Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.

2. Характеристика отдельных видов административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность.

Литература

Основная:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года.

Федеральный закон от 19 апреля 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в ред. от 08.06.2012 № 65-ФЗ).

Дополнительная:

1. Административное право России: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДКО МВД России, 2011. Глава 23.

1. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок

 

Термин «общественный порядок» широко употребляется в законодательстве и юридической литературе, не имея при этом ни официального, ни единого научного толкования. В основном под ним понимается система урегулированных социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей, имеющая целью обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормальных условий для труда и отдыха людей, деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций.

Анализ различных научных трактовок рассматриваемой категории, позволяет сделать вывод о том, что общественный порядок, как сложное и многогранное общественное явление, включает в себя следующие элементы:

- содержание общественного порядка, представляющее собой систему волевых общественных отношений, проявляющихся в поведении людей, их действиях и поступках в общественных местах;

- средства регулирования общественного порядка, включающие правовые и моральные нормы, обычаи, правила общежития и иные социальные нормы. При этом основное место в регулировании общественного порядка занимают правовые нормы, и в первую очередь, нормы административного права, которые устанавливают правила поведения в общественных местах.

- цель установления и поддержания общественного порядка, выражающаяся в обеспечении охраны жизни, здоровья, чести, достоинства и иных прав, законных интересов граждан, поддержание общественного спокойствия, условий для нормальной деятельности организаций.

- реальные гарантии прочности общественного порядка, которыми выступают подлинный демократизм общественного и государственного строя, а также неразрывное единство государства и личности.

Вместе с тем следует учесть, что используя в различных правовых актах термин «общественное место», законодатель не утруждает себя формулированием соответствующей дефиниции, а имеющиеся различные точки зрения на общественное место, как неотъемлемую составляющую общественного порядка, сводятся к выводу о том, что это место скопления определенной массы людей.

Толкование понятия «общественное место» в административно – правовой науке чаще всего также сводится к перечислению общественных мест, без раскрытия его признаков.

С учетом вышеизложенных мнений можно сделать следующий вывод, что главным признаком общественного места будет являться возможность доступа и нахождения в нем различных представителей общества для удовлетворения своих жизненных потребностей и интересов.

К сожалению, приходится констатировать, что в формулировках некоторых правонарушений называются лишь отдельные виды этих мест – улицы, парки, стадионы, общественный транспорт и т. д. Но поскольку по объективным причинам невозможно закрепить их исчерпывающий перечень, который включал бы все места – постоянно или временно используемые для общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей, законодатель употребляет словосочетание «другие общественные места». Этот термин обладает универсально - правовым характером и оценочностью своего практического (как правило, расширительного) толкования. В связи с чем, в юридической науке и практике отсутствует единый подход к содержанию понятия «другие общественные места». Обычно под таковыми принято понимать места, которые постоянно или временно используются для общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц[112].

Одновременно, обращает на себя внимание тот факт, что общедоступность как обязательный признак общественного места, является относительным показателем, поскольку одни и те же места в разное время, например, лес, пляж, стадион, музей, доступ в которые людей абсолютно или относительно считается свободным, можно отнести, к общественным. Кроме того, в практической деятельности ОВД могут возникать и такие ситуации, когда нарушение общественного порядка происходит в местах, не являющимися сами по себе общественными, как например, в жилище, когда ущемляются права других граждан (в квартире многоэтажного дома в ночное время раздаются громкие крики, игра на музыкальных инструментах и т. п.).

Анализ действующего уголовного и административного законодательства показывает, что совершение противоправного деяния в одном и том же месте, например в подъезде, будет учитываться по – разному. Так, например, распитие спиртных напитков в подъезде относится к административному правонарушению, совершенному в общественном месте, поскольку последнее является для него квалифицирующим признаком, а грабеж в подъезде не будет учитываться как «преступление, совершенное в общественном месте», поскольку последнее для него не является квалифицирующим признаком.

Общественные места можно подразделить на три группы:

1) общественные места постоянного пользования - улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;

2) общественные места временного пользования - магазины, театры, стадионы и т.д.;

3) эпизодические общественные места - лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т.д.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие признаки общественного места:

а) это место общего пользования;

б) возможность преимущественно свободного доступа для посещения;

в) предназначенность данного места для удовлетворения различных жизненных потребностей.

Таким образом, под общественным местом следует понимать места, доступные для посещения либо специально оборудованные территории и помещения общего пользования в черте городов и иных населенных пунктов либо вне их, а также средства общественного транспорта[113].

В соответствии с главой 20 КоАП РФ, к правонарушениям, объектом посягательства которых выступает общественный порядок, относятся следующие.

Мелкое хулиганство – нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (ст. 20.1).

Квалифицирующим признакам объективной стороны мелкого хулиганства свойственен оценочный характер: законодатель не раскрывает содержания используемых понятий, отдавая решение этих вопросов на усмотрение правоприменителя.

Как правило, под явным неуважением к обществу понимается открытое, очевидное для всех окружающих вызывающе пренебрежительное отношение к общепризнанным нормам и правилам поведения. К нецензурной брани относятся нецензурные грубые, непристойно мерзкие, богомерзкие, невыносимо отвратительные, вульгарные выражения.

Следует обратить внимание на некорректность диспозиции ч.1 рассматриваемой статьи, которая входит в противоречие с положением ч.5 ст.29 Конституции РФ, предусматривающей запрет на цензуру, что может повлиять на возможность привлечения лица к административной ответственности. В целях устранения имеющегося несоответствия, в диспозицию ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ необходимо внести изменение, заменив словосочетание «нецензурная брань» на словосочетание «ненормативная лексика» в соответствующем падеже.

Нынешнее же определение мелкого хулиганства не рассматривает нецензурную брань в качестве его самостоятельного признака – из формулировки правонарушения следует, что она может лишь «сопровождать» проявление явного неуважения к обществу.

Оскорбительное приставание к гражданам может проявляться в навязчивых действиях, унижающих честь и достоинство других лиц и нарушающих их спокойствие. При повреждении или уничтожение чужого имущества важным условием является размер ущерба, который должен быть незначительным, иначе нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 167 УК РФ).

Мелкое хулиганство может быть совершено в любой сфере жизнедеятельности: на работе, в быту, на отдыхе, в культурно-просветительных учреждениях, в любом месте, где присутствуют люди – квартира, улица, общественный (личный) транспорт, стадион и т. д.

Обычно мелкое хулиганство совершается в присутствии людей. Именно в такой обстановке нарушитель демонстрирует свое неуважение к обществу. Однако оно может совершаться и тайно, в расчете на то, что последствия хулиганских действий станут известны позднее (нанесение нецензурных надписей на стенах и заборах, умышленная порча ночью газонов и др.).

Если при совершении мелкого хулиганства нарушитель не повинуется законному требованию представителя власти, либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, его действия квалифицируются по ч. 2 ст. 20.1 КоАП. При квалификации необходимо установить, что неповиновение являлось непосредственным продолжением мелкого хулиганства (его составной частью), и разрыв во времени между этими действиями отсутствует. Если совершение мелкого хулиганства прекратилось, а нарушить не выполняет законные требования представителя власти, либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка проследовать в служебное помещение соответствующего органа для составления протокола – эти действия квалифицируются по ч. 1 ст. 19.3 КоАП.

Субъектом мелкого хулиганства является физическое лицо, субъективная сторона выражается в форме умысла.

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20).

«Пиво и напитки, изготавливаемые на его основе», «спиртосодержащая продукция», «алкогольная продукция» для краткости объединим в родовое понятие «спиртные напитки», а «наркотические средства», «психотропные вещества», «одурманивающие вещества» в «наркотики», которые имеют официальные толкования. В части, касающейся распития спиртных напитков, законодатель не устанавливает тотального запрета – все зависит от крепости напитка и места, где он распивается, а в части потребления наркотиков – имеется исключение.

Так, согласно ч. 1 ст. 20.20, распитие спиртных напитков с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции является правонарушением лишь в тех случаях, если эти действия происходят в:

детских организациях – детские сады (ясли), дома творчества, спортивные школы (школы искусств), оздоровительные (туристические, оборонно-спортивные) лагеря, социально-реабилитационные центры и т. п.;

образовательных организациях – организации, реализующие основные образовательные программы (школы, колледжи, институты, академии, университеты и т. п.);

медицинских организациях – организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь (больницы, госпитали, пункты оказания первой медицинской помощи, поликлиники, фельдшерские пункты, медицинские аптеки, страховые медицинские организации и т. п.);

общественном транспорте (транспорте общего пользования) городского и пригородного сообщения – метро, троллейбусы, трамваи, автобусы городского и пригородного сообщения, маршрутные такси, пригородные электропоезда и т. п.;

организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица) – организации, чья деятельность направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, а также на оказание культурных благ;

физкультурно-оздоровительных сооружениях – объекты, созданные для занятий физической культурой и спортом (стадионы, дворцы спорта, бассейны, спортивные площадки, специально оборудованные под спортивные залы нежилые помещения и т. д.);

спортивных сооружениях – инженерно-строительные объекты, созданные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющие пространственно-территориальные границы.

Данный перечень общественных мест является исчерпывающим. Следовательно, распитие спиртных напитков с содержанием этилового спирта менее 12 % объема готовой продукции в других общественных местах (улицы, площади, скверы, дворы и подъезды жилых кварталов, пляжи, вокзалы, поезда дальнего следования и т. п.) не влечет ответственности по ч. 1 ст. 20.20, что негативно отражается на оперативной обстановке и правопорядке. Имеющуюся проблему пытаются исправить законодатели субъектов РФ, предусматривая в своих законах об административных правонарушениях соответствующие нормы.

Что касается спиртных напитков, содержание этилового спирта в которых 12 и более процентов объема готовой продукции, то их употребление административно наказуемо во всех общественных местах (ч. 2 ст. 20.20). Исключением являются организации торговли и общественного питания, где продажа этих напитков разрешена в розлив (кафе, бары, рестораны и т. п.).

Объективную сторону ч.3 рассматриваемой статьи образуют действия, связанные с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах без назначения врача.

Потребление же наркотиков без назначения врача в других местах, не указанных в данной части, образует состав ст.6.9 КоАП РФ

За потребление наркотиков не подлежит административной ответственности лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотиков, а также лицо, признанное в установленном порядке больным наркоманией, согласившееся быть направленным на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

Потребление одурманивающих веществ, в отличие от наркотиков, будет являться правонарушением только в том случае, если потребление происходит в общественных местах (ч. 3 ст. 20.20).

Употребление спиртных напитков, наркотиков и одурманивающих веществ предполагает совершение активных действий, формы которых могут быть различными: распитие, уколы, прием таблеток (смесей), вдыхание паров и т. п. Причем правонарушение считается оконченным, не только в момент, когда спиртные напитки (их часть) уже распиты, а наркотики употреблены, но и с момента совершения действий, непосредственно направленных на приготовление к этому (открытие бутылки спиртного, приготовление наркотика к инъекции и т. п.).

Объективную сторону по ч. 4 рассматриваемой статьи образуют действия, связанные с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Субъектом правонарушений рассматриваемой статьи является физическое лицо, субъективная сторона может выражаться в форме умысла или неосторожности. По части 4 ст.20.20 КоАП РФ субъектом правонарушений являются специальные субъекты, какими являются иностранные граждане и лица без гражданства.

Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21) – одно из распространенных правонарушений, являющееся, как правило, логическим завершением чрезмерного употребления спиртных напитков, наркотиков, одурманивающих веществ.

Объектом противоправного посягательства, предусмотренного указанной статьей Кодекса, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье и даже жизнь людей (например, обморожение в сильные морозы), которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу, как для самих себя, так и для окружающих.

Объективную сторону данной статьи КоАП РФ образуют действия, связанные с появлением лица в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Перечень общественных мест, где запрещено появление в пьяном виде, в отличие от ст.20.20 КоАП РФ носит общий характер, понятие и признаки которых нами уже были рассмотрены в данном параграфе.

Как правило, признаками, оскорбляющими человеческое достоинство и общественную нравственность, являются: утрата чувства стыда и элементарных навыков поведения в общественных местах, полная или в значительной степени утрата способности ориентироваться в окружающей обстановке, полная физическая беспомощность, неспособность к самостоятельному передвижению, бесчувственное (лежачее) состояние и т. п.

В квалифицирующих признаках этого поведения используются понятия, которые исходят из их общепризнанного в обществе понимания и не нуждаются в формализованном подходе к своему определению.

Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22).

Данные правонарушения схожи с составами ст. 20.20 и ст. 20.21, однако имеют ряд особенностей. Во-первых, противоправные деяния совершаются несовершеннолетним лицом, не достигшими 16-летнего возраста, т.е. по сути, не являющимся субъектом административного правонарушения. Во-вторых, при появлении несовершеннолетнего в общественном месте в состоянии опьянения, не имеет значения, оскорбляет он своим видом человеческое достоинство и общественную нравственность или нет – достаточно наличия факта опьянения. В-третьих, при распитии спиртных напитков, не играет роли их крепость, а также вид общественного места, где это происходит. В-четвертых, к административной ответственности привлекается не сам несовершеннолетний, а его родители или иные законные представители (усыновители, опекуны или попечители), за невыполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению должного надзора за поведением несовершеннолетних, обеспечению физического, психического, духовного и нравственного развития своих детей, подготовки их к общественно полезному труду, которые и являются субъектом данного правонарушения.

Субъективная сторона деяния представляет собой вину родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в форме прямого или косвенного умысла.

 

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ).

Правовую основу реализации гражданами права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествия и пикетирования составляют ст.31 Конституции РФ и Федеральный закон РФ от 19.06.2004 года №53-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании».

Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Данная статья предусматривает семь самостоятельных составов административных правонарушений.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 20.2, состоит в том, что виновный нарушает установленный порядок организации (т.е. проведения, подготовки, оповещения о дате, о времени начала и окончания, о маршруте движения и т.п. мероприятий организационного характера) собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

К организации публичного мероприятия, которое возложено на организатора, законом отнесено:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Организатором демонстраций, шествий и пикетирований может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет. Кроме того организаторами могут выступать политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Вместе с тем законодатель закрепляет за организатором как участником публичного мероприятия определенный правовой статус, наделив его необходимыми правами и возложив на него обязанности, а также прописал требования и ограничения, предъявляемые к нему.

Организатор публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;

Регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств.

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

Кроме организатора, органа исполнительной власти субъекта РФ, его представителя, или муниципального образования, в подобного рода мероприятиях, принимают участие участники, реализующие свои какие-то цели.

Субъектами административной ответсчтвенности по ч.1 ст. 20.2 КоАП РФ, являются организаторы мероприятий (собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 20.2 выражается в том, что виновный нарушает установленный порядок организации либо проведения без подачи уведомления на проведение публичного мероприятия (т.е. проведения, подготовки, оповещения о дате, о времени начала и окончания, о маршруте движения и т.п. мероприятий организационного характера) собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 с т.20.2 КоАП РФ состоит в нарушении установленного порядка организации и проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Данный порядок регламентирован вышеуказанным Федеральным законом РФ от 19.06.2004 года № 54-ФЗ. Нарушение установленного порядка проведения мероприятий может выражаться: а) в несоблюдении обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.; б) в нарушении общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия; в) в ношении участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам; г) в неповиновении законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; д) в нарушении регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

К административной ответственности за нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут привлекаться как организаторы, так и участники указанных акций.

Субъектами данного правонарушения могут являться граждане (участники или организаторы собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований), должностные лица и юридические лица.

Объективная сторона ч. 3 ст.20.2 КоАП РФ, характеризуются следующими обязательными квалифицирующими признаками (условиями).

Во-первых, это несанкционированное массовое мероприятие;

во-вторых, это действия (бездействие), связанные с нарушением организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств;

в – третьих, это действия (бездействие), связанные с нарушением организатором публичного мероприятия превышения норм предельной заполняемости территории (помещения);

в – четвертых, это действия (бездействие), связанные с организацией либо проведением публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств;

в – пятых, это действия (бездействие), связанные с организацией либо проведением публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, повлекшие превышения норм предельной заполняемости территории (помещения).

Субъектами правонарушения по ч.3 ст.20.2 КоАП РФ являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Объективная сторона ч.4 ст.20.2 КоАП РФ выражается в действиях (бездействии), предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния,

Конституционные права человека на охрану здоровья и частной собственности, на владение пользование и распоряжение собственным имуществом регулируются различными отраслями права, в том числе, уголовным и административным.

Сравнительно – правовой анализ признаков составов уголовных преступлений и административных правонарушений, предусматривающих ответственность за повреждение имущества и причинение вреда здоровью человека показал, что обе отрасли права имеют в своем арсенале правовые средства их защиты. В уголовном кодексе это соответственно ст.ст.111, 115 и 167.УК РФ, а в КоАПе РФ ст.7.17. (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества), ст.12.24 и 12.30 КоАП РФ. Для того, чтобы отграничить состав ст.20.2 ч.4 КоАП РФ от иных перечисленных составов, необходимо определить их квалифицирующие признаки.

Ст. 111 УК РФ предусматривает ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, следовательно, его квалифицирующим признаком объективной стороны будет выступать – тяжкий вред здоровью.

В отличие от ч.4 ст.20.2 КоАП РФ, ст.167 ч.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества, включающая наличие такого квалифицирующего признака, как причинение значительного ущерба имуществу. Вторая ее часть содержит квалифицирующие признаки, к которым относятся:

- уничтожение или повреждение имущества из хулиганских побуждений; путем поджога; путем взрыва; иным общеопасным способом для человека; иные тяжкие последствия, которых не содержит рассматриваемая статья КоАП РФ.

В свою очередь, ст.115 УК РФ предусматривает ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Квалифицирующими признаками данного состава могут выступать: совершенное из хулиганских побуждений; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Ст.12.24 и 12.30 КоАП РФ предусматривают ответственность за причинение в результате ДТП небольшого и средней степени тяжести вреда здоровью человека.

Ст.7.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба.

Таким образом, различие между квалификацией деяния по ч.4 ст.20.2 КоАП РФ и другими рассмотренными статьями УК РФ и КоАП РФ заключается, прежде всего, в размере и способе причинения имущественного вреда, а также способе и степени тяжести причиненного физического вреда здоровью, т.е. по ряду квалификационных объективных и субъективных признаков юридического состава..

Субъектами правонарушения по ч.4 ст.20.2 КоАП РФ являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ выражается в не выполнении своих обязанностей участниками публичных мероприятий, приведших к нарушению установленного порядка проведения собрания, митинга, шествия демонстрации и пикетирования, а по ч.6 данной статьи в совершении действий, предусмотренных частью 5, повлекших причинение вреда здоровью человека и повреждение имущества.

Согласно ст. 6. Федерального закона РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Участники публичного мероприятия имеют права и обязанности.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Кроме того им запрещено:

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2) иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Субъектом рассматриваемых административных правонарушений являются граждане, достигшие 16 летнего возраста, вменяемые.

Неуплата административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25). Штраф за административное правонарушение должен быть уплачен в течение 30 дней со дня вступления постановления о его назначении в законную силу – спустя 10 дней со дня получения нарушителем копии этого постановления.

Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении данной обязанности. Субъектом правонарушения является лицо, в отношении которого было вынесено постановление о назначении штрафа. Субъективная сторона характеризуется в виде умысла или неосторожности.

В заключение параграфа следует добавить, что помимо КоАП РФ, административная ответственность за нарушения правил общественного порядка установлена и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Такими правонарушениями являются, например: купание в запрещенных местах; приставание к гражданам с целью гадания (попрошайничества); бесконтрольное содержание скота и птицы; нарушение правил содержания собак и кошек; совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан; пребывание несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых.

2. Общая характеристика правонарушений, посягающих на общественную безопасность

 

Термин «общественная безопасность» широко употребляется в законодательстве, однако его понятие приводится лишь в Концепции развития службы общественной безопасности МВД России – «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией в РФ, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями».

В научной литературе понятие «общественная безопасность» рассматривается в широком и узком смыслах. В первом случае – под ней понимают систему отношений, которые складываются в процессе предупреждения и устранения угрозы жизни, здоровью, неприкосновенности граждан, целостности собственности, общественному спокойствию, нормальному функционированию всех общественных институтов, интересам государства.

В узком смысле общественная безопасность выступает как система общественных отношений, которые связаны, как правило, с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими. В основном в этом значении общественная безопасность и выступает как родовой объект правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ. Эти правонарушения можно подразделить на несколько групп.

1. Правонарушения, посягающие на пожарную безопасность (ст. 20.4). Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности содержатся в многочисленных правилах для различных объектов (промышленность, торговля, коммуникации, транспорт, жилые помещения и т. д.). В этих правилах установлены требования к содержанию территорий, зданий, сооружений, к техническому состоянию приборов и оборудования энергосистемы (отопление, электричество), вентиляции. Предъявляются требования и к производству работ или оказанию услуг в области пожарной безопасности (технические регламенты, стандарты).

В сфере пожарной безопасности административно-наказуемым является: 1) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами (части 1 и 2 ст. 20.4); 2) нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. 3 ст. 20.4); 3) выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен (ч. 4 ст. 20.4); 4) продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия (ч. 5 ст. 20.4); 5) несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники (ч. 6 ст. 20.4).

Из перечисленных правонарушений к компетенции ОВД (составление протоколов) относится ч. 6 ст. 20.4. Его объективная сторона выражается в не согласованном с Государственной противопожарной службой перекрытии проездов к зданиям и сооружениям пожарных машин и техники, связанном со строительными и ремонтными работами, устройством стоянок автомашин и т. п. Это могут быть как действия (например, парковка автомобилей, мешающая проезду пожарной техники), так и бездействия (неустранение ответственным должностным лицом помех для проезда пожарной техники).

Субъектами правонарушения являются физические, должностные, юридические лица, ответственные за выполнение правил пожарной безопасности3. Субъективная сторона может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

2. Правонарушения, посягающие на правила оборота оружия.

Под оборотом оружия понимается – его производство, торговля, продажа передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию РФ и вывоз за ее пределы.

Оборот гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия регулируются Федеральным законом РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии». Нарушения правил оборота оружия и боеприпасов могут выражаться в следующем.

Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему юридическими лицами (ч. 1 ст. 20.8). Данные правила установлены Законом «Об оружии», Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, Правилами оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях.

Производство оружия и патронов (исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление патронов и их составных частей), а также торговля ими осуществляется юридическими лицами, имеющими соответствующую лицензию. Хранение юридическими лицами оружия и патронов допускается при получении в ОВД специального разрешения. Хранение должно осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранность оружия и патронов, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц (в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах). Юридические лица обязаны также вести учет имеющегося у них оружия и патронов в порядке, установленном МВД России.

За нарушение перечисленных требований ответственность несут соответствующие должностные или юридические лица. Правонарушения могут совершаться умышлено или по неосторожности.

Нарушение гражданами правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ч. 2 ст. 20.8). Согласно Правилам оборота гражданского и служебного оружия, принадлежащие гражданам оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Хранение оружия и патронов гражданами в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.

Ношение оружия осуществляется на основании выданных ОВД лицензии (разрешения). Помимо этих документов владелец оружия должен иметь при себе еще и документ, удостоверяющий его личность. При ношении, перевозке любыми видами транспорта оружие должно быть разряжено, разобрано, находиться в чехле, кобурах или специальных футлярах. Запрещено передавать оружие кому бы то ни было независимо от целей передачи – для хранения, охоты и т. п.

Запрещается самовольное уничтожение оружия, поскольку контроль за его оборотом находится в исключительной компетенции государства. Уничтожение оружия осуществляют специальные субъекты (ОВД) в соответствии со специальными правилами, установленными МВД России.

За несоблюдение или нарушение перечисленных требований ответственность несут граждане, во владении которых находится оружие. Правонарушения могут совершаться умышлено или по неосторожности.

Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему (ч. 3 ст. 20.8). Коллекционированием и экспонированием оружия на территории РФ имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии ОВД. Порядок осуществления этой деятельности регламентирован Правилами оборота гражданского и служебного оружия и Правилами оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия.

Коллекционирование оружия – это сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях. Экспонирование оружия – это показ гражданами и юридическими лицами принадлежащих им либо другим лицам коллекций оружия. Осуществление коллекционирования и экспонирования оружия должно осуществляться в соответствии с установленными правилами.

Субъектами правонарушений являются физические или юридические лица. Субъективная сторона – умысел или неосторожность.

Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела ночного видения (ст. 20.9 КоАП РФ). На гражданском и служебном оружии запрещается установка приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, за исключением прицелов для охоты, порядок использования которых устанавливается Правительством РФ.

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Субъектами правонарушения являются владельцы гражданского оружия, а также должностные лица (работники) организаций с особыми уставными задачами, которым разрешено хранение, ношение и применение служебного оружия. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия (20.10). Пневматическое оружие – оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа. Оно подразделяется на спортивное (с дульной энергией свыше 3 Дж) и охотничье (с дульной энергией не более 25 Дж).

Пневматическое оружие, дульная энергия которого не превышает 7,5 Дж, а калибр – 4,5 мм, регистрации не подлежит, и граждане имеют право приобретать его свободно, без получения лицензии. Если эти параметры превышаются – оборот пневматического оружия должен осуществляться в общем порядке (как при обороте газового или огнестрельного оружия).

Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения характеризуют действия по незаконному изготовлению, продаже и передаче пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра 4,5 мм

Субъектами ответственности являются физические, должностные или юридические лица.

Вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушение гражданами сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ч. 1 ст. 20.11). Согласно Закону «Об оружии», граждане РФ, приобретшие на законных основаниях (договор купли-продажи, наследство, награждение, подарок) оружие (газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, сигнальное оружие и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой) обязаны зарегистрировать его в двухнедельный срок с момента приобретения. Оружие регистрируется в ОВД по месту жительства сроком на пять лет. После истечения этого срока оружие подлежит перерегистрации. При изменении места жительства гражданин РФ обязан в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обратиться в соответствующий ОВД с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему оружия.

Нарушение перечисленных требований совершается в форме бездействия. Субъектом правонарушения является физическое лицо – владелец оружия.

Субъективная сторона выражается в форме умысла или неосторожности.

Нарушение должностными лицами сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел, продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение (ч. 2 ст. 20.11).

Организации, имеющие право на приобретение оружия, обязаны соблюдать сроки постановки оружия на учет в ОВД, продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение.

К ответственности привлекаются должностные лица организаций, ответственные за хранение и использование оружия. Субъективная сторона правонарушения – умысел или неосторожность.

Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12). На территории России пересылка оружия (по почте, багажом и т. п.) запрещена, а его перевозка и транспортирование должны осуществляться с соблюдением установленных требований. Правила оборота гражданского и служебного оружия и Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия детально регламентируют условия транспортирования и перевозки оружия, которые должны выполняться как гражданами, так и юридическими лицами (наличие специального разрешения, согласование маршрута движения, нахождение оружия в разряженном состоянии в чехлах, кобурах, специальных футлярах или таре, наличие сопровождающей охраны и т. д.).

Правила использования оружия устанавливаются законодательством РФ. Запрещается использовать технически неисправные оружие и патроны, а также механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, срок годности, хранения или использования которых истек.

Субъектами правонарушения являются физические, должностные или юридические лица. Форма вины – умысел или неосторожность.

Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13). Обладание оружием вовсе не означает, что из него можно стрелять где и когда угодно, если это не вызвано необходимой обороной (самообороной) или крайней необходимостью (подача сигнала тревоги, о вызове помощи и т. д.). Стрельба разрешена только в предусмотренных (отведенных) для этого местах и с соблюдением установленных правил. К числу таких мест относятся стрелковые тиры, стрелково-стендовые комплексы, стрельбища, территории охотничьих хозяйств (иных мест, где разрешена охота) и т. п.

При стрельбе должны соблюдаться требования безопасности в каждом конкретном месте, например, в тире необходимо выполнять команды руководителя стрельб («огонь», «прекратить огонь» и т. п.), на охоте запрещено вести стрельбу в опасных направлениях и др.

Субъектами правонарушения являются физические лица, субъективная сторона – умысел или неосторожность.

3. Правонарушения, посягающие на режим чрезвычайного положения, правила предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) (ст. 20.5).

Чрезвычайное положение – особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Отдельные ограничения и запреты, которые могут вводиться в условиях режима чрезвычайного положения предусмотрены в главе 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении». К ним относится: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности; запрещение или ограничение проведения массовых мероприятий; ограничение движения транспортных средств и т. д.

Субъектами правонарушений могут являться физические или должностные лица, субъективная сторона – умысел или неосторожность.

Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6). Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает обязанности для органов государственной власти и местного самоуправления по: защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения; обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; своевременному направлению в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К ответственности за невыполнение установленных обязанностей привлекаются соответствующие должностные или юридические лица. Форма вины – умысел или неосторожность.

4. Правонарушения, посягающие на правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности.

Производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29). Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремисткой деятельности».

Одним из видов экстремизма является массовое распространение экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

К экстремистским материалам относятся: предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Объективная сторона правонарушения выражается в массовом распространении экстремистских материалов, а равно в их производстве либо хранении в целях массового распространения.

Субъектами ответственности являются физические, должностные или юридические лица. Совершается правонарушение, как правило, умышлено.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3). В РФ запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Под нацистской атрибутикой или символикой понимаются любые предметы (знамена, ордена, медали, элементы формы, знаки и т. п.), приветственные жесты, изображение свастики, которые использовались национал-социалистической рабочей партией Германии или германской армией времен второй мировой войны.

Объективная сторона правонарушения выражается в пропаганде, публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в изготовлении, сбыте или приобретении в целях сбыта такой атрибутики или символики.

Не является противоправным демонстрирование нацистской атрибутики и символики в качестве музейных экспонатов, в документальных и художественных фильмах и т. д., если при этом не преследуется цель пропаганды такой символики или атрибутики, а также в целях пропаганды антифашизма.

Субъектами правонарушения могут быть физические, должностные или юридические лица. Субъективная сторона характеризуется, как правило, умышленной формой вины.

Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также участие в такой деятельности (ст. 20.28).

Осуществление общественным или религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда – является основанием для ликвидации (упразднения, запрета деятельности) этих объединений.

Общественное объединение может также быть ликвидировано в случае нарушения им Конституции РФ, законодательства РФ, совершения действий, противоречащих уставным целям этого объединения.

Ликвидация общественного или религиозного объединения осуществляется по решению суда о приостановлении его деятельности.

Субъектами правонарушения являются физические лица, организовавшие деятельность «приостановленных объединений» или принявшие в ней участие. Субъективная сторона – умысел или неосторожность.

5. Правонарушения, посягающие на режим охраняемых объектов и закрытых административно-территориальных образований, порядок отбывания административного ареста.

Нарушение пропускного режима охраняемого объекта (20.17). Под охраняемыми объектами понимаются здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

Перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими право на создание ведомственной охраны, согласно Постановлению Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 514.

Пропускной режим охраняемого объекта представляет собой порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Объективная сторона правонарушения выражается в самовольном (без специального разрешения, пропуска) проникновении (вход, въезд и т. п.) на территорию охраняемого объекта.

Субъектом правонарушения является физическое лицо. Субъективная сторона – умышленная форма вины.

Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (20.19). Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает: установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности и др.

Состав рассматриваемого правонарушения формальный. Субъектом является физическое лицо. Субъективная сторона характеризуется, как правило, умышленной формой вины.

Самовольное оставление места отбывания административного ареста (ч. 2 ст. 20.25). Порядок отбывания административного ареста утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726. Арестованные содержатся в специальных приемниках ОВД под постоянной охраной.

Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации Ч.3 ст.20.25 КоАП).

Уклонение от отбывания обязательных работ (ч.4 ст.20.25 КоАп РФ)

Объективная сторона правонарушений по ст.20.25 КоАП РФ выражается: по ч.2 в самовольном оставлении (побег) места отбывания административного ареста, по ч.3 в виде уклонении от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, а по ч.4 в виде уклонения от отбывания обязательных работ.

К ответственности привлекается физическое лицо, отбывающее арест, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого вынесено административное наказание в виде административного выдворения за Пределы Российской Федерации, физическое лицо, отбывающее обязательные работы. Форма вины – умысел.

6. Правонарушения, посягающие на безопасность транспортных коммуникаций, ядерных объектов.

Блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18). Под транспортными коммуникациями понимаются все виды путей сообщения: железнодорожные, водные пути, автотранспортные магистрали, иные обустроенные пути сообщения (любые дороги, предназначенные для движения автомототранспорта, трамвайные пути и т. п.).

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, направленных на затруднение либо прекращение движения транспорта – устройство завалов, баррикад, перегораживание путей с помощью людей или автомобилей, недопущение к транспортным коммуникациям обслуживающих их лиц (ремонтных бригад, путевых обходчиков и др.).

Субъектами правонарушения являются физические лица, выступающие в роли организаторов или активных участников подобного блокирования. К организаторам относятся лица, инициировавшие блокирование, руководившие им. Активный участник блокирования определяется в каждом случае отдельно, исходя из его роли в совершении противоправных действий. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

Организация либо проведение несанкц

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отдельные виды правонарушений в области предпринимательской деятельности | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.234 сек.