих даймё

• Были введены ограничения на строительство новых замков и укрепление старых

• Проживание любого постороннего в городе или деревне было возможно лишь при наличии соответствующего разрешения

• Соседи были связаны узами круговой поруки, расплачиваясь перед властями своим имуществом и даже жизнями за любое нарушение порядка в округе

• Строго регламентировались для каждого сословия фасон, цвет и материал одежды

• Столь же жестко было оговорено право любой трудовой и социальной деятельности для каждого сословия

• Ношение оружия было разрешено только самураям

Регламентированы были любые мелочи:

• Например, право пользования паланкинами (ручными носилками) было даровано лишь даймё и членам их семей, медикам, астрологам и лицам старше 60 лет

• Лимитировалось количество воинов (не более 20 всадников), которым было дозволено сопровождать своего даймё в поездках

Надзор распространялся даже на семейную жизнь:

• запрещались любые развлечения, роскошь

• Все это дало японским историкам основание утверждать, что правление сёгуната Токугавы стало наиболее полным и последовательным воплощением идеи тоталитарной системы в доиндустриальном обществе

• Жесточайший политический, военный, административный контроль со стороны сёгуната, кровавые безжалостные расправы над любыми противниками режима и инакомыслящими привели к тому, что столетиями продолжавшиеся междоусобицы утихли, в стране воцарился столь непривычный для средневековой Японии мир

• Необходимость в содержании мощных самурайских дружин отпала

• Судьбы страны и отдельных княжеств перешли в руки чиновничества




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.