Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение общих принципов, договоров и обычаев

К источникам земельного права начинают относиться общие прин­ципы права, нормативные договоры и некоторые обладающие юридиче­ской силой обычаи. Признание этих феноменов источниками права яв­ляется для России делом сравнительно новым (после забытого за десяти­летия старого) и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения, хотя на практике еще не приобрело того значения, которое им придается в праве и которое они имеют в ряде других стран.

Отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке.

Например, в ст. 38 Статута Международного суда предусматривается: суд, который обязан решать переданные ему споры на основании междуна­родного права, применяет... общие принципы права, признанные циви­лизованными нациями.

В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Понятно, Что такая норма, установленная в 1993 г., вызывает многочисленные дис­куссии: что считать общепризнанным принципом? Кем они должны быть Признаны? Какова его формулировка и степень обязательности?

Большинство юристов считает, что к таким принципам относятся, Например, такие положения, как «специальный закон отменяет действие общего закона» (к примеру, Закон «О сельскохозяйственной кооперации» Заменяет нормы Закона «О кооперации»), или «позднейшим законом отменяется более ранний» (даже если это и не указано в постановлении о его введении в действие).

 

Нормативные договоры – реализация компетенции.

Однако общие принципы права постепенно занимают свою нишу в российском праве. Согласно ст. 6 Гражданского кодекса РФ при невозмож­ности использования аналогии закона, т. е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Правда, судеб­ная прктика постоянно сталкивается с трудностями различного понимания и толкования этих понятий различными лицами и инстанциями, что обу­словливается недостаточными правовыми и моральными традициями.

Соглашения между различными субъектами права могут содержать правовые нормы: не только устанавливать права и обязанности сто­рон, но и устанавливать общие правила поведе­ния, которым должны в будущем подчиняться все участники предусмотренных в них общественных отношений. Приме­рами таких нормативных договоров в земельном праве являются до­говоры об общих и специальных земельных сервитутах (о чем будет под­робно сказано в отдельной главе).

В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и ря­дом субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам зе­мельных отношений, и это неудивительно, так как Конституцией РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Однако такие соглашения носят порой довольно общий характер, так как и наукой, и практикой до конца не определены принципы и границы «совместной компетенции»: здесь предстоит накопление опыта и выработ­ка цивилизованных отношений. По соглашениям Правительство РФ впра­ве передавать исполнительным органам субъектов РФ осуществление час­ти своих полномочий, и наоборот — на основании соглашений возможно и обратное перераспределение функций исполнительных органов.

Согласно ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъекта­ми определяется Конституцией Российской Федерации, предусматриваю­щей компетенцию Российской Федерации, совместную компетенцию Фе­дерации и ее субъектов и компетенцию субъектов Российской Федерации.

К ведению Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции от­носятся:

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе земельных);

федеральная государственная собственность (прежде всего на землю, на другие природные ресурсы) и управление ею;

установление основ федеральной политики и федеральные програм­мы в области экологического развития Российской Федерации;

производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

определение статуса и защита государственной границы, территори­ального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как мето­ды охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране земельных участков и соответствующих интересов, рычаги за­щиты земельных и других природных ресурсов и их владельцев);

метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области земель­ных отношений, охраны окружающей среды).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов соглас­но ст. 72 Конституции находятся:

защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законно­сти, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в области земельных отношений);

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности (прежде всего на зем­лю, на другие природные ресурсы);

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение эко­логической безопасности; особо охраняемые природные территории (они касаются прежде всего землепользования, о чем речь пойдет в специаль­ной главе учебника).

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместно­го ведения РФ и ее субъектов субъекты Российской Федерации согласно ст. 73 Конституции обладают всей полнотой государственной власти. Это размежевание земельной компетенции «по вертикали» представляется весьма важным и осуществляется на всех уровнях: федеральном — Государ­ственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Пре­зидентом и Правительством РФ; на уровне субъектов Российской Федера­ции — правотворческими органами субъектов.

«По горизонтали» совершенствование экологического законодательст­ва и реализация полномочий в области использования и охраны земель осуществляется в трех направлениях — соответственно составу земельных и экологических норм, которые группируются следующим образом:

а) собственно экологическое или природоохранное законодательство;

б) природоресурсное законодательство, в том числе и прежде все­го земельное законодательство;

в) другие отрасли законодательства, регулирующие отношения, возни­кающие при использовании и охране земель: гражданское, административ­ное (санитарное), финансовое и иные отрасли законодательства (усложне­ние и актуальность отношений Федерации и ее субъектов обусловливают, помимо изложенного, вынесение проблем правотворчества субъектов Фе­дерации в области земельных отношений в отдельный параграф).

Примером конкретного договорного размежевания полномочий может служить Соглашение СО СВЕРДЛОВСКОЙ между Правительством Российской Федерации ОБЛАСТЬЮ и Правительством Свердловской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере владения, пользо­вания и распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей Природной среды.

По нему Правительство РФ и Правительство Свердловской области, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, исходя из необхо­димости рационального использования земельных и других природных ресурсов и осуществления согласованных действий по охране окружаю­щей среды, договорились о нижеследующем:

«...Состав земельных и других природных ресурсов федерального зна­чения (федеральной собственности) на территории Свердловской области определяется в соответствии с приложением к Соглашению. Природные ресурсы, не отнесенные к федеральным, относятся к областным или му­ниципальным природным ресурсам согласно договорам органов государ­ственной власти Свердловской области с органами местного самоуправ­ления. До такого распределения эти природные ресурсы относятся к природным ресурсам областного значения.

Статус федеральных особо охраняемых природных территорий и фе­деральных природных ресурсов на территории Свердловской области оп­ределяется законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти Свердловской области в соответствии с федеральным законодательством участвуют в управлении федеральными природными ресурсами.

Статус областных и муниципальных земельных и других природных ресурсов определяется федеральными и областными законами.

Органы государственной власти Свердловской области определяют поря­док пользования областными природными ресурсами, включая их квотирова­ние и лицензирование, в соответствии с федеральным законодательством.

Органы государственной власти Свердловской области, на основе ба­зовых нормативов платы, установленных органами государственной вла­сти Российской Федерации, определяют дифференцированные ставки платы за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ и отхо­дов в окружающую природную среду и за пользование земельными и другими природными ресурсами.

При отсутствии установленных федеральными органами власти базо­вых нормативов органы государственной власти Свердловской области самостоятельно устанавливают базовые нормативы платы за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ и отходов в окружающую природную среду и за пользование земельными и другими природными ресурсами. Для природных ресурсов, находящихся в областной собствен­ности, органы государственной власти Свердловской области вправе ус­танавливать самостоятельно нормативы платы в соответствии с правовы­ми актами Российской Федерации и Свердловской области.

Финансирование мероприятий по оздоровлению территорий Сверд­ловской области, объявляемых в установленном законодательством Рос­сийской Федерации и Свердловской области порядке зонами чрезвычай­ной экологической ситуации, производится в первую очередь за счет средств предприятий, учреждений, организаций — непосредственных ви­новников деградации природной среды, а также за счет целевых средств областного бюджета...»

В Приложении к Соглашению указаны земельные и иные природные ресурсы и природные объекты федерального значения на территории Свердловской области, например особо охраняемые природные террито­рии (заповедники, национальные парки), созданные в соответствии с по­становлениями Правительства Российской Федерации: заповедники «Денежкин камень» и «Висимский», «Припышминские боры» и т. д.

К этой же группе источников земельного права

иные договоры относятся примерные или типовые договоры, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченными на то органами. В настоящее время их правовая сила подвергается обсуждению, а поле действия — сокращению, поскольку гражданским законодательством про­возглашена свобода договора, недопустимость произвольного вмешатель­ства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осу­ществления гражданских прав (ст. 1 ГК РФ).

Видом нормативного договора является международный договор, предусмотренный в упомянутой ст. 15 Конституции РФ. В ней также го­ворится, что если международным договором РФ установлены иные пра­вила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна­родного договора.

Однако реализации такого конституционного положения еще пред­стоит долгая дорога, так как до сих пор административная и судебная практика предполагает имплементацию, т. е. включение норм междуна­родного договора РФ в российское законодательство. По этому пути идет и правотворчество РФ: после подписания и ратификации международных договоров РФ составляется и реализуется план принятия российских правовых актов для обеспечения действия договоров, включения их тре­бований в российское законодательство.

 

Правовые обычаи длительного времени и признаваемое государ­ством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем. В земельном праве правовой обычай занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наиболь­шей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений.

 

Обычай был основным источником права на ранних ступенях разви­тия общества. Многие последующие источники права представляли из себя систематизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев: такова, например, Русская Правда.

 

Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 ГК РФ: им при­знается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области пред­принимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в ка­ком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законода­тельства или договора, не применяется.

 

Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположен­ного на нем строения не только пропорционально долям права собствен­ности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю. Нередко включаются сформиро­вавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционирова­нии крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдель­ных членов.

 

Не зафиксированные в праве обычаи нередко используются в рес­публиках с преобладанием населения, исповедующего мусульманство. Однако и здесь видны тенденции к включению сложившихся веками обычаев в нормативные акты: так происходит с земельным законодательством Республики Дагестан. Велико значение буддистских традиций и обычаев в Республике Бурятия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и понятие земельных правоотношений | Основные этапы истории земельного законодательства России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.