Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности

Тема 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.

2. Отдельные виды правонарушений в области предпринимательской деятельности.

 

Литература

Основная:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – Глава 14.

Дополнительная:

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова, Ю.П. Соловья. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Юрайт, 2003.

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В современный период развития российского общества большая роль отводится негосударственной предпринимательской деятельности, привлечению иностранных инвестиций в российский рынок товаров и услуг, что будет способствовать экономическому развитию страны, созданию новых рабочих мест, росту благосостояния населения.

Государство определило соответствующие правила ведения предпринимательской деятельности и обеспечивает их соблюдение, чтобы не допустить неблагоприятных последствий от результатов предпринимательской деятельности, которые могут причинить вред как здоровью населения, их правам и свободам, так и экологии и государству в целом.

В ст. 14.1-14.51 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности. Так согласно ст.2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке. Предпринимательская деятельность имеет ряд характерных признаков, позволяющих отличить ее от других видов хозяйственной деятельности.

Самостоятельность, как признак предпринимательской деятельности предполагает возможность инициативно определять род деятельности, средства и способы ее осуществления самому предпринимателю. Закон обеспечивает эту самостоятельность, предоставляя субъектам предпринимательства общую дееспособность, которая дает им право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом (ст.23, 49 ГК РФ).

Предпринимательство связано с хозяйственным риском, который представляет собой возможность неблагоприятных имущественных последствий для субъекта хозяйствования, наступающих в результате субъективных (ошибки, просчеты) и объективных (форс-мажорные обстоятельства, экономический кризис, неблагоприятная конъюнктура и др.) причин.

В случае банкротства субъекта предпринимательства и его ликвидации все его имущество идет на погашение задолженности перед кредиторами и, в частности, перед лицами, работающими по трудовому договору. Субъект предпринимательства в этом случае может рассчитывать только на не розданное по долгам имущество (ст.25, 64 ГК РФ).

Предпринимательская деятельность относится к таким видам деятельности, которые требуют обязательной регистрации субъектов, их осуществляющих. Закон обусловливает обязательность государственной регистрации предпринимателя в налоговых органах. Государственная регистрация необходима, прежде всего, для того, чтобы вести учет и финансовый контроль лиц, занимающихся предпринимательством, а также для обложения налогом доходов предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

К специфическому признаку, присущему только предпринимательству, относится ориентация на "систематическое получение прибыли". Все другие виды деятельности ориентируются на достижение иных целей.

Предпринимательская прибыль отличается от иных форм дохода (заработная плата, пенсия, стипендия и т.п.) тем, что она выступает как превышение результата предпринимательской деятельности над издержками по ее осуществлению.

Становление предпринимательства неразрывно связано с развитием рыночных отношений. Это результат того, что предпринимательская деятельность имеет рыночную природу. Все основные признаки предпринимательства и особенности взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности отвечают основным признакам рыночной экономики.

Во-первых, признак экономической свободы субъектов рыночного хозяйствования проявляется в самостоятельности и инициативности предпринимателей в осуществлении своей деятельност и.

Во-вторых, признак максимизации результата хозяйственной практики при минимизации затрат выражается в стремлении предпринимателя получить прибыль.

В-третьих, взаимоотношения между предпринимателями строятся на рыночных принципах равноправия участников экономических отношений и взаимной выгоды.

В-четвертых, предпринимательские отношения базируются на саморегулирующих началах при всемерном ограничении непосредственного государственного воздействия на эти отношения, что также относится к рыночным признакам.

Таким образом, предпринимательская деятельность по своей природе является составной, органической частью рыночной экономики.

Осуществление предпринимательской деятельности предусматривает ограничение проявлений собственной воли и действий ее субъектов. Ограничение проявлений собственной воли и действий предпринимателей осуществляется в той мере, в какой согласно ч.З ст.55 Конституции РФ, это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть дееспособные (достигшие возраста совершеннолетия, вменяемые) граждане России, граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах, установленных законом. Вышеперечисленные субъекты могут заниматься предпринимательской деятельностью как индивидуально (с образованием юридического лица или без такового), объединяясь в различные организационно-правовые формы в установленном законом порядке.

Родовым объектом правонарушений в области предпринимательской деятельности являются общественные отношения, складывающиеся в процессе ее осуществления.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений может быть выражена в форме действий или бездействия, подробно определенных в статьях главы 14 КоАП РФ.

Путем активных действий совершаются такие административные правонарушения, как получение кредита (ст. 14.11), поставка этилового спирта (ст. 14.17), осуществление внешнеэкономических операций (ст. 14.20).

Бездействием, уклонением от совершения обязательных действий характеризуются: «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» (ст. 14.1), «Неправомерные действия при банкротстве» (ст. 14.13), «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» (ст. 14.15).

Общественная вредность административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности состоит в том, что их совершение может повлечь или влечет различные негативные последствия в сфере торговли и в иных сферах. Так, нарушение правил торговли может повлечь хищение денежных средств, пересортицу товаров и др. Незаконная торговля товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, может привести к тому, что опасные вещества или предметы могут попасть в руки недобросовестных лиц, и использованы в противоправных целях. Данная группа административных правонарушений в основном характеризуется наличием видовых объектов. К ним можно отнести:

общественные отношения в области торговли и защиты прав потребителей (ст.ст. 14.2 КоАП РФ «Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена», 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований», 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники», 14.6 «Нарушение порядка ценообразования», 14.7 «Обман потребителей», 14.8 «Нарушение иных прав потребителей», 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления», 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров», 14.16 «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе»);

оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.ст. 14.17 «Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта», 14.18 «Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции», 14.19 «Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);

интеллектуальной собственности (ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака»);

порядка и организации деятельности при банкротстве (ст.ст. 14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство», 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве»);

управления юридическим лицом (ст. 14.23 «Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом»),

обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, их отчуждения (ст. 14.26 «Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения»);

законодательства о рекламе (ст.ст. 14.3 «Нарушение законодательство о рекламе», 14.37 «Нарушения требований к установке рекламной конструкции», 14.38 «Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах»).

Для отдельных составов административных правонарушений характерно наличие предмета правонарушения. Им может быть, например, имущество, бухгалтерские и иные документы юридического лица или индивидуального предпринимателя (ст. 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве»), единый государственный реестр юридических лиц (ст. 14.25 «Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Чаще всего субъектами правонарушений выступают должностные и юридические лица. Это обусловлено спецификой предпринимательской деятельности, необходимостью наличия специального статуса для того, чтобы на законных основаниях участвовать в экономических отношениях. Кроме того, применительно к данной главе следует учесть положения ч.3 ст.2.1 КоАП РФ, допускающая возможность привлечения за одно и то же деяние двойной ответственности физического и юридического лица

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (ч. 4 ст. 14.1 – «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)», ч. 2 ст. 14.4 – «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей», ч. 1 ст. 14.25 – «Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей»). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры, т.е. специальные субъекты), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ «Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена», 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований», 14.7 «Обман потребителей», 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров».

Субъективная сторона правонарушений для физических лиц в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины (обман потребителей, ограничение свободы торговли, незаконное использование товарного знака). Вместе с тем в некоторых случаях правонарушения могут быть совершены и по неосторожности (продажа товаров, выполнение работ, либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований; нарушение иных прав потребителей). Для юридических лиц, которые также могут выступать в качестве субъектов правонарушений, конструкция вины будет несколько иной. Она будет обусловлена установлением обстоятельств, связанных с возможностью соблюдения юридическим лицом правил и норм закона.

Дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, предусмотренные главой 14 КоАП РФ, рассматривают различные государственные органы.

Должностные лица органов внутренних дел в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16 и статьей 14.26 КоАП РФ, а также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.1, частями 1 и 2 статьи 14.1.1, статьей 14.2, частью 1 статьи 14.4 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статьей 14.7 (по обращениям граждан), статьями 14.10, 14.14, статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе), частями 1 - 3 статьи 14.16, частью 4 статьи 14.16 (в части розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе), статьями 14.17, 14.18, 14.23, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьями 14.37, 14.38, 14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации) КоАП РФ.

Большинство правонарушений в области предпринимательской деятельности выявляются и пресекаются государственными органами в процессе осуществления контроля (надзора), то есть при проведении проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Отдельные виды правонарушений в области предпринимательской деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 9890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.