Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №10 Основы конституционного строя Великобритании

1.Особенности британской конституции

2. Избирательное право и избирательная система Великобритании

3. Высшие органы государственной власти

 

1.Особенности британской конституции

 

Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный характер британской Конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта, действующего в качестве Конституции. Особенности Конституции относятся к ее форме, но не касаются содержания, ее сущности. По форме британская Конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер; она слагается из двух частей: писаной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права, поэтому конституционное законодательство в этом плане не отличается каким-либо особым своеобразием от других отраслей права. Внешне конституционное законодательство представляется не очень четким, определенным. Британскую Конституцию часто называют неписаной, имея ввиду то обстоятельство, что она никогда не была "записана" в едином акте. Части конституции (писаная и неписаная) имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.

Писаная часть включает в себя статутное право, Т.е. приняты е в различные годы и даже эпохи акты Парламента (законы), регулирующие вопросы конституционного характера (но ни один из этих законов не является Основным законом), и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, также носящие конституционный характер. Хотя судебные решения объективно существуют в писаной форме, Т.е. зафиксированы на бумаге, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права. Выражение "писаныйзакон" означает закон, формально принятый Парламентом, независимо от того, зафиксирован он на бумаге или нет, а термин "неписаное право"употребляется в отношении актов, не принимавшихся Парламентом. Судебные решения составляют систему "общего права", они затрагивают, главным образом, права и свободы граждан. Отсутствие единого акта о правах и свободах, о необходимости которого много лет говорится в различного рода научных изданиях, ведет к необходимости судебного толкования существующих законов и норм обычного права. Прецеденты регулируют также отношения между различными государственными органами. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение имеют решения высших судебных инстанций, особенно Палаты лордов - верховной судебной инстанции страны, ее решения обязательны для всех судов.

К собственно неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычаи представляют сложившиеся на практике правила. Они регулируют главным образом условия, связанные с Кабинетом министров и Правительством в широком смысле этого понятия, отношения органов государственной власти между собой. Обычаи включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность Кабинета министров, роспуск Парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практике эти прерогативы осуществляются Короной (монархом) по получении одобрения Правительства, находящегося у власти.



Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Суверенитет Парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права.

Статусное право носит фрагментарный характер; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты Парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому-либо вопросу конституционного регулирования.

Своеобразная система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны его регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой-либо обычай -не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении.

Названные источники Конституции, однако, постепенно эволюционируют: заметно ослабевает роль прецедентного права. В то же. время такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении общего права.

Из характера Конституции вытекает и то, что труды ученых-юристов признаются в качестве источника конституционного права, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализ писаных и неписаных норм Конституции. Толкование законов, прецедентов и обычаев является не привычным, а производным источником права.

Для британской Конституции в большей мере, чем для основных законов других зарубежных стран, свойственен значительный формализм. Этому способствует то обстоятельство, что многие нормы, институты, органы, созданные очень давно, иногда несколько веков назад, официально продолжают действовать, не будучи отмененными. Так, Конституционными актами Великобритании являются: "Акт о соединении с Шотландией" 1707г.; "Акт о Парламенте" 1911г.; "Акт о Парламенте для определения отношений между полномочиями Палаты лордов и Палаты общин и для ограничения срока полномочий Парламента", "Акт о Парламенте" 1949г.; "Акт, изменяющий акт о Парламенте" 1911г. (принят 16декабря 1949г.); "Акт о пожизненных пэрах" 1958г.

В отличие от других европейских стран в Великобритании существует особое понятие Правительства. Оно охватывает два органа: само Правительство, включающее всех министров, в таком составе никогда не собирающихся вместе, и Кабинет, в который входит около 20 членов Правительства, как связанных с процессом управления отдельными отраслями народного хозяйства, так и не имеющих к этому никакого отношения. Названная структура Правительства сложилась исторически, ее особенности нисколько не влияют на развитие установившейся тенденции, направленной на свертывание коллегиальных форм в деятельности Правительства в пользу одного лица Премьер-министра и отражающей организационную консолидацию и совершенствование государственного аппарата.

Законодательная власть, согласно британской Конституции, принадлежит Парламенту, состоящему из монарха. Палаты лордов и Палаты общин. Формализм пронизывает и эту ветвь государственной власти. Родоначальник всех парламентов - британский Парламент, в целом, и Палата общин, как важнейшая его часть, утратили свою прежнюю независимость в решении государственных дел; большинство его полномочий осуществляется под руководством Кабинета министров через механизм партийного контроля.

Верхняя Палата Парламента - Палата лордов - один из наиболее ярких пережитков средневековья, фактически выполняет роль тормоза в отношении законопроектов, принятых Палатой общин. Палата общин оказывает несомненное воздействие на законодательный процесс, не только сдерживая его, но и влияя, по существу, на рассматриваемые законопроекты.

Господство двухпартийной системы приводит к тому, что лишь одна из двух партий - Консервативная или Лейбористская обладает большинством мест в Палате общин. Правительство, контролирующее это большинство, фактически осуществляет полномочия Парламента. Практически только Правительство обладает законодательной инициативой. И ни один законопроект, исходящий от депутатов, не может быть принят, если он не пользуется правительственной поддержкой. Принимаемое в широких масштабах делегированное законодательство, почти не подверженное парламентскому контролю, бессилие Парламента в финансовой и бюджетной сфере, как и в сфере контроля за деятельностью Правительства, - все это говорит об упадке британского Парламента.

Монархия - старейший политический институт Великобритании. Наследственный король или королева - Глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является Главой исполнительной власти, составной частью законодательной и Главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским Главой англиканской церкви. На практике, в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы, огромная власть была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально: фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, немногочисленны.

Великобритания, будучи по территориальному устройству унитарным государством, является многонациональной страной. Унитарное государство Великобритания сложил ось в XVI-XVII в.в.. в результате присоединения "кельтских" территорий; в правовом отношении очередное присоединение оформлялось как "уния" ("Акт о соединении с Шотландией" 1707г., "Акты об Уэльсе" 1536 и 1542гг., "Акт об унии с Ирландией" 1901г.).

Архаичность действующей британской Конституции в настоящее время признается многими учеными и политиками. В последнее десятилетие стали появляться проекты Основного закона, построенные на традиционных принципах континентальной Европы. Важным фактором, стимулирующим данный процесс, стало развитие европейской интеграции, вхождение Великобритании в Европейский союз, что требует четкого и унифицированного законодательства, в том числе и конституционного.

В одном из последних проектов, представленном Институтом по исследованию государственной политики и включающем 129 статей и 6 приложений, содержатся развернутые нормы Билля о правах, построенного на основе Европейской конвенции по правам человека 1950г. и международных пактов о правах человека 1966г. Согласно проекту, английский Парламент должен включать избираемые по пропорциональной системе две Палаты - Палату общин (Срок полномочий 4 года) и вторую Палату с таким же сроком полномочий, но выборы которой проходят в интервалах между выборами в нижнюю Палату. В целом проект отражает современные тенденции конституционного законодательства.

2. Избирательное право и избирательная система Великобритании

 

В Великобритании действует всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании.

Активное избирательное право, Т.е. право быть избирателем, принадлежит всем гражданам Великобритании, достигшим 18 лет. "Акт о народном представительстве" 1983г. расширил состав избирательского корпуса применительно к парламентским выборам, предоставив право избирать гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в Великобритании. Лица, обладающие активным избирательным правом, осуществляют его в том избирательном округе, на территории которого они постоянно проживают на день составления регистрационного списка. Этот день определен -10 октября каждого года, а в северной Ирландии - 15 сентября. Внесение в регистрационный список - обязательное условие реализации активного избирательного права. Список составляется ежегодно специальным чиновником местного совета на основании данных, сообщаемых домовладельцами.

В отношении граждан, находящихся вне места проживания в связи с их работой или болезнью, а также британских граждан, проживающих за границей, - закон особо гарантирует их избирательные права. Так, военнослужащие, должностные лица государства, находящиеся за границей, их супруги, проживающие вместе с ними, моряки торгового флота рассматриваются как избиратели того округа, в. котором они имели бы право голоса до выезда в связи с выполнением служебных обязанностей.

Не обойдена вниманием закона и возможность голосовать гражданам, проживающим за границей.

Так, с 1985г. право участвовать в парламентских выборах предоставлено британским гражданам, проживающим за границей и подавшим на дому установленное для составления регистрационного списка соответствующее заявление. Они имеют право голосовать в том избирательном округе, где были зарегистрированы непосредственно перед выездом за границу. Однако, такое право действует только в течение 5 лет с того дня когда человек перестал был жителем Великобритании.

Для граждан, находящихся на день про ведения выборов вне постоянного места жительства, в качестве гарантии активного избирательного права предусмотрено голосование по почте и по доверенности.

Активным избирательным правом по законодательству Великобритании не обладают: иностранцы, душевнобольные, пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии); лица. находящиеся в заключении, которое они отбывают в исправительном учреждении во исполнение приговора суда; лица, осужденные за использование бесчестных и незаконных приемов на выборах - в течение 5-10 лет в зависимости от характера нарушения.

Пассивное избирательное право предоставляется британским гражданам по достижении 21 года. Однако, закон предусматривает целый ряд достаточно существенных ограничений из этого общего правила. Эти ограничения условно можно подразделить на 3 группы: первая из них связана с болезненным состоянием психики человека (не обладают правом избираться лица, страдающие некоторыми тяжелыми психическими заболеваниями); ограничения второй группы связаны с несоответствием носителя пассивного права установленным моральным критерием: банкротам, лицам, признанным виновными в применении "бесчестных и незаконных приемов на выборах", а также лицам, отбывающим наказание за государственную измену. К третьей группе относятся ограничения пассивного избирательного права, связанные с многочисленными правилам и о несовместимости депутатского мандата с занятием определенной деятельностью. Так, лишены права быть членами Палаты общин лица занимающие некоторые государственные должности; профессиональные оплачиваемые судьи; чиновники министерств и центральных ведомств; лица, находящиеся на дипломатической службе; военнослужащие (кроме офицеров, находящихся в отставке); руководители публичных корпораций (Би-Би-Си, независимого телевизионного управления и т.п.); клерки местных советов и Т.д.

На практике кандидаты выдвигаются политическими партиями. Так, кандидатов от Консервативной и Лейбористской партий определяют местные партийные организации под контролем центральных органов из числа претендентов, предложенных руководством партии.

Практически на этой стадии избиратели не участвуют.

При формировании нижней Палаты - Палаты общин - вся страна делится на 651 округ. От каждого округа избирается один депутат. Границы избирательных округов пересматриваются, как правило, один раз в 10 лет (что приблизительно совпадает со временем переписи населения). Для обеспечения принципа равенства при проведении избирательных кампаний, закон с 1949г. устанавливает требование математического равенства численности избирательных округов, что не всегда получается.

В отличие от других стран в Великобритании не существует каких бы то ни было специальных центральных органов по проведению выборов, нет их и в избирательных округах. Общее руководство организацией выборов в масштабе всей страны осуществляет министерство внутренних дел, а на местах - чиновник по, выборам (в этом качестве выступают шерифы графств и председатели местных советов).

Палата лордов формируется, в основном, по наследственному, признаку. Численный состав Палаты не является постоянным и однородным. В настоящее время в нее входит более 1000 пэров, около 800 наследственных лордов, имеющих право передачи титула по наследству; более 300 пожизненных пэров, которым королева пожаловала этот титул за выдающиеся заслуги перед государством (по рекомендации Премьер-министра). Референдумы в Великобритании проводятся крайне редко.

 

3. Высшие органы государственной власти

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Тема №10 Основы конституционного строя Великобритании

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.81.188.230
Генерация страницы за: 0.094 сек.