Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. эволюция психики

 

Эволюция психики рассматривается как часть общего эволюционного процесса. Основные факторы, определяющие уровень развития психики - практическая деятельность и двигательная активность (характер взаимоотношений и взаимодействий животного с окружающей средой). "Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к необходимости все более интенсивного контактирования со все большим числом предметных компонентов среды... ко все более активному обращению с ними. Однако для всего этого требовалось существенное совершенствование ориентации во времени и пространстве, что и достигалось прогрессом психического отражения" /1, с.172/.

А.Н.Леонтьев выдвинул гипотезу о стадиях и уровнях развития психического отражения, которая позднее на основе современных данных зоопсихологии была уточнена и развита в работах К.Э.Фабри. Согласно концепции Леонтьева-Фабри в процессе эволюции психики могут быть выделены две стадии - элементарной сенсорной и перцептивной психики - в рамках которых, в свою очередь, следует различать разные уровни психического развития: низший и высший, допуская существование промежуточных уровней.

 

Элементарная сенсорная психика - стадия, на которой деятельность животных "отвечает тому или иному воздействующему свойству в силу связи этого свойства с воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животного" (Леонтьев). Психическое отражение представлено в форме чувствительности к отдельным воздействующим свойствам, т.е. в форме элементарных ощущений.

Низший уровень. Характеризует большую группу животных, включающую простейших (одноклеточных) и многие многоклеточные организмы, живущие в водной среде (напр. губки, гидроидные, низшие черви). У наиболее развитых представителей типа "простейшие" (например, инфузории) отмечается более сложное строение психической деятельности, чем у отдельных многоклеточных, таких как губки.

Особенности поведения. Перемещения в пространстве осуществляются в виде кинезов - элементарных инстинктивных движений. Ориентирующими элементами двигательной активности являются таксисы - генетически фиксированные механизмы пространственной ориентации двигательной активности по направлению к благоприятным или от неблагоприятных условий среды. Пример: термотаксис - животное уплывает из зон с относительно высокой или слишком низкой температурой воды.

Пластичность поведения. Способность простейших к научению (т.е. индивидуальному изменению генетически фиксированных форм поведения) хотя и слабо выражена, но может считаться доказанной. Основная форма научения здесь - привыкание (приспособительная реакция к условиям среды на основе образования элементарных следовых реакций за счет молекулярных взаимодействий). Пример привыкания у инфузорий: после содержания в треугольном призматическом сосуде (около 2-х часов) парамеции продолжают передвигаться по треугольной траектории, даже если их переместили в цилиндрический сосуд.

У высших представителей простейших также встречаются зачатки ассоциативного научения (установление временной связи между биологически значимым и биологически "нейтральным" раздражителями). Так, у некоторых инфузорий, обычно не реагирующих на освещенность, после 140-160 сочетаний светового раздражения (нейтральный раздражитель) и удара электрическим током (биологически значимый раздражитель), вырабатывались сократительные реакции в ответ на одно световое раздражение.

Отличительные черты психической активности. Активность связана преимущественно с уходом от отрицательных воздействий. Активный поиск положительных раздражителей обозначен очень слабо. Пластичность поведения очень низкая, обеспечивается элементарной формой научения - привыканием, лишь в отдельных случаях встречаются зачатки ассоциативного научения.

Высший уровень. Типичные представители: высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), иглокожие. Нервная система: радиальная (морские звезды), билатеральная - "нервная лестница" с соединенными двумя комиссурами головными и подглоточными ганглиями (черви). Формируются органы чувств (глазные ямки, глаза, обонятельные ямки).

Особенности поведения. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание). Наряду с избеганием неблагоприятных условий среды - активный поиск раздражителей. Пространственная ориентация - на основе таксисов. Морские черви демонстрируют конструктивные действия - при постройке "домиков"-трубок из отдельных частиц грунта. Наблюдаются элементы общения в форме проявлений брачной активности и агрессивности. Защита "домиков" может быть рассмотрена как элементарное проявление зачатков территориального поведения.

Пластичность поведения. Преобладают врожденные программы поведения. Индивидуальное научение играет небольшую роль. Привыкание встречается у всех представителей данного уровня. Отмечается подлинное ассоциативное научение.

Отличительные черты психической активности. Ориентация поведения осуществляется на основе ощущений. (Однако у некоторых наземных улиток, свободно плавающих моллюсков и полихет намечаются зачатки предметного восприятия - отражения внешних объектов в форме образов предметов). Активный поиск положительных раздражителей занимает заметное место (хотя преобладает избегание неблагоприятных условий).

 

Перцептивная психика - на этой стадии отмечается изменение строения деятельности: выделяется отдельный этап деятельности, при котором активность направлена не на объект деятельности, а на условия, в которых он дан в среде. Психическое отражение представлено в форме предметного восприятия, а это предполагает определенную степень обобщения и связано с чувственными представлениями.

Низший уровень. Представители: высшие беспозвоночные - головоногие моллюски и членистоногие, прежде всего насекомые (центральный класс), некоторые низшие позвоночные. Высокая сложность организации двигательной системы, высокая степень дифференцированности и специализированности мускулатуры. Ганглиозная нервная система с высокой концентрацией нервных элементов в головном отделе. Выделение ассоциативных и координирующих центров и зрительных долей в переднем отделе головного мозга у насекомых. У головоногих - высокая концентрация церебральных узлов, крупные оптические ганглии. Способность к оптическому восприятию форм.

Особенности поведения. Разнообразные и сложные двигательные способности (ползание, ходьба, бег, ныряние, прыжки, лазание, полет др.), обеспечивающие передвижение в разных средах. Развитые формы общения (контакты между животными осуществляются посредством специальных сигнальных действий). Четкие системы коммуникации с передачей информации по разным сенсорным каналам (зрительный, тактильный, вкусовой, обонятельный, слуховой). Присутствуют ритуализованные формы поведения (напр., сигнальные позы при ухаживании). У общественных насекомых и термитов - жизнь в сообществах со сложной жесткой структурой и жестким разделением функций между особями. Развитое территориальное поведение: закрепление за собой территории, ее использование, маркировка и защита.

Пластичность поведения. Сложные программы инстинктивного поведения сочетаются с относительно сложными проявлениями научения. Однако способность к накоплению индивидуального опыта связана чаще всего с ориентацией в пространстве и пищедобывательной деятельностью. Отмечается способность к переносу навыка в новую ситуацию.

У осьминогов наблюдаются элементы орудийных действий (использование камней для защиты).

Отличительные черты психической активности. Четко выражен активный поиск положительных раздражителей. Ориентация поведения осуществляется в основном по отдельным свойствам предметов, предметное восприятие хотя и сформировано, но выполняет подчиненную роль в поведении.

Высший уровень. Представители: высшие позвоночные - птицы и млекопитающие (низшие позвоночные находятся на промежуточных ступенях психического развития). ЦНС включает спинной и головной мозг, состоящий из пяти отделов (продолговатого, заднего, среднего, промежуточного и переднего мозга). Мышечная система включает соматическую мускулатуру, обслуживающую эффекторные органы, и висцеральную - мускулатуру внутренних органов и кожи. Конечности выполняют опорно-локомоторную функцию, а также функцию манипулирования предметами. Двигательные возможности приматов позволяют произвести деструктивный анализ (расчленение) объекта на весу. Высокоразвиты органы чувств. Наиболее развитое зрение - у птиц и приматов (обеспечивает четкую ориентацию в пространстве).

Особенности поведения. Развитое комфортное поведение: очищение тела, потряхивание, почесывание, катание по субстрату, купание и т.п.

Ярко выраженное исследовательское и поисковое поведение. У многих животных (в первую очередь хищников) отмечается умение экстраполировать (предвидеть) траекторию движущегося объекта.

Выраженная забота и уход за потомством. Обучение потомства старшими особями. Выделение игрового этапа в онтогенезе.

Процессы общения достигают высокой сложности. Конкретные формы оптического и звукового общения отличаются большим разнообразием и дифференцированностью. Широко представлены разные формы организации сообществ. Социальная иерархия в сообществах не является жесткой.

У ряда животных (не только у млекопитающих, но и у птиц) отмечается использование орудий.

Пластичность поведения. Индивидуальный опыт накапливается в форме сложных пластичных навыков. Приспособление к среде происходит за счет быстрого изменения прежних привычек и навыков.

Усложнение инстинктивного поведения связано с прогрессом индивидуального приспособления, что в целом обеспечивает высокую пластичность поведения.

Отличительные черты психической активности. Вырабатываются обобщенные зрительные образы в форме представлений (в последних в общем виде закрепляется индивидуальный опыт). Формируется определенная "картина мира". Развиваются элементарные формы мышления, достигающие своего пика у приматов. Отмечаются: способность решать одну задачу разными способами, перенос найденного способа решения в новые условия, способность к познанию действительности независимо от наличных биологических потребностей, усмотрение и учет причинно-следственных связей между предметами и явлениями. У высших приматов: в процессе решения новой задачи четко выделяются фаза подготовления и фаза осуществления. На подготовительной фазе животное в своем представлении "открывает" связь между объектом ("целью") и другим предметом, который может быть использован в качестве орудия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Предмет и методы зоопсихологии | Тема 3. инстинкт и научение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.