Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы системного мышления, используемые в процессе решения проблемы

Сущность и классификация рисков

1.1 Общие понятия рисков и их классификация

 

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и экономическая категория.

Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.

По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

- отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);

- нулевой;

- положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Для отдельного предприятия или фирмы риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части материальных и финансовых средств, недополучению доходов или к появлению дополнительных расходов.

В процессе своей деятельности предприниматели сталкиваются с совокупностью различных видов риска, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень и, следовательно, по способу их анализа и методам описания.

Как правило, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияния на деятельность предпринимателя. При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных.

Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.

Классификация рисков означает систематизацию множества рисков на основании каких-то признаков и критериев, позволяющих объединить подмножества рисков в более общие понятия.

Наиболее важными элементами, положенными в основу классификации рисков, являются:

· время возникновения;

· основные факторы возникновения;

· характер учета;

· характер последствий;

· сфера возникновения и другие.

Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Оно создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система управления риском.

В мировой хозяйственной практике встречаются следующие виды рисков:

1) производственный, т.е. связан с непосредственным производством торговой продукции и возникает в случае резкого увеличения или уменьшения размеров производства, непредвиденных затрат, привлечения новых инвестиций, освоения инноваций и т.д.

2) коммерческий. Он возникает в процессе реализации товаров и услуг, резкого изменения спроса, роста товарных издержек, освоения новых видов торговли и т.д.

3) финансовый риск. Этот риск присутствует постоянно, так как любое предприятие осуществляет свои финансовые отношения с банками и другими кредитными учреждениями, а его финансы воплощаются ценными бумагами. Деятельность банков в свою очередь зависит от колебаний курса ценных бумаг, процентных ставок на кредиты, займы, от инфляции, от колебаний валютных курсов и т.д.

В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно поделить на две большие группы[2]:

1) чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся риски: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть ком­мерческих (имущественные, производственные, торговые);

2) спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам отно­сятся финансовые риски, представляющие собой часть коммерческих рисков.

По основной причине возникновения (базисный или природный риск) риски делятся на следующие категории:

· природно-естественные риски — риски, связанные с проявлени­ем стихийных сил природы (землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т.п.);

· экологические риски — риски, связанные с загрязнением окру­жающей среды;

· политические риски — риски, связанные с политической ситуа­цией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хо­зяйствующего субъекта. К. политическим рискам относятся:

- невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внут­риполитической ситуации в стране, национализации, кон­фискации товаров и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые его пред­шественниками обязательства и т.п.;

- введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на опре­деленный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоя­тельств (забастовка, война и т.д.);

- неблагоприятное изменение налогового законодательства;

- запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа (в этом случае обязательство перед экспорте­рами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения);

· транспортные риски — риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорож­ным, самолетами и т.д.;

· коммерческие риски — опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов отданной коммерческой сделки.

По структурному признаку коммерческие риски делятся на следующие категории:

· имущественные риски — риски, связанные с вероятностью по­терь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической си­стем и т.п.;

· производственные риски — риски, связанные с убытком от оста­новки производства вследствие воздействия различных факто­ров и прежде всего с гибелью или повреждением основных и обо­ротных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии;

· торговые риски — представляют собой риски, связанные с убыт­ком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недопоставки товара и т.п.;

· финансовые риски — связаны с вероятностью потерь финансо­вых ресурсов (т.е. денежных средств). К ним относятся:

- риски, связанные с покупательной способностью денег: инф­ляционный риск — риск того, что при росте инфляции (обес­ценение денег и, соответственно, рост цен) получаемые де­нежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут; дефляцион­ный риск — риск того, что при росте дефляции (снижение цен и, соответственно, увеличение покупательной способно­сти денег) происходят падение уровня цен, ухудшение эконо­мических условий предпринимательства и снижение доходов; валютные риски — опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций; риски ликвидности — риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости;

- риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски): риск упущенной выгоды — риск наступления косвен­ного (побочного) финансового ущерба (неполученная при­быль) в результате неосуществления какого-либо мероприя­тия (например, страхование, хеджирование, инвестирование и т.п.); риск снижения доходности — риск, возникающий в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам, а также по портфельным инвестициям, связанным с формированием инвестиционного портфеля, представляющим собой приоб­ретение ценных бумаг и других активов (сюда могут относить- ся: процентные риски — опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными ин­ститутами, селинговыми компаниями в результате превыше­ния процентных ставок, выплачиваемых ими по привлечен­ным средствам, над ставками по предоставленным кредитам, риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с из­менением дивидендов по акциям, процентных ставок на рын­ке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам; кредитный риск — опасность неуплаты заемщиком основно­го долга и процентов, причитающихся кредитору, риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые цен­ные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга); риски прямых финансовых потерь — биржевые риски, представляющие собой опасность потерь от биржевых сделок (риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения бро­керской фирмы и т.п.); селективный риск (лат. selektio — вы­бор, отбор) — риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравне­нии с другими видами ценных бумаг при формировании ин­вестиционного портфеля; риск банкротства — опасность в ре­зультате неправильного выбора вложения капитала полной потери предпринимателем собственного капитала и его не­способности рассчитываться по взятым на себя обязатель­ствам.

Так же риски можно классифицировать следующим образом:.

· допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого предприятию грозит потеря прибыли; в пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли;

· критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в крайнем случае могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект;

· катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия; потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

Данную классификацию можно представить схематично (рис. 1).

 

Рисунок 1.1 Классификация рисков

 

1.3 Условия и причины возникновения рисков. Анализ факторов риска

 

 

Условия возникновения риска - это ситуация риска, появлению которой всегда сопутствуют три взаимосвязанных условия: наличие неопределенности, выбор альтернатив, возможность оценки вероятности осуществления выбираемых результатов. На уровень риска оказывают влияние многие факторы: объемы финансово-хозяйственной деятельности; профессиональная подготовка специалистов предприятия; стиль руководства и квалификация персонала; общий концептуальный подход к деятельности в условиях изменения в нормативно- правовой системе; разнообразие видов деятельности предприятия; степень компьютеризации деятельности; надежность системы внутреннего контроля; частота смены руководства и личные характеристики руководителей; число нестандартных для данной фирмы операций, деловое окружение.

Существование риска объективно обусловлено наличием неоп­ределенности, которая имеет различное содержание и формы про­явления.

Прежде всего, это неопределенность внешней среды, включаю­щей в себя разнообразные условия (экономические, социальные, политические), в которых действует организация. Если бы окру­жающая среда оставалась постоянной, не возникало бы никаких проблем, но она меняется, и при принятии управленческих реше­ний менеджеру необходимо учитывать динамику этих изменений, что на практике бывает очень сложно и не всегда реально.

Под термином «внешняя среда» понимаются институты и факто­ры, находящиеся вне организации и потенциально влияющие на результаты ее деятельности. При анализе внешней среды принято различать факторы прямого воздействия, называемые также рабо­чей средой, и факторы косвенного воздействия, называемые общей средой.

Факторы прямого воздействия. К факторам прямого воздействия относят те условия, которые способны сразу и непосредственно повлиять на деятельность данной организации.

Для большинства организаций внешними факторами, повы­шающими степень неопределенности внешней среды, являются поставщики, потребители, конкуренты, государство, контактные аудитории, профсоюзы.

Поставщики. К этой группе факторов внешней среды относятся хозяйствующие субъекты, снабжающие организацию материальны­ми, энергетическими, трудовыми, информационными, финансовы­ми ресурсами. Крупные поставщики материальных и (или) энергетических ресурсов, занимающие монопольное положение на рынке, способны поставить потребителей в очень сильную зависимость от себя, увеличивая риск хозяйственной деятельности, особенно если у организации только один поставщик. Это в определенной мере справедливо и для поставщиков других видов ресурсов.

Потребители. Организации существуют для того, чтобы удовле­творять потребности своих клиентов. Последние несут в себе по­тенциальную неопределенность для организации, поскольку их по­требности, вкусы, настроения и предпочтения со временем меня­ются и им может разонравиться тот или иной товар или услуга. Од­ни компании в большей степени испытывают эту неопределенность (товары и услуги для конечных потребителей), другие в меньшей (товары и услуги производственного назначения). Изучение поку­пателей позволяет организации прогнозировать динамику спроса, объемы продаж, номенклатуру и объемы производства и другие важные показатели. Необходимо также учитывать возрастающее влияние различных ассоциаций потребителей, оказывающих влия­ние не только на спрос, но и на имидж фирмы. Кроме того, учет потребителей как важнейшего фактора внешней среды предполагает не только прогнозирование, но и влияние на потребителей, форми­рование их вкусов и предпочтений.

Конкуренты. У любой организации, даже монополиста, есть хотя бы один конкурент. Конкурирующие фирмы стремятся потеснить, а иногда и вытеснить друг друга с рынка. Решения и действия одной компании обязательно вызовут ответную реакцию конкурентов (противодействие), что также является фактором неопределенности.

Поэтому для любой коммерческой организации важнейшая за­дача — определение и изучение своих конкурентов.

Конкурентная среда формируется не только внутри отрасли ор­ганизациями, производящими аналогичную продукцию. Необходи­мо помнить и о межотраслевой конкуренции со стороны предпри­ятий, способных предложить рынку замещающий продукт. Кроме того, наряду с конкуренцией на рынке сбыта, может обостряться конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, инвестиции и инновации.

Все это заставляет менеджмент организации принимать реше­ния, направленные на создание и поддержание конкурентных пре­имуществ.

Государство. К этой группе факторов относятся законы и другие нормативные акты, регулирующие определенные виды деятельно­сти, а также действия органов государственной власти и управле­ния. Каждая организация имеет конкретный правовой статус, опре­деляющий ее права и обязанности по отношению к государству и местным органам управления. Частые, не всегда последовательные, а иногда и противоречивые изменения нормативной базы — это также существенный источник неопределенности внешней среды. Важнейшее значение имеют и такие факторы, как эффективная правоохранительная и независимая судебная системы, сложившиеся традиции практической реализации законодательства, уровень кор­рупции в государственных и муниципальных органах управления.

Контактные аудитории. Принимая управленческие решения, менеджеры должны учитывать существование в обществе определенных групп, которые способны и могут влиять на деятельность организаций, например лоббисты, средства массовой информации, общества потребителей, защитники окружающей среды и т.п. Дей­ствия таких групп могут существенно воздействовать на обществен­ное мнение и также представляют собой источник неопределенно­сти. Задача менеджмента заключается в разработке и осуществле­нии политики эффективного взаимодействия с наиболее важными контактными аудиториями с целью формирования благоприятного имиджа организации.

Профсоюзы. Профсоюзы защищают интересы работников организации, а потому их деятельность также оказывается значимым организационным фактором. Поскольку люди – один из самых важных ресурсов, организации приходится считаться с требованиями профсоюзов, проводя социальную политику.

Факторы косвенного воздействия. Факторы косвенного воздейст­вия создают общие для всех условия деятельности. Их влияние про­является косвенно (через рабочую среду), сказывается не сразу и в большинстве случаев не носит специфического характера по отно­шению к конкретной организации. К этой группе факторов приня­то относить общие экономические, политические, социальные, на­учно-технические и международные условия, которые способны повлиять на деятельность организации и ее результаты и должны быть учтены менеджерами при разработке и принятии решений, особенно долгосрочных.

Экономическая среда. Нет такой организации, на которую не воздействовала бы экономическая среда. Состояние экономики со временем меняется, внося существенный вклад в неопределен­ность внешней среды. И добивается успеха та организация, кото­рая быстрее и точнее прогнозирует изменение тенденции к росту или спаду и, проявляя достаточную гибкость, стремится приспо­собиться к новой экономической ситуации. Состояние экономи­ческой среды предполагает анализ динамики таких важнейших макроэкономических показателей, как темп роста валового внут­реннего продукта, темп инфляции, уровень безработицы, реаль­ные доходы населения, ставка рефинансирования, курс нацио­нальной валюты и многие другие.

Политическая среда. Цели и способы управления экономикой страны ~ это во многом результат осуществления политики на­ходящегося у власти правительства. Настроения и расстановка политических сил в обществе с течением времени изменяются, приводя к смене правительства, политического курса и росту неопределенности. Поэтому каждая достаточно крупная организация, принимая стратегические решения, стремится иметь ясное представление о программах и целях различных политических партий, группах лоббирования в органах государственной власти, об отношении правительства к определенным отраслям эконо­мики и регионам страны, о средствах проведения в жизнь поли­тики правительства. Весьма существенным является также выяс­нение того, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии реализовывать свою политику, какова степень обще­ственного недовольства.

Социокультурная среда. К социокультурным условиям относит демографическую структуру общества, численность населения и его динамику, уровень образования, социальную мобильность людей (готовность к перемене места жительства и профессии), наличие и характер социальных конфликтов. В эту группу факторов входят также отношение людей к работе и качеству жизни, преобладающая в обществе система ценностей, традиции и обычаи и т.п.

Социальные процессы изменяются сравнительно медленно, но когда такие изменения происходят, то могут протекать довольно бурно и приводить ко многим существенным переменам в окруже­нии организации, представляя собой еще один источник неопреде­ленности внешней среды.

Технологическая среда. Научно-технический прогресс и его дос­тижения несут в себе как новые огромные возможности, так и серьезные угрозы для деятельности организаций, являясь одним из важнейших источников неопределенности внешней среды. Практи­ка последних десятилетий показывает, что наиболее быстрые пере­мены произошли именно в этой области окружения организаций. Между тем менеджеры многих организаций не всегда в состоянии увидеть открывающиеся перспективы и возникающие проблемы, так как большинство продуктовых и технологических инноваций создаются за пределами отрасли, в которой они работают. В резуль­тате — запаздывание или ошибки в принятии управленческих ре­шений, ведущие к снижению конкурентоспособности, потере доли рынка и другим негативным последствиям.

Глобализация. В современных условиях международной эконо­мической интеграции и либерализации внешнеэкономических от­ношений деятельность многих организаций уже не ограничивается национальными рамками. Конкуренты и рынки не могут долгое время оставаться внутри национальных границ, формируясь в раз­личных странах, независимо от их географического положения. Но­вые конкуренты могут появиться неожиданно в любой точке земно­го шара, внося свой вклад в неопределенность внешней среды. Это требует от менеджмента организации умения мыслить глобально и учитывать при разработке и принятии решений прогнозы развития международных процессов.

Наряду с внешней средой, источником риска является также и внутренняя среда организации.

Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, кото­рая находится в рамках организации и под контролем ее руково­дства. Она постоянно и самым непосредственным образом влияет на функционирование и эффективность организации. Основными элементами внутренней среды организации являются: операции (производство), персонал, финансы, маркетинг, организационная структура и корпоративная культура.

Состояние этих ключевых элементов и рациональность их соче­тания определяют конкурентный потенциал организации и уровень риска ее деятельности.

Производство. Для реализации поставленных целей организация должна иметь технологию выполнения основных операций, парк оборудования, обладающего определенными производственными характеристиками и систему технического обслуживания производ­ства. Ей также может быть необходимо осуществление научно-технических исследований и разработок.

Персонал. Люди — главное условие эффективности любой орга­низации. В то же время «человеческий фактор» — одна из причин неопределенности и источник риска в ее функционировании. По­этому менеджмент вырабатывает и устанавливает определенные требования к работникам организации, их полу и возрасту, уровню образования и профессиональному опыту, характеру и личным ка­чествам.

Финансы. Управляя деятельностью организации, менеджерам необходимо учитывать такие важнейшие обстоятельства, как уро­вень и динамика финансовых ресурсов, объемы и сроки денежных поступлений и расходов, соотношение собственных и заемных средств, платеже- и кредитоспособность. Неудовлетворительное финансовое положение часто становится причиной неоправданного риска и может привести к банкротству.

Организационная структура. Структура организации, представляющая собой состав и соподчиненность ее подразделений и долж­ностей, определяет распределение обязанностей, полномочий и ответственности. От нее зависит характер и эффективность коммуни­каций, степень централизации и скорость принятия решений, фор­мы контроля их исполнения. Если структура построена неправильно, нерационально, то ее недостатки приходится компенсировать за счет неформальной структуры, что также является источником не­определенности в принятии решений.

Корпоративная культура. Под ней понимаются ценности, убеж­дения, традиции и нормы поведения, разделяемые работниками данной организации. Особая важность корпоративной культуры состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но влияет на взаимодействие с внешней средой, на то, как организация относится к потребителям, как строит свои отношения с государством, какие методы использует в конкурентной борьбе. Корпоративная культура может способство­вать выживанию и развитию организации, усилению ее конкурент­ных позиций. А может и ослаблять, препятствуя успеху организа­ции, даже обладающей высоким технологическим и финансовым потенциалом.

Изобразим среду организации и место источников риска в этой среде на рис.1.2.

Рисунок 1.2 Среда организации

 

Представим источники риска, возможные риски и меры «борьбы» с рисками в виде таблицы (табл 1.1).

 

Таблица -- 1.1 Источники рисков и меры «борьбы» с рисками

Источники риска Факторы риска Метод управления риском
     
Источники рисков прямого воздействия внешней среды предприятия
Поставщики - риски неисполнения или ненадлежащего исполнения условий хозяйственных договоров (в первую очередь касающихся вопросов сроков и форм оплаты принятия поставщиками решения о разрыве договора или существенном изменении его условий – сроков отгрузки, цен, ассортимента, требований к качеству   Наличие нескольких поставщиков, внедрение отдела логистики
Потребители - немотивированный отказ потребителей вывезти или оплатить полученную готовую продукцию; - разрыв со стороны потребителя всех договорных отношений, вызванный его решением переключиться на другой вид продукции, другого производителя или другой вид деятельности; - изменение спроса; - изменение покупательной способности; - изменение вкуса клиентов   Эффективное прогнозирование и планиро­вание
Конкуренты - жесткая позиция конкурентов; - снижение цент конкурентной продукции; - конкуренция по поводу ресурсов, сырья - установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; злоупотребление господствующим положением на рынке; установление дискриминационных цен или коммерческих условий; установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; распространение ложной информации и рекламы; заимствование товарных знаков, копирование (имитация) продуктов конкурентов; нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг Активная деятельность по изучению и пред­видению возможных действий конку­рентов и их учет в маркетинговой и произ­водственной деятельности, обновление выпускаемых продуктов
Государство -неразвитость законодательной базы отечественной экономики; - противоречивость нормативных актов, замысловатость в определении законов и подзаконных актов, регламентирующих все сферы их деятельности: права собственности, налоги, финансовая дисциплина, хозяйственный арбитраж, ипотека и т. д. Необходимо тщательно изучать подзаконные акты по основным законам, а также внимательно следить за ситуацией
Контактные аудитории - снижение общественного мнения о предприятии Создание положительного имиджа предприятия
Источники косвенного воздействия внешней среды предприятия
Экономическая среда -прогрессирующий спад промышленного производства, кризис неплатежей, резкий всплеск инфляции и инфляционных ожиданий, внезапный отказ от «валютного коридора» и, как следствие, неровная динамика курса доллара, неожиданное падение курса акций отечественных промышленных предприятий, негативные результаты приватизации, непоследовательность в проведении институциональных преобразований, снижение инвестиционной активности, неравномерные колебания цен в отдельных отраслях и регионах, потеря экономической безопасности страны Прогнозирование и планирование поведения экономической среды
Политическая среда - войны, конфликты, взрывоопасные ситуации и любые высказывания политических деятелей по поводу обострения ситуации; - отставку или смену правительства, выборы (смена правительства ведет к возможности смены политического и экономического курса страны влияет на привлекательность капиталовложений в ее экономику; отставка главы Национального банка или смена кого-либо из занимающих важные политические или финансовые посты вызывают немедленную реакцию рынка); - угрозу национализации; - смену политического строя и т.д.   Это не всегда можно предвидеть и невоз­можно застраховать. Но это необходимо учитывать как форс-мажорное обстоя­тельство, то есть иметь какие-то жизнен­ные и психологические схемы
Социокультурная среда - национальные и межна­циональные волнения; - специфика менталитета и традиций в стране Это можно учесть и предвидеть. Избежать тяжелых последствий можно с помощью правильной работы по связям с общест­венностью с учетом национально-психо­логических условий в данной местности
Технологическая среда - инновационная активность конкурирующих субъектов хозяйственной деятельности; - освоение конкурентами новых технологий, обеспечивающих улучшение качества продукции, снижение издержек производства и возможность переключения на другие виды продукции без ущерба для основного производства Прослеживание научно-технического прогресса в отрасли работы предприятия и других отраслях
Природная среда - проявление стихийных сил природы (землетрясение, наводнение, ураган и т. д.); -факторы риска, возникающие в результате загрязнения окружающей среды; - принятие в регионе хозяйствования предприятия более жестких требований к экологической чистоте производства; введение штрафных санкций; введение более жестких санитарных и других норм, под которые подпадает продукция или технология предприятия; - изменение региональной экологической обстановки вследствие природных катаклизмов, техногенных катастроф; - запрет или ограничения на использование местных природных ресурсов, необходимых для данного производства и др. Это должно быть учтено как форс-мажорное обстоятельство
Глобализация - новые конкуренты Прогнозирование международных процессов развития
Источники рисков внутренней среды предприятия
Производство -внезапная поломка оборудования или резкое снижение его производительности; -преждевременное истощение ресурсов (сырья) и полуфабрикатов; - нарушение персоналом технологической и трудовой дисциплины, грубые ошибки в организации производственных процессов; - слабый контроль качества, применение несоответствующих стандартам материалов и комплектующих изделий, отставание в технической вооруженности средств производства; - внезапное отключение электроэнергии, перебои в водо- и газоснабжении; - низкое качество ремонтных работ и высокие затраты на их проведение, аварии вспомогательных систем (например, вентиляционных устройств, систем теплоснабжения), несовершенство и несвоевременность обеспечения инструментальным хозяйством, слабая технологическая оснастка и т. д.   Тщательный контроль производственного цикла, своевременный ремонт и обновление парка оборудования, ведение и внедрение научно-технических разработок
Персонал - несоответствие между кадровым составом предприятия и сложностью решаемых задач; - низкий уровень образования и квалификации, -неэффективная расстановка кадров, отсутствие возможностей переобучения и повышения квалификации. неверная оценка необходимого периода подготовки и переподготовки кадров; -частые болезни, травмы, декретные отпуска, непредвиденные командировки и т.д.; - отток квалифицированной рабочей силы и управленцев Хорошо продуманные социально-экономи­ческие программы для служащих, учет их требований и просьб, проблемы моти­ваций, создание благоприятной психологической обстановки и т. д
Финансы -пассивность ка­питала; - неудовлетворительное финансовое положение предприятия; - низкая платежеспособность Правильное управление финансовыми потоками, свое­временное размещение пассивных средств в приносящие прибыли проекты или предоставление выгодных кредитов
Маркетинг -невыполнение плана по сбыту Ценовые скидки и наценки; премии; купоны; лотереи и конкурсы; пакетные продажи; предоставление бесплатных образцов и др. размер бюджета стимулирования; реклама; возможность послепродажного обслуживания
Организационная структура - перегрузка менеджеров верхнего уровня; - сложные взаимосвязи между структурными подразделениями; - затруднение координации действий; - длинная цепь команд, искажение информации; - тенденция к чрезмерной централизации(децентрализации) управления; - снижение персональной ответственности работнико; - недостаточное распределение обязанностей Использование научных методов проектирования организационных структур
Корпоративная культура - напряженный психологический климат в коллективе; - непонимание, незнание целей организации; -снижение персональной ответственности работников Мероприятия, направленные на поддержание корпоративной культуры (униформа, проведение корпоративных вечеров среди работников и их семей и т.д.)
       

С целью изучения среды и уменьшения влияния факторов не­определенности на деятельность организации, ее менеджмент про­водит анализ и оценку состояния среды, используя для этого раз­личные методы.

Простое и удобное средство анализа среды — метод составления профиля. С его помощью можно оценивать по отдельности профиль факторов среды прямого воздействия, среды косвенного воздейст­вия и внутренней среды организации. Сущность метода заключает­ся в следующем. Каждый фактор среды оценивается экспертами по трехбалльной шкале с точки зрения:

• его значения для отрасли (3 — большое значение, 2 — уме­ренное значение, 1 — слабое значение);

• степени влияния на организацию (3 — сильное влияние, 2 — умеренное влияние, 1 — слабое влияние);

• направленности влияния (+1 — позитивная направленность, —1 — негативная направленность).

Далее эти оценки перемножаются, давая в результате инте­гральный показатель степени важности каждого фактора для орга­низации. Результаты представляются в табл. 1.1.

 

 

Литература.

1. К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. Управленческие решения.

Учебник Москва, 2007.

2. Орлов Л.И. Теория принятия решений. Учебник. Москва, 2005.

3. Сурмин. Теория систем и системный анализ. Учебник. Киев, 2003.

4. Н.А. Дубровский. Теория принятия решений. Учебно-методический комплекс. Новополоцк, 2007.

5. Л.И. Лукичёва, Д.Н. Егорычев. Управленческие решения. Учебник. Москва, 2007.

6. Э.А. Смирнов. Разработка управленческих решений. Учебник. Москва. 2001.

7. А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. Анализ, синтез, планирование решений. Москва, 2002.

8. А.В. Антонов. Системный анализ. Учебник, Москва, 2006.

9. В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко. Системный анализ в менеджменте. Учебное пособие. Москва, 2007.

10. Ф.Г. Коломиец. Основы системного анализа и теории принятия решений. Минск, 2006.

 

 


 

Приложение 1

 

 

1. Принцип системности: Любой объект (процесс) может быть рассмотрен как система.

2. Принцип разнообразия представления системы: Система S может быть представлена в виде: S=<X,Y> или S=<I,O> или S=<P, F, St, I, О, R,Е>.

(Выбор способа представления системы зависит от требуемой глубины ее изучения).

3. Принцип необходимости: Системное изучение объекта с необходимостью проводится в том случае, если существует проблемная ситуация, к которой объект имеет отношение.

4. Принцип существования системы: Система существует как целое тогда и только тогда, когда элементы системы связаны сильнее, чем с внешней средой.

5. Принцип целесообразности: Любой объект целесообразно
представлять в виде системы S, если он обладает четырьмя свойствами
(целостность и членимость; наличие устойчивых связей между
элементами; организованность объекта, характеризующаяся
упорядоченностью действий (функций) во'времени и пространстве;
наличие интегративных свойств объекта).

6. Принцип целостности (эмержентности): Эффективность системы больше, чем суммарная эффективность ее частей.

7. Принцип необходимого и достаточного разнообразия действия для решения проблемы

8. Принцип итерационности (многошаговости) проектирования (или анализа) системы

9. Принцип полноты исследования системы S (система рассматривается как закрытая и как открытая).

10. Принцип синхронного анализа (или синтеза) системы и внешней среды, в которой она функционирует.

11. Принцип необходимости прогнозирования последствий принимаемых решений

12. Принцип жизненных циклов: Система изучена (или спроектирована), если она изучена по всем фазам жизненного цикла

13. Принцип перманентного доопределения системных задач: Системное исследование априори не предполагает полного и/или точного описания проблемы и решающей ее системы.

(Результатом системного исследования как раз и является полное описание проблемы и решающей ее системы).

14. Принцип рекурсивности: Любой "проблемный" (не полностью изученный) элемент системы сам рассматривается как система.

15. Принцип всеобщей связи — система выступает как проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений.

16. Принцип иерархии — система представляет собой соподчиненное образование.

17. Принцип нормативности — любая система может быть понята только в том случае, если она будет сравниваться с некоторой нормативной системой.

18. Принцип оптимальности — любая система может быть приведена в состояние наилучшего ее функционирования с точки зрения некоторого критерия.

19. Принцип развития — все системы находятся в развитии, проходят этапы возникновения, становления, зрелости и нисходящего развития.

20. Принцип системности — рассмотрение объектов как системы, т.е. как целостности, которая не сводится к совокупности элементов и связей.

21. Принцип формализации — любая система с большей или меньшей корректностью может быть представлена формальными моделями, в том числе формально-логическими, математическими, кибернетическими и др.

22. Принцип целеполагания — любая система стремится к определенному предпочтительному для него состоянию, выступающему в качестве цели системы.

23. Принцип целостности — рассмотрение любого объекта, системы с точки зрения внутреннего единства, отделенности от окружающей среды.

24. Принятие решений — процесс разработки, обсуждения, выбора варианта решения и его институционализации.

25. Принцип системности — наиболее общее правило, регулирующее познавательную, практическую и оценочную деятельность в аспекте системных представлений.

 

 


 

Приложение 2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление качеством решений | Способы представления системы S
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.