Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус топографо-геодезических, картографических и других обследовательских работ

Проблема совершенствования государственного регулирования земельных отношений в целом и в отдельных отраслях народного хозяйства имеет важное значение в связи со все расширяющейся практикой деятельности органов государственного регулирования.

 

Основными функциями государственного регулирования земельных отношений являются: учетная, плановая, распределительно-перераспределительная, функция обеспечения надлежащего использования земель, контрольная и охранительная.

 

Содержание функций государственного регулирования земельных отношений вытекает из правомочий Российского государства, распространяющихся как на объекты государственной, так и на объекты иных форм собственности.

 

Содержание государственного регулирования земельных отношений раскрывается в процессе осуществления этого права и проявляется в определенных функциях. Рассмотрим их по отдельности.

1. Учетная функция (функция учета). Применительно к земельным отношениям можно выделить такие составляющие ее разновидности:

а) экологическая учетная функция выражается в осуществлении мониторинга земель, который согласно п. 1 Положения о мониторинге земель в РФ* представляет собой систему сведений о состоянии земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. При этом мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды.

 

*Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. № 491 //САПП РФ. 1992. №4. Ст. 183.

 

Экологический характер данной регулирующей функции выражается в том, что объектом ее являются не столько земли, сколько их состояние как экологических систем. Так, в содержание мониторинга входит учет процессов, связанных с изменением почв, вызванных образованием оврагов, состояния земель населенных пунктов и т. п.;*

 

*Пункт 9 Положения о мониторинге земель в РФ.

 

б) экономическая учетная функция выражается в ведении государственного земельного кадастра, представляющего собой систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и ценности земель.*

 

*См. Постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в РФ» (в ред. постановления Правительства РФ от 4 августа 1995 г. № 748 // САПП РФ. 1992. № 9. Ст. 609, которым утверждено Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра.

 

Учетная функция является базовой для остальных функций государственно-правового регулирования земельных отношений, поскольку от точности знаний о наличии и состоянии земельного фонда зависит эффективность планирования, распределения и перераспределения земель, контроля и охраны, их правильного использования. В силу этого учет должен быть объективным, а последнее достигается соблюдением следующих правил:

а) всеобщностью учета, согласно которой, например, земельно-кадастровому учету подлежат все земли, независимо от их категорий (п. 3 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра); объектом мониторинга являются все земли, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования (п. 3 Положения о мониторинге земель);

б) системностью учета, предполагающей целостность множественных подходов в учете земель. Например, мониторинг земель как система учета включает в себя подсистемы, соответствующие категориям земель (мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг земель населенных пунктов и т. п.); в зависимости от сроков и проведения выделяется базовый, периодический и оперативный; в процессе ведения государственного земельного кадастра выявляется совокупность сведений о правовом режиме, целевом назначении, количестве, качественном состоянии и оценке земель (п. 12 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра);

в) эффективностью учета, предполагающей, например, при ведении государственного земельного кадастра применять современные технические средства, компьютерные системы и методы получения, обработки, хранения и предоставления земельно-кадастровой документации (п. 5 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра);

г) достоверностью учета, при нарушении которой могут быть значительные просчеты в государственном регулировании земельных отношений, а поэтому ответственность за достоверность сведений земельно-кадастровой документации несут руководители органов, на которые возложено ведение государственного земельного кадастра (п. 12 указанного Положения);

д) непрерывностью учета, обусловленной естественной изменчивостью состояния земли в зависимости от естественных и антропогенных факторов, что требует постоянного обновления информации об этом объекте. Поэтому содержание мониторинга земель составляет систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и их оценка (п. 9 Положения о мониторинге). В земельно-кадастровом учете выделяется такая функция, как текущий учет земель, осуществляемый в целях уточнения и обновления первичных кадастровых данных, в ходе которого выявляются и регистрируются изменения, происходящие в составе земель, их качественном состоянии и использовании (п. 10 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра);

е) единством методики учета на всей территории РФ. По мониторингу земель составляется федеральная программа мониторинга земель на соответствующий период, ежегодно (не позднее 1 сентября) уточняемая с учетом поступающих предложений (п. 18 Положения о мониторинге земель). Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ методике в тесной взаимосвязи и с соблюдением принципов совместимости с территориальным, лесным, водным кадастрами и кадастрами других видов природных ресурсов (п. 3 Положения о порядке ведения земельного кадастра);

ж) гарантированностью обеспечения учета. Так, техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в местных органах Госкомзема (п. 14 Положения о мониторинге земель). Финансирование программ по мониторингу земель осуществляется из средств бюджета (п. 23 указанного Положения). Государственный земельный кадастр ведется за счет республиканского бюджета, что составляет финансовые и материальные предпосылки гарантированности обеспечения учета земель и их состояния;

з) возможностью и гарантированностью внедрения полученных данных учета в практику использования земель, поскольку без наличия этого правового механизма бесполезной оказывается и вся учетная функция. Данные государственного земельного кадастра, согласно п. 6 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, их изъятии, оценке хозяйственной деятельности землепользователей и т.п. Пункт 22 Положения о мониторинге земель предоставляет право гражданам и организациям в установленном порядке пользоваться данными мониторинга, и воспрепятствование осуществлению изложенных правил является нарушением земельного законодательства со всеми вытекающими из этого последствиями.

 

Помимо установленного законом правового механизма учета земель и их состояния, учетная информация формируется в сводном документе — докладе о состоянии и использовании земель, который Госкомзем ежегодно, не Позднее 30 апреля, представляет в Правительство РФ (п. 18 Положения о порядке ведения земельного кадастра, п. 21 Положения о мониторинге земель).

 

Система учета земель совершенствуется по мере развития землеучетного дела. Так, по мере повышения уровня учета классификационные единицы учета укрупняются (п. 9 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра).

 

Земельный учет отличается от планирования и прогнозирования тем, что в нем не учитываются возможные изменения в состоянии земель. Например, недопустимо составлять земельно-учетную документацию по изменениям, происходящим в тех или иных земельных угодьях, поскольку учет количества и качества земель ведется только по их фактическому состоянию и использованию, и все изменения фиксируются после того, как они произошли в натуре (п. 9 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра).

 

Объективный учет способствует проведению так необходимого для РФ земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр представляет собой систему необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель РФ, местоположении и размерах земельных участков, их качественной характеристике, о владельцах земельных участков, правовом режиме землепользования, государственной регистрации прав на земельный участок и находящихся на нем объектов, учете и кадастровой оценке земельных участков, иных необходимых и достоверных сведений о земле.

 

В ст. 1 Федерального закона РФ от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре»* сказано, что государственный кадастровый учет земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

 

*СЗ РФ. 2000. №2 Ст. 149.

 

Объектом государственного земельного кадастра является земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами;

-межевание земельного участка — мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности;

-территориальная зона — часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством РФ и ее субъектов.

 

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения; государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земель в составе природных ресурсов; установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности (ст. 4).

 

В ст. 12 Федерального закона сказано, что государственный земельный кадастр содержит сведения о земельных участках, территориальных зонах, землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов РФ; землях и границах РФ.

 

В Едином государственном кадастре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

 

Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (ст. 14).

Земельный кадастр ведется в целях организации рационального использования всех (особенно сельскохозяйственных) земель и включает регистрацию землепользовании, учет количества и качества земель, бонитировку почв и экономическую оценку земель, а также предусматривает постоянное слежение за быстро происходящими изменениями в сфере земельных отношений.

 

В последнее время существенно меняются земельные отношения, в сферу которых проникают рыночные отношения. Это требует новых подходов к земле и созданию действенного земельного кадастра, без которого нельзя научно обоснованно решить вопрос об установлении платы за У землю и определить действительную стоимость земли.

 

Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000г. № 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам»* определен порядок кадастрового деления территории РФ в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам кадастровых номеров, состоящих из кадастрового номера квартала, государственного реестра земель кадастрового района.

 

*Российская газета, 2000 г., 19 сентября.

 

Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, подлежащему государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, предоставлении и изъятии земельных участков, совершении сделок с землей, при определении размеров платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.

 

Государственный земельный кадастр ведется по единой системе для всей Российской Федерации.

 

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением необходимых космических топографо-геодезических, картографических, почвенных, геодезических и других обследований и изысканий.

 

Государственный земельный кадастр ведется Государственным комитетом по земельной политике и его органами на местах по единой для всей РФ системе за счет средств республиканского бюджета, бюджетов субъектов и за счет средств, получаемых за предоставление сведений государственного земельного кадастра.

 

Государственная регистрация всех землепользователей определяет правовое положение землепользовании и подтверждает законность правового статуса землепользователей. Основаниями для регистрации вновь образованного землепользования являются решение специально уполномоченного органа о предоставлении земельного участка для определенных целей и документ о перенесении в натуру проекта и закреплении на местности границ участка.

 

Для наиболее рационального и производительного использования земли и ее эффективной охраны необходимо иметь точное представление о количестве земель и их качестве. Для этого ведется соответствующий учет. Количественный учет производится по угодьям и включает сведения о площадях земель и их пространственном положении. Качественный учет земельных угодий определяется природными факторами (почвы, рельеф, климат, степень подверженности эрозии и т. п.), а также зависит от хозяйственной деятельности человека.

 

До недавнего времени земельный учет в нашей стране содержал в большей степени сведения о количественном распределении земель по угодьям и пользователям и в меньшей отражал их качественное состояние. Так, до принятия в 1991 г. Закона РСФСР «О плате за землю» все пашни независимо от качества были объединены в одну группу. При характеристике земли как основного средства производства в сельском хозяйстве эти проблемы медленно устраняются путем проведения качественной и экономической оценки угодий.

 

Отставание от потребностей практики в учете качества земли и ее относительной ценности не может не отразиться на перспективном планировании, размещении и специализации сельского хозяйства по зонам страны, на укреплении экономики сельскохозяйственных предприятий, на правильном установлении закупочных цен, системе налогообложения. Решение этих вопросов особенно важно в условиях новых методов хозяйствования при переходе к рыночным отношениям.

 

В связи с проведением земельной реформы в России, установлением многообразия и равенства всех форм земельной собственности, платы за землю и ее использование как никогда остро встал вопрос о совершенствовании земельного кадастра.

 

Учет земель подразделяется на первичный (основной) и текущий (последующий). В первом случае учетные документы содержат первоначально полученные сведения о земле, а во втором в эти документы вносятся текущие изменения.

 

Важным элементом земельного кадастра является бонитировка почв (от латинского слова bonitas — доброкачественность) — качественная характеристика почв, выражаемая в оценочных единицах (бонитетах). При бонитировке определяются природные свойства почвы, устойчиво влияющие на урожайность сельскохозяйственных культур (агрохимические свойства, кислотность, запасы азота, фосфора, калия и т.п.). Это дает возможность определить в каждом конкретном случае, какие удобрения и в каком количестве требуется внести в почву, что позволяет установить тот или иной балл бонитета почв, то есть оценочную единицу. Группе почв с определенными природными качествами присваивается соответствующее количество расценочных единиц — баллов (по стобалльной системе). Почвами высшей категории являются те, которым присвоено 100 баллов. Однако бонитировка не затрагивает экономического критерия, не дает возможности учитывать доходность земель, качественно отличных друг от друга. Данная задача может быть выполнена путем экономической оценки угодий.

Экономическая оценка земель характеризует производительную способность земли как средства производства с помощью натуральных и стоимостных оценочных показателей; таких как валовой продукт, чистый доход, урожайность, местоположение (например, близость к рынкам сбыта). Она позволяет объективно сопоставить результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий друг с другом, независимо от формы и вида земельной собственности, устраняет уравнительный подход к оценке этих результатов, дает возможность привести в соответствие с законодательством вопросы планирования и продажи сельскохозяйственной продукции.

 

Экономическая оценка земли и других природных ресурсов непосредственно связана с совершенствованием экономического механизма оптимизации землепользования, экологопользования в целом и охраны окружающей среды.

 

Речь идет о платности экологопользования в целях стимулирования рациональной эксплуатации земли и других природных ресурсов и их охраны в процессе производственной деятельности. В этом плане важное значение приобретает положение законодательства о том, что за пользование природными ресурсами как частью национального достояния их пользователи вносят установленные платежи и осуществляют природоохранные мероприятия за счет собственных средств и кредитов.

 

Действующим земельным законодательством установлено, что использование земли в РФ является платным. Землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, передаваемые в аренду, взимается арендная плата.

 

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли, которая определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога.

 

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения новых земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на земле разного качества и создание специальных фондов финансирования этих мероприятий.

 

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности пользователей земли. Он устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

 

Ставки земельного налога устанавливаются в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий с учетом их состава, качества (по кадастровой оценке), размера и местоположения.

 

Порядок определения ставок земельного налога на сельскохозяйственные угодья устанавливается Государственным комитетом РФ по земельной политике и утверждается Правительством РФ.

 

Законодательством установлены следующие формы кадастровой документации: а) земельно-кадастровая книга предприятия, учреждения и организации, за которыми земля закреплена в постоянное или временное пользование; б) государственная земельно-кадастровая книга района (города); в) государственный земельный кадастр области, края и других субъектов Федерации; г) государственный земельный кадастр РФ.

 

Государственный комитет РФ по земельной политике осуществляет организационно-методическое руководство всеми работами по учету и регистрации земель, утверждает методические указания и инструкции по регистрации землепользовании, учету количества и качества земель и т.д. Издаваемые им указания являются обязательными для всех министерств, ведомств, землепользователей, в том числе и граждан. Кадастровые данные ежегодно уточняются и обновляются, а в конце года Госкомзем предоставляет в Правительство РФ Государственный доклад о состоянии и использовании земель в РФ за соответствующий год.

 

Как отмечалось, земельное законодательство в РФ с 1968 г. предоставило «место под солнцем» кадастровому учету земель (т. е. единому системному, обеспечивающему правильное построение земельных правоотношений). С 1977 г. введено Положение о земельном кадастре РФ, определившее принципиальные основы его ведения. В 1982 г. был введен межведомственный акт, определяющий механизм ведения земельно-кадастровой документации. Научно-исследовательскими институтами и учебными заведениями проделана значительная работа по проведению геоботанических и других обследований земель, собраны необходимые естественно-научные материалы, дающие первичную базу для формирования единой системы земельного кадастра страны, однако результаты этих научных исследований в условиях административно-командной системы народного хозяйства оказались невостребованными, зачастую устаревали, не успев попасть в официальные кадастровые документы.

 

Отсутствие рыночного элемента в земельных отношениях делало земельный кадастр «пятым колесом в телеге», лишней обузой для чиновников системы сельскохозяйственного управления.

 

Земельная реформа, начатая с 1990 г., обязывала в многочисленных нормативно-правовых актах* достигать цели обеспечения равноправного многообразия всех форм собственности и хозяйствования на земле, и увлечение этой главной целью опять отодвинуло на второстепенный план то, что должно бы быть на первом плане — обеспечить создание земельного кадастра, соответствующего требованиям рыночных земельных отношений и обеспечить увязку его с этими отношениями. Лишь в 1992 г. было принято, наконец, новое Положение о порядке ведения земельного кадастра,** которое, однако, страдает такой же неопределенностью и отсутствием четкой концепции, что и отмененный предшественник (Положение 1977 г.). Новое направление в ведении земельного кадастра определено Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость».***

 

*См.: Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»; от 27 октября 1993 г. № 1767 (в ред. Указа от 24 декабря 1993 г. № 2287).

**Положение о порядке ведения земельного кадастра, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622 // САПП РФ. 1992. № 9. Ст. 609.

***САПП РФ. 1993. № 50, ст. 4868.

 

С включением земли в гражданский оборот особое правовое положение стали получать объективные свойства каждого земельного участка, его агропроизводительность и урожайность, местоположение и взаимосвязь с другими природными объектами, экологическая обстановка и состояние агроландшафтов, в котором находится эта земля.

 

Оценка земельных ресурсов — определение кадастровой стоимости земельных участков на рентной основе с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков в соответствии с зонированием и районированием земель.

 

При осуществлении оценки земельных ресурсов используются данные мониторинга земель, государственного земельного кадастра, других обследований и наблюдений за состоянием земель, проводимых в установленном порядке. Для проведения оценки земельных ресурсов образуются в установленном порядке оценочные комиссии, в состав которых входят государственные и независимые эксперты, имеющие соответствующие лицензии. Утвержденные в установленном порядке данные о кадастровой стоимости земельных участков применяются при определении платы за землю и осуществлении государственного регулирования оборота земли.

 

Порядок проведения оценки земельных ресурсов, а также порядок установления платы за землю и использования средств от платежей за землю регулируются федеральными законами об оценке земель и о плате за землю.

 

Однако эти научные разработки и по сей день остаются без должного внимания. Между тем совершенствовать правовое регулирование земельных отношений, оставляя без должного внимания правовое регулирование кадастра, — это все равно, что строить здание без фундамента.

 

Как и следует ожидать, земельная реформа идет со значительными пробуксовками, несмотря на многочисленные «подстегивающие» нормативные акты, поскольку нет пока у нас достоверных знаний об объекте воздействия (о земле).

 

Чтобы действовать хоть с какими-то шансами на успех, надо знать тот объект, на который предстоит воздействовать, поскольку размер такого успеха прямо пропорционален объему знаний об объекте нашего воздействия.

 

В период реформы 1861 г. в России выявилось, что лишь некоторые помещичьи хозяйства имели почвенные карты своих земельных угодий, а отсутствие юридически и документально подтвержденных сведений об отводимой крестьянам земле породило множество злоупотреблений (вытеснение крестьян на «песочки»), усилило социальную напряженность, последствия которой сказывались не один десяток лет.

 

Введение рыночных отношений в сферу использования земель в дореволюционной России дало значительный толчок развитию почвоведения и других наук о земле как о природном теле и средстве производства. Полученные в те годы и в последующие периоды научные данные позволяют производить точнейшие почвенно-экономические определения всех свойств любого земельного участка в России, а значит, и строить аграрные, налоговые, экологические и другие правоотношения с полными шансами на успех, запланированный основными положениями земельной реформы.

 

Что же необходимо сделать для выхода из кризиса?

1) Необходимо коренное изменение ведения земельного кадастра, который должен изменить свою функцию и вместо производственной роли играть правовую роль, обеспечивая надлежащую информацию о правовом положении каждого земельного участка (какие права и обязанности у лиц, использующих данный земельный участок, должны возникать; какие мероприятия они должны осуществлять на этом участке по регулированию водного, солевого, питательного режима почв, по охране смежных природных объектов; по охране почв от каких-либо неблагоприятных процессов и т. п.).

2) Необходимо изменение земельно-кадастровой единицы учета, и на смену абстрактным земельным массивам должны прийти конкретные участки с точно обозначенными границами, с однородными почвенными особенностями, т.е. угодьями.

 

В связи с этим должна восполнить пробелы и земельно-правовая наука, которая обязана, наконец, дать четкое правовое определение земли как объекта земельно-правового регулирования, что позволит точнее определить предмет земельного права.

 

Деление земельного фонда России на категории земель представляется не соответствующим системе рыночных земельных отношений; категоризация земель нужна была для централизованного планово-командного ведения народного хозяйства. Недаром в настоящее время отменена ст. 4 Земельного кодекса РФ, в которой земельный фонд классифицируется на категории земель.*

 

*Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ» // САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.

 

3) Необходимо изменение критериев учета земельных участков, поскольку для земельно-правового регулирования важна не столько информация о земле как о природном теле, сколько знание об участке как о средстве производства: о недостатках (низкое состояние гумуса в почве, недостаток влаги, наличие эрозионных процессов и т. п.) и достоинствах его (высокое плодородие, нахождение питательных веществ в усвояемой для растений форме и т. п.); об экологических взаимосвязях участка с другими природными объектами; о состоянии в агроландшаф-те и т. п.

 

Данные критерии должны отражать комплекс показателей, имеющих экологическое, экономическое, социальное значение, которые юридически значимы для земельно-правового регулирования и на основании которого государство вправе вмешиваться в земельные правоотношения, если они начинают складываться в направлении, вредном и опасном для национальной безопасности.

 

Критерии должны быть выработаны и всесторонне обсуждены представителями всех наук, имеющих прямое или косвенное отношение к данной проблеме, поскольку данные необходимые критерии многозначны. Здесь должны участвовать и представители агрономических, экономических, сельскохозяйственных, почвоведческих, технических и других научных направлений, совместно с учеными юристами — аграрниками, цивилистами, административистами и др.

4) Земельно-кадастровый учет должен быть расширен; прежнее его фокусирование только на учете земель приводит к негативным последствиям, поскольку земля учитывается вне ее экосвязей с другими природными объектами и ее места в агроландшафте. Между тем как использование земли влияет на изменения (положительные или отрицательные) в агро-ландшафтах, так и состояние и развитие агроландшафтов влияет на изменения в используемых земельных участках.

Учет земли по агроландшафтам и другим экологическим показателям должен прийти на смену категорированию земель, поскольку последнее базируется на голом экономическом расчете (причем — грубом) без учета экологических условий и особенностей той или иной местности, а игнорирование этих условий сводит на нет все усилия в обеспечении рационального использования земель. Таких примеров история административно-командной экономики СССР показала нам в изобилии.

Данное требование вытекает из положений ст. 36 Конституции РФ, которые допускают владение, пользование и распоряжение землей лишь такими способами, которые не наносят ущерба окружающей среде.

5) Наконец, нужно сменить рутинный способ ведения земельного кадастра рукописным способом, пусть даже и с применением машинописного. Необходима компьютеризация ведения кадастрового учета земель, позволяющая оперативно внедрять в память ЭВМ и получать из нее необходимую информацию.

При этом компьютеризация должна быть полной и единой, а для этого должны быть утверждены новые методики, единые для всех государственных органов, ведущих земельный кадастр, единая терминология, введенная в законодательство и обязательная к применению.

6) Однако разработанные мероприятия по совершенствованию земельного кадастра могут оказаться, как это уже было, выполненными частично, а кадастр только тогда можно считать созданным, когда он представляет собой систему. Несоблюдение хотя бы одного элемента земельно-кадастрового учета может привести к сбою всей системы кадастра, подобно тому, как слом клапанной пластинки в двигателе автомашины (незначительная сама по себе деталь) приводит к остановке всей автомашины.

Здесь все зависит от исполнителей (работников государственных opганов, на которых возложено ведение кадастра), и нужно разработать и законодательно утвердить систему мер стимулирования и ответственности за надлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

Кроме того, такие же меры необходимо предусмотреть и для иных лиц государственного аппарата за использование или не использование кадастровых данных в земельных отношениях.

2. Плановая функция (функция планирования).

До принятия Основ законодательства о земле 1968 г. осуществлялось планирование использования, главным образом, земель сельскохозяйственного назначения.

Начиная с 1974 г. государственные планы по рациональному использованию всех природных ресурсов и по охране природы стали составной частью годовых, пятилетних и перспективных планов развития всего народного хозяйства.

В настоящее время планирование использования земель и их охраны

(как и других природных ресурсов) предусмотрено в Законе от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в Земельном кодексе РФ и в отраслевом законодательстве.

Функция планирования использования и охраны земель вытекает из потребности рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов.

Многие полагают, что плановая экономика себя скомпрометировала,

Однако все ее негативные проявления — это не следствие плановой экономики, а итог чрезмерной бюрократической практики. План, так же как и рынок, нельзя абсолютизировать.

Как показывает мировая практика, научно обоснованное планирование с применением рыночных механизмов обязательно приносит успех.

Объектом планирования использования земель и их охраны является деятельность людей (коллективов, предприятий, учреждений, организаций, отраслей, регионов и т. д.).

Планирование использования земель имеет многоаспектный характер. Так, на 1996—2000 гг. разработана Государственная программа мониторинга всех природных объектов, в том числе и земель, а в городах разрабатываются градостроительные программы. Отдельными министерствами и ведомствами (от предприятия до министерства) разрабатываются планы по использованию и охране земель. Поэтому их планирование называется отраслевым.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 28.08.95 г. (в редакции

17.03.97 г.) «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» вопросы отраслевого использования земель решаются только с согласия органов местного самоуправления (местной администрации). Им же предоставлено право непосредственно осуществлять планирование использования земель, находящихся в их ведении, совместно с местными органами по земельным ресурсам.

В соответствии с Положением Государственный комитет РФ по жилищной политике разрабатывает совместно с органами местного самоуправления (их администрации) республиканские программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями.

В компетенцию РФ в области регулирования земельных отношений входят разработка совместно с органами местного самоуправления (и их администрацией) и выполнение республиканских программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов. Такими же полномочиями в области планирования и использования земель и их охраны на своей территории обладают республики, входящие в состав РФ, и другие субъекты Федерации. В соответствии с этими программами разрабатываются региональные программы по использованию и охране земель.

Функция планирования использования земель и их охраны находится в непосредственной связи с кадастром земель, поскольку вести планирование использования и охраны земель возможно лишь при наличии данных земельного кадастра.

Хозяйственное и иное использование и освоение земель производится на основе решений федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Планирование осуществляется в целях определения долгосрочной перспективы развития территории на основе социально-экономических программ и утвержденной в установленном порядке землеустроительной, градостроительной, природоохранной и иной документации.

На землях сельскохозяйственного назначения дополнительно производится природно-сельскохозяйственное районирование.

Зонирование земель — разделение земель на земельные участки с различными целевым назначением и правовым режимом использования.

Зонирование земель осуществляется в соответствии с планами развития городов и других поселений. Основные принципы и положения зонирования земель определяются Правительством РФ. Зонирование земель производится на основе решений органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления о выделении в пределах подведомственной территории зон (зональные планы), устанавливаемых на основе одной или нескольких характеристик: правовой режим зоны; целевое назначение и разрешенное использование земель ных участков в пределах зоны; место расположения производственных и социально-культурных объектов; параметры и нормативы застройки; иные характеристики. Решения о зонировании земель обязательны для исполнения.

Использование и охрана сельскохозяйственных земель осуществляется в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием земель РФ, утверждаемым Правительством РФ.

Требования нормативных актов о природно-сельскохозяйственном районировании земель сельскохозяйственного назначения относятся к законным обременениям земельных участков и включаются в условия их предоставления гражданам, сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Нормы предоставления земельных участков для сельскохозяйственного производства утверждаются органами представительной власти субъектов РФ на основе рекомендаций научно-исследовательских учреждений по экономической и экологической оптимизации производства различных видов сельскохозяйственной продукции.

Максимальный предел владения гражданином (семьей) и юридическим лицом сельскохозяйственными земельными участками устанавливается соответствующими органами государственной власти субъектов РФ, исходя из природно-экономических, экологических и социальных условий на основе рекомендаций научно-исследовательских учреждений.

Объектами земельных отношений являются земельные участки и права на них.

Земельный участок — часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю. Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру. Площадь земельного участка определяется после выноса границы в натуру.

Правовой статус земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения.

Владельцы земельного участка — общее наименование лиц, имеющих право собственности на земельный участок, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка.

Земельные участки и права на них, а также прочно связанные с земельными участками объекты (почва, замкнутые водоемы, лес, многолетние насаждения, строения, сооружения и другие), перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, находятся в обороте нераздельно, если иное не предусмотрено законом.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым признается земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и разрешенного использования может быть разделен на части, каждая из которых после раздела может образовать самостоятельный земельный участок, подлежащий государственной регистрации. Неделимым признается земельный участок, который по своему целевому и хозяйственному назначению и разрешенному использованию не может быть разделен на самостоятельные земельные участки. Земельный участок может быть признан неделимым на основании закона.

Земельный участок, предоставленный из государственных или муниципальных земель или приобретенный по другим основаниям, может быть обременен следующими обязательствами. Запретом на продажу или иное отчуждение определенным лицам либо разрешением на отчуждение определенным лицам бессрочно или в течение установленного срока; запретом на сдачу в аренду или субаренду; правом на преимущественную покупку по объявленной цене в случае его продажи; передачей по наследству только определенным наследникам (для сельскохозяйственных земель); условием начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков по согласованию в определенном порядке с проектом; запретом на изменение внешнего вида недвижимости, реконструкцию или снос здания, строения, сооружения без согласования в определенном порядке; условием осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги, запретом на отдельные виды деятельности или формы поведения; запретом на изменение целевого использования земельного участка; условием соблюдать природоохранные требования или выполнять определенные работы, в том числе охранять животный мир, сохранять редкие растения, памятники природы, истории и культуры, археологические объекты, имеющиеся на земельном участке; условием предоставлять право охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке; условием сохранить естественную среду обитания и пути миграции диких животных; иными обязательствами, ограничениями или условиями.

Обременения земельного участка устанавливаются непосредственно законодательством, договором или решением суда.

Обременения земельного участка включаются в его правовой статус, подлежат государственной регистрация и сохраняются при переходе земельного участка к другому лицу.

Разрешенное использование земельного участка — использование земельного участка с учетом целевого назначения, установленных ограничений и обременении. Оно определяется на основе зонирования земель, градостроительной и землеустроительной документации.

Разрешенное использование земельного участка может содержать требования к:

1) способам использования земельного участка и запрещению тех из них, которые ведут к деградации земли, снижению плодородия почв и ухудшению окружающей природной среды;

2) плотности, высоте и глубине застройки в соответствии с градостроительной документацией и строительными нормами и правилами;

3) размещению социально-культурных, коммунально-бытовых, промышленных и иных зданий, строений и сооружений в пределах соответствующей зоны или земельного участка;

4) видам пользования, оказывающим негативное воздействие на здоровье человека или связанным с повышенной для него опасностью;

5) предельно допустимым, нормам нагрузки на окружающую природную среду;

6) сохранению зеленых насаждений;

7) иным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Перечень требований, включаемых в разрешенное использование земельного участка, устанавливается вне зависимости от прав на данный участок.

Разрешенное использование земельных участков определяется органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при зонировании земель, а также при предоставлении конкретных земельных участков и указывается в документах, предусмотренных настоящим ЗК.

Самовольное изменение разрешенного использования земельных участков не допускается.

3. Распределительно-перераспределительная функция. Эта функция государства в отношении регулирования земельных отношений выражается:

а) в проведении землеустроительных и других мероприятий, направленных на пространственно-территориальное устройство земель, куда входит установление на местности границ административно-территориальных образований конкретных пользователей землей, устранение отдельных неудобств у них, отвод участков в натуре и т. п., что меняет их правовой статус;

б) в изъятии земельных участков, используемых с нарушением земельного законодательства, с последующим предоставлением их другим лицам;

в) в изъятии или принудительном выкупе земельных участков (пусть даже и не было нарушений в их использовании) с последующей передачей их для государственных или общественных надобностей;

г) в выделении из существующих землепользовании новых земельных угодий с иным правовым режимом по основаниям, определяемым законом. Например, при выходе членов сельскохозяйственных предприятий из состава этого предприятия для ведения крестьянского хозяйства и др.

Важнейшей задачей земельной реформы в России является включение как можно большего числа пользователей земельными участками в механизм отношений частной и других форм собственности, что будет способствовать более эффективному использованию этих земель.

Под распределением и перераспределением земель между пользователями (предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами) понимается процесс их предоставления и изъятия для государственных, общественных, а также местных нужд граждан и их объединений. Данная функция осуществляется с учетом приоритетного использования земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственных нужд названных субъектов права.

Предоставление и изъятие земель взаимосвязаны и рассматриваются как стороны одного процесса. При его осуществлении государственные органы совершают совокупность действий, направленных либо на возникновение права пользования конкретным земельным участком у конкретных лиц (и соответственно на изъятие земли у прежних пользователей или из запаса), либо на прекращение права пользования участками (и соответственно на передачу их другим лицам или возврат в государственный запас).

В первом случае при предоставлении земель возникает необходимость в перераспределении земельных участков между пользователями земли, а в другом — при изъятии земли необходимость в применении правовой санкции в связи с нарушением пользователем возложенных на него обязанностей.

4. Функция обеспечения надлежащего использования земель. Эта функция выражается в применении государством таких нормативных мер, которые понуждают лиц, использующих землю, к надлежащему исполнению своих обязанностей и прав относительно закрепленных за ними земельных участков.

Данная функция многоаспектная, и в ней можно выделить следующие направления:

а) Применение налоговых форм воздействия. Так, освобождением от налога лиц, осуществляющих сельскохозяйственное освоение земель, государство стимулирует расширение размеров сельскохозяйственного использования земель;

б) применение мер экономического стимулирования землепользователей. Например, установлением повышенных цен на экологически чистую продукцию государство стимулирует соблюдение экологических и санитарно-гигиенических правил использования земель;

в) применение мер ответственности за нарушение земельного законодательства. Например, обязанность возвращать самовольно занятые земельные участки без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования, отбивает охоту к самовольному строительству на чужих участках;

г) применение мер ответственности к тем пользователям земельными участками, которые не осуществляют мероприятий, направленных на предотвращение деградации и.ухудшения земель, а также других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности, т.е. не занимаются их воспроизводством;

д) внедрение нормативов деятельности на земельном участке, превышение которых влечет за собой определенные отрицательные последствия для виновных в этом лиц. Так, в интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве, превышение которых является загрязнением земель, влекущим штраф по ЗК РФ;

е) осуществление всеми землепользователями землеустройства для организации рационального использования предоставленных земель.

Функция обеспечения надлежащего использования земель осуществляется посредством деятельности, направленной на сохранение и улучшение полезных свойств земли в процессе ее использования. Мелиорация земель признана одной из основных задач ускорения научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.

Мелиорация земель — это коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.* Она бывает следующих типов:

гидромелиорация;

агролесомелиорация;

культурно-техническая;

химическая. Различаются внутрихозяйственная мелиорация, которая планируется и осуществляется за счет пользователей земель, и межхозяйственная, осуществляемая за счет государства специальными государственными предприятиями и организациями. Она представляет собой коренное улучшение значительных по своим размерам массивов.

 

*СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142. См.:.Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1093 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области мелиорации земель» и утвержденные этим Постановлением Правительства РФ «Положения» // Земельное законодательство. М., 1997. С. 359—364.

 

Рекультивацией называется деятельность по восстановлению продуктивности земель, их полезных свойств, утраченных в процессе нарушения почвенного покрова в результате производственной или иной деятельности человека. В декабре 1992 г. Правительство РФ приняло Государственную программу повышения плодородия почв, в соответствии с которой в регионах принимаются конкретные программы по ее реализации.

Предприятия, организации и учреждения, чья деятельность связана с нарушением почвенного покрова, обязаны за свой счет приводить данные земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Для этого они обязаны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли, а при экономической деле-сообразности — на малопродуктивные угодья.*

 

*См.: Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. №10 «О рекультивации земель, снятии, сохранности и рациональном использовании плодородного слоя почвы» // СААП РФ. 1994. №10.Ст. 779.

 

Мероприятия по восстановлению плодородия рекультивируемых земель для использования их в сельском или лесном хозяйстве осуществляются землепользователями за счет средств предприятий, организаций, учреждений, проводивших на этих землях работы, связанные с нарушением почвенного покрова.

За счет средств государственного бюджета рекультивация осуществляется, как правило, силами предприятий и организаций Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Одним из наиболее опасных и распространенных видов вредного воздействия на сельскохозяйственные земли является водная и ветровая эрозия почв, которая выводит высокопродуктивные угодья из сельскохозяйственного производства. Различаются естественная и антропогенная (вызываемая производственно-хозяйственной деятельностью человека) эрозия почв.

Меры по борьбе с эрозией носят комплексный характер и включают организационно-хозяйственные, агротехнические, лесомелиоративные мероприятия. Проведение этих мероприятий предусмотрено соответствующими нормативными актами.

Противоэрозийные мероприятия осуществляются соответствующими министерствами, комитетами, ведомствами, пользователями земель.

Для наиболее рационального использования земель, находящихся как в сельской местности, так и в городах, проводятся землеустройство и планировка населенных пунктов.

Землеустройство представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов.

Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание благоприятной окружающей экологической среды, поддержание устойчивых ландшафтов и охрана земель.

Землеустройство обеспечивает:

планирование и организацию рационального использования и охраны земель независимо от форм собственности и форм хозяйствования;

разработку федеральных и региональных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства с учетом градостроительных, экологических, экономических и иных особенностей территории;

межевание земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных образований, границ земельных участков владельцев земли по единой государственной системе и их техническое оформление;

составление новых проектов и упорядочение существующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земель;

определение границ земельных участков, установление границ и отвод земельных участков в натуре (на местности), оформление планов (чертежей) границ земельных участков, подготовку документов для удостоверения прав на земельные участки;

разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;

разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от одной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению и повышению плодородия почв; обоснование размещения и установления границ особо охраняемых территорий;

закрепление и изменение на местности городской черты и черты сельских поселений; проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследовательских и изыскательских работ; разработку землеустроительной документации, связанной с ресурсной оценкой, использованием и охраной земель, сохранением и развитием исторически сложившейся хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;

проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;

составление кадастровых и тематических карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов;

проведение земельно-оценочных работ.

Землеустройство проводится по решению государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или по ходатайству всех пользователей земли, а также по инициативе комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.

Землеустройство проводится при участии заинтересованных пользователей землей. Проекты землеустройства после утверждения заказчиком переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов знаками установленного образца.

Землеустроительные работы осуществляются на основании лицензий, выдаваемых в установленном порядке.

Виды землеустройства. В зависимости от содержания землеустройство подразделяется на два вида: межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство.

Путем межхозяйственного землеустройства устанавливаются границы отдельных землепользовании и отграничиваются земли одних пользователей от других.

Важной задачей межхозяйственного землеустройства является образование новых землепользовании путем предоставления земель разного рода сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, промышленным предприятиям, предприятиям транспорта и т.д. Межхозяйственное землеустройство обеспечивает также упорядочение и рациональную организацию существующих землепользовании, устранение неудобств в расположении земель (чересполосицы, вклиниваний, вкраплений и т. п.).

Все действия по межхозяйственному землеустройству имеют определенное правовое значение, ибо они связаны с установлением, прекращением или изменением конкретных прав землепользователей. Поэтому обязательным условием проведения его является участие всех заинтересованных субъектов права в составлении проекта землеустройства. Межхозяйственное землеустройство имеет правовое значение еще и потому, что при его проведении проверяются правовые основания статуса землепользователей. Поэтому иногда на практике межхозяйственное землеустройство приводит к спорам между землепользователями. Эти споры разрешаются в административном и судебном порядке.

Межхозяйственное землеустройство может быть как первоначальным, так и последующим. Первоначальное — это землеустройство при отводе земельных участков, а последующее — проводимое в отношении уже существующих землепользовании.

Межхозяйственное землеустройство должно проводиться таким образом, чтобы создать наиболее благоприятные условия для внутрихозяйственного землеустройства.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится внутри земельных массивов, закрепленных за одними и теми же землепользователями. Его цель — установить отдельные виды угодий, входящих в состав этих земельных массивов, разграничить указанные угодья по их хозяйственному назначению и рационально организовать территорию внутри отдельного хозяйства.

Внутрихозяйственное землеустройство, так же как и межхозяйственное, имеет важное юридическое значение, поскольку оно определяет в значительной мере содержание прав пользования землей (например, права и обязанности конкретного землепользователя по отношению к отдельным участкам их земельных массивов. Кроме того, некоторые действия по внутрихозяйственному землеустройству могут привести к изменению прав землепользования и возникновению в связи с этим правовых конфликтов. Так, при внутрихозяйственном землеустройстве колхозных массивов выделяют участки для фермерских хозяйств своих работников и т.д. Указанные действия носят правовой характер, так как ими порождаются права конкретных землепользователей.

Система землеустроительных органов. Общее организационно-методическое руководство всем землеустроительным делом в нашей стране осуществляют республиканские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. Например, Государственный комитет РФ по земельной политике ведет учет всех земель, планирует проведение всех землеустроительных работ в РФ.

Землеустроительными работами в субъектах Федерации руководят земельные комитеты, в составе которых имеются соответствующие управления (отделы). Эти подразделения комитетов помимо учета земель, планирования землеустроительных работ и т.д. теперь осуществляют широкие контрольные функции: проверяют проведение землеустроительных работ, правильность использования земель их пользователями, обоснованность изъятия земель для государственных, муниципальных и общественных надобностей.

Государственный комитет РФ по земельной политике и его органы на местах:

приостанавливают исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах местного самоуправления (администрации), суде, арбитражном суде; комитеты по земельным ресурсам и землеустройству республик в составе РФ и других субъектов Федерации — решений районных и городских (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) администраций; районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству — решений сельской, поселковой и районной (в городе) администрации;

привлекают к ответственности должностных лиц и граждан за нарушение земельного законодательства;

выдают разрешения (лицензии) предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на проведение землеустроительных и других проект-но-изыскательских работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов; представляют на утверждение в установленном порядке нормативы цены земли, размеры земельного налога и арендной платы;

регистрируют права на земельные участки и договоры купли-продажи (купчие), дарения, аренды, временного пользования, залога земельных, участков и прав аренды;

осуществляют землеустройство, государственный контроль за использованием и охраной земель, дают обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений земельного законодательства РФ;

ведут земельный кадастр и мониторинг земель;

выдают в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам документы, подтверждающие их право на земельный участок;

обращаются беспошлинно в суд по вопросам защиты законных интересов граждан и юридических лиц, а также по вопросам отмены неправомерных решений органов власти.

5. Функция контроля за использованием и охраной земель. Задачами государственного контроля за использованием и охраной земель являются:

обеспечение соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами, иностранными физическими и юридическими лицами и лицами без гражданства требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.*

 

*См.: Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от23 декабря 1993 г. // СААП РФ №2. Ст. 78 (в редакции от 12 марта 1996 г. №27), принятого во исполнение Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» // СААП РФ 1993. №44. Ст. 4191 (с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. – СААП РФ. 1993. №52. Ст. 5085) и от 16 декабря 1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием иохраной земель припроведении земельной реформы» // СААП РФ. 1993. №51 Ст. 4935. В редакции постановления Правительства РФ от 12 марта 1996 г. №271. Приказом Роскомзема от 18 февраля 1994 г. №18. «Об утверждении инструкции о порядке работы госземинспекторов по привлечения физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства» (Российские вести. 1994. 5 апреля; бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ 1994 №7. Зарегистрировано в Минюсте России 28 марта 1994 г. №528.), приказом Госстроя России от 2 марта 1994 г. №17-14 (в ред. От 6 декабря 1994 г.) «Об утверждении инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компитенции Госстроя России» (первоначальный текст документа опубликован в газете «Российские вести» 1994. 23 марта. Зарегистрировано в Минюсте России 25 мая 1995 г. №160.), «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земли органами Минприроды России» (Российские вести. 1994. №9. Зарегистрировано в Минюсте России 16 июня 1994 г. №602) и др.

 

В условиях рыночной экономики и наличия в России

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Юридическое обоснование размещения и установления границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами | Правовые формы государственного планирования использования и охраны земель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.374 сек.