Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. социальная жизнь человекообразных обезьян

 

К человекообразным обезьянам относятся гиббоны, орангутаны, гориллы и шимпанзе. Наиболее малочисленные группы характерны для гиббонов и орангутанов. Гиббоны живут малыми семейными группами (моногамные родители и их дети) и ведут территориальный образ жизни. Орангутаны Борнео и Суматры очень редко встречаются группами, как правило, эти животные ведут одиночный образ жизни.

Сообщества шимпанзе и горилл различаются по численности, составу и структуре социальных отношений.

Гориллы. Решающий вклад в изучение поведения горилл внесли Дж.Шалер, первым исследовавший структуру семейной группы у горных горилл, и Д.Фосси, проследившая многолетнюю динамику этих сообществ: их взаимоотношения, формирование, смешение и распад.

Горные гориллы живут семейными группами, основу которых составляют взрослый серебристоспинный самец (седина в шерсти самца - признак зрелости) и его гарем с потомством. Численность семейной группы горилл обычно не превышает 10-15 особей, включая детенышей. В группу могут входить и другие взрослые самцы, но они занимают подчиненное положение и не имеют собственных спутниц, а если вступают с самками в половой контакт, то делают это украдкой. Чаще всего эти подчиненные самцы являются сыновьями вожака. Достигая зрелости, они, как правило, уходят из группы, чтобы создать собственную семью.

Семья горилл занимает определенную территорию, которая не помечается ими специально, но хранит следы пребывания хозяев. Поскольку гориллы питаются исключительно растительной пищей, они вынуждены перемещаться по своему достаточно большому участку, переходя от одного кормового участка к другому. Иногда территории соседних семейств могут перекрываться, и если на одном кормовом участке столкнутся две группы, то преимущественное право получит та семья, во главе которой стоит более опытный и сильный вожак.

Среди самок в семейной группе существует своя иерархия. Положение отдельной самки на социальной лестнице определяется тем, когда самка была присоединена к гарему. Соответственно, первая "супруга" является доминантной.

Основную заботу о детенышах проявляет мать, но отец и другие члены семьи также заботятся о детях и следят за их безопасностью. До трех лет детеныш кормится материнским молоком и при длительных переходах большую часть пути проводит на спине матери. Значительную часть времени детеныши играют друг с другом, иногда вовлекая в свои забавы взрослых.

При болезни или ранении одного из членов семьи, остальные гориллы часто оказывают помощь, вылизывая рану, снижая темп передвижения, перебирая шерсть. Спят гориллы, так же как шимпанзе и многие другие приматы, в гнездах, сооружая их из зелени на деревьях или, реже, на земле.

Шимпанзе. Благодаря более чем тридцатилетним исследованиям, проводимым под руководством Джейн Гудолл, был накоплен огромный материал о социальной организации шимпанзе.

Стадо шимпанзе (насчитывает несколько десятков особей) представляет собой сообщество со слиянием-разделением. Это означает, что некоторые животные могут регулярно отделяться от основной группы, а затем снова присоединяться к ней. Животные обоего пола пользуются неограниченной свободой в своих передвижениях. Животные объединяются во временные группы, состав которых непрерывно изменяется. Гудолл подчеркивает, что благодаря такой организации повседневный опыт шимпанзе намного богаче, чем у других приматов, и отношения в сообществах шимпанзе отличаются необычайной сложностью.

Самцы шимпанзе общительнее самок и предпочитают общество других самцов. Самки большую часть времени проводят со своими детенышами (исключение - периоды половой активности у самок). Самки чаще, чем самцы, объединяются со своей матерью.

Гудолл отмечает, что социальные взаимодействия осуществляются у шимпанзе на разных уровнях общения, начиная с тесных связей между матерями и их детенышами, и заканчивая случайными контактами. Как правило, стадо разбивается на группы до пяти особей, которые вместе путешествуют, спят, кормятся. Такие группы различаются по своему составу: по полу, возрасту, родственной близости ее членов.

Гудолл описывает разные типы отношений у шимпанзе: дружеские (забота, дружба, поклонение), половые, недружелюбные (конкуренция, вражда) и нейтральные взаимоотношения (особи находятся рядом, но практически не взаимодействуют друг с другом). Эти отношения зависят от возраста и социального ранга, а также от изменений в условиях жизни (эпидемии, засухи и т.д.). Однако взаимоотношения между близкими родственниками остаются в основном дружескими на протяжении всей жизни. Для самца, который стремится занять более высокое социальное положение, большое значение имеет братская дружба, поскольку в социальных конфликтах братья поддерживают друг друга.

Высокий социальный ранг матери обеспечивает ее детям поддержку в начале их борьбы за повышение своего ранга. С другой стороны, подросшие шимпанзе оказывают поддержку своей матери и младшим сибсам.

В сообществах шимпанзе отмечается отдельная для самцов и самок система доминирования. Доминантным полом у шимпанзе являются самцы. В естественных условиях иерархия не остается постоянной и меняется по мере того, как подростки достигают взрослости и бросают вызов сначала самкам, а затем и старшим самцам. В стабильные периоды, когда установившаяся система отношений сохраняется без изменений, общий уровень агрессии в стаде низок. Таким образом, социальная иерархия выполняет функцию контроля над агрессивностью внутри сообщества, т.к. благодаря ей возникающие конфликтные ситуации (например, одна из особей слишком близко подходит к другой, когда та кормится) разрешаются на символическом уровне: в виде угроз, демонстраций превосходства и подчинения. Относительный ранг шимпанзе можно определить, наблюдая за их поведением при встрече. Низшая особь демонстрирует подчинение, на которое другая особь реагирует успокаивающими жестами. Учащенное похрюкивание, поза подставления и припадание к земле характерны для нижестоящей особи, а негромкий лай - сигнал доминанта, адресованный подчиненной особи.

Положение шимпанзе в иерархии связано с его возрастом. Обычно самцы достигают наивысшего статуса в возрасте от 20 до 26 лет. После 30 лет статус самца падает. Важную роль играют также физическая приспособленность, агрессивность, умение драться, способность вступать в коалиции, интеллект и такие индивидуальные свойства, как храбрость и решительность. Необходимым условием является стремление самой особи улучшить свой социальный статус. Самец, который отстаивает желаемое высокое место в социальной иерархии, часто совершает угрожающие демонстрации, включая голосовые проявления угрозы, что позволяет добиться успеха даже при отсутствии таких преимуществ, как крупные размеры и большой вес тела. Но, хотя демонстрации эффективны для поддержания или оспаривания сложившейся иерархии, для изменения последней необходима драка, иногда несколько. Если во время таких конфликтов претендент может рассчитывать на поддержку со стороны другой особи (родственной или дружественной), то его шансы на победу резко возрастают. Стабильные коалиции позволяют шимпанзе (обоего пола) длительное время сохранять высокий статус. Интеллект, проявляющийся в умениях учитывать и использовать особенности ситуации, использовать предметные орудия для устрашения конкурентов, привлекать на свою сторону сородичей, является важным фактором успеха в борьбе за высокий статус.

Сообщество шимпанзе занимает большую территорию, которая на периферии значительно перекрывается с территориями соседних сообществ. Гудолл отмечает особую агрессивность шимпанзе по отношению к соседям. Гудолл описала распад единого сообщества шимпанзе на две группы, каждая из которых вела самостоятельное существование на отдельной территории, при том, что прежние друже­ские связи между разными особями сохранялись. Но после нескольких засушливых лет, приведших к истощению пищевых ресурсов, меньшее из сообществ было практически истреблено членами другой группы.

У шимпанзе "сильно развито чувство принадлежности к группе; они четко различают животных, "принадлежащих" и "не принадлежащих" к их собственному сообществу....животные, не относящиеся к группе, не только могут подвергнуться жестокой атаке, но и характер этой атаки может качественно отличаться от характера атаки при внутригрупповой агрессии. К жертвам нападения относятся скорее как к добыче, на которую шимпанзе охотятся; особей из других социальных групп уже не рассматривают как шимпанзе".

Шимпанзе имеют высоко развитую систему звуковой коммуникации. Гудолл описывает более 30 звуковых сигналов, издаваемых шимпанзе в тех или иных ситуациях. Некоторые из этих сигналов связаны с конкретными объектами (например, звук, издаваемый при виде змеи).

Орудийная деятельность шимпанзе связана преимущественно с добыванием пищи. Шимпанзе активно используют веточки деревьев (предварительно очистив их от кожицы) для "выуживания" термитов. Другой пример использования орудий - разбивание твердых орехов с помощью камней. Также различные объекты могут использоваться для устрашающих демонстраций (молодые деревца, камни и даже канистры из-под бензина).

Шимпанзе питаются не только растительной, но и мясной пищей. Объектом охоты для них могут быть разные животные, включая и приматов (гверец, детенышей павианов и, очень редко, детенышей своих сородичей). При охоте шимпанзе могут кооперировать свои усилия, подгоняя жертву к месту засады либо просто направляя ее к другому охотнику. Как правило, шимпанзе делятся своей добычей с сородичами, отдавая предпочтение наиболее близким.

Гудолл отмечает, что при содержании в неволе поведение шимпанзе изменяется. В сообществах возрастает уровень агрессивности и формируется более жесткая иерархия, которая начинает распространяться на все сферы жизни. Изменяется поведение самок шимпанзе. При возрастании напряженности и выраженных конфликтах между самцами, самки берут на себя роль "миротворцев", способствуя восстановлению дружественных контактов между соперниками. В неволе шимпанзе сталкиваются с необходимостью " совершенствовать навыки социального маневрирования, особенно такие, как утаивание намерений, поддержание тесных связей с союзниками, а также примирение после конфликта....самки в неволе вступают в тесные и продолжительные дружеские отношения. Возможно, из-за того, что они не могут покидать свою группу в особенно напряженных ситуациях, им приходится играть более активную роль в упорядочении жизни сообщества. Их союзничество с самцами часто определяет исход борьбы за доминирование в пользу того самца, которому они благоволят. Их посредничество между враждебно настроенными самцами восстанавливает в группе мир: здесь они вынуждены заботиться об этом ".

 


 

вопросы К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ЗООПСИХОЛОГИЯ»

1. Место зоопсихологии в ряду других биологических наук

2. Предмет, методы и задачи зоопсихологии

3. Основные направления в изучении поведения животных

4. Эволюция психики. Элементарная сенсорная психика.

5. Эволюция психики. Перцептивная сенсорная психика

6. Инстинкт и научение: сравнительная характеристика

7. Комплексы фиксированных действий и знаковые стимулы

8. Научение. Виды научения.

9. Классификации научения по Торпу и Темброку

10. Игра у животных. Манипуляционные и совместные игры

11. Роль игровой активности в развитии животных

12. Преимущества общественных форм жизнедеятельности

13. Организация сообществ у насекомых

14. Организация сообществ у позвоночных животных

15. Особенности социальной жизни у приматов. Типы сообществ

16. Особенности социальной жизни человекообразных обезьян

 

 


 

Основная литература

 

1. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976

2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: психобиология, этология и эволюция. М., 1985

3. Меннинг О. Поведение животных. М., 1982

4. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992

5. Фосси Д. Гориллы в тумане. М., 1990

 

Дополнительная литература

 

6. Бутовская М.А. У истоков человеческого общества.М.,1993
7. Вагнер В.А. Психология животных. М.,1902
8. Грант В. Происхождение организмов. М., 1980
9. Лавик-Гудолл ван Дж. и Г. Невинные убийцы. М., 1977
10.Лесли Р. Медведи и я. М., 1982
11.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972
12.Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. М., 1981
13.Моуэт Ф. Не кричи - волки!
14.Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969
15.Шовен Р. От пчелы до гориллы. М., 1965
16.Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1976. Гл.11,12

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Организация сообществ у приматов | Актуальность вопроса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.