Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы изучения клетки

Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельнос­ти, но в многоклеточных организмах их работа скоординиро­вана, и организм представляет собой целостную систему тканей, органов и систем.

Клетки образуются путем деле­ния исходной материнской клетки.

Клетки всех организ­мов сходны по строению, химичес­кому составу и основным проявле­ниям жизнедеятельности.

Клетка[VV53] — элементарная структурная и функциональная единица живых организмов, обладает признаками и свойствами живого.

Именно благодаря деятельности клеток в многоклеточных организ­мах осуществляется обмен веществ и энергии, рост и размножение.

Клеточная теория — одно из важнейших обобщений биологии. Ее создание ста­ло важнейшим событием в естествоз­нании. Клеточная теория оказала значи­тельное влияние на развитие биоло­гии и послужила фундаментом для дальнейшего развития многих био­логических дисциплин — эмбриоло­гии, гистологии, физиологии и др.

Основные положения клеточной теории сохранили свое значение и на сегодняшний день, хотя более чем за 160 лет были получены но­вые сведения о структуре и жизне­деятельности клетки.

s1. Каково положение клетки в системе жи­вой природы? 2. Изобретение и совершенствование каких приборов обусловило открытие клетки? 3. Каковы основные положения клеточной теории? 4.Попытайтесь объяснить, почему клетку считают элементарной структурно-функциональной единицей живых организмов?

 

Для изучения строения и жизнедеятельности клеток применяют самые разнообразные методы. Исторически пер­вым таким методом стала световая микроскопия. Световая микроскопия основана на том, что через прозрачный или полупрозрачный объект исследования проходят лучи света, попадающие затем в систему линз объектива и окуляра (рис. ). Эти линзы увеличивают объект исследований. С помощью световых микроско­пов была открыта клетка и неко­торые ее структуры (пластиды, митохондрии, обо­лочка, вакуоли, комплекс Гольджи, клеточный центр). Но многие клеточные структуры или детали их строения невозможно было рассмотреть из-за их прозрачности. Поэтому были разработаны специальные методы фиксации и окрашивания, позволяю­щие получить препараты, на кото­рых хорошо видны окрашенные структуры клетки (рис. ).

Световые микроскопы широко применяются и в настоящее время, однако с их помощью невозможно изучать объекты, размер которых меньше половины длины световой волны. Длина световых волн видимой части спектра света составляет 400—700 нм. Дело в том, что свето­вая волна не может быть отражена очень маленьким предметом, она просто обогнет его. Поэтому у физиков возникла идея использовать вместо луча света пучок электронов, дли­на волны которых значительно меньше длины волны света, и они способны отражаться от мельчайших объектов. Так, в начале 30-х годов XX в. был создан электронный микроскоп, который дал биологам возможность увидеть составные части клеток размером всего 0,1 нм. В электронном микроско­пе видны биологические мембраны (толщина 6—10 нм), рибосомы (ди­аметр около 20 нм) и другие струк­туры клетки.



Для выделения и изучения отдельных органоидов клетки исполь­зуется метод улътрацентрифугирования: разрушенные клетки в пробирках вращают с очень большой скоростью в особых приборах — центрифугах. Так как разные составные части клеток имеют различ­ные массу, размеры и плотность, то они под действием центробежной силы оседают на дно пробирки с разными скоростями. Таким методом выделяют митохондрии, рибосомы и другие органоиды клетки.

В распоряжении ученых сейчас имеется целый ряд хи­мических и физических методов, позволяющих исследо­вать различные виды молекул, входящих в состав клетки. Для изучения локализации от­дельных химических веществ в клетке широко используются мето­ды цито- и гистохимии, основан­ные на избирательном действии реактивов и красителей на опреде­ленные химические вещества ци­топлазмы.

Если требуется проследить за судьбой какого-либо химического со­единения в клетке, то можно заменить один из атомов в его молекуле на радиоактивный изотоп. Тогда эта молекула будет иметь радиоак­тивную метку, по которой ее можно обнаружить с помощью счет­чика радиоактивных частиц или по ее способности засвечивать фото­пленку. Чаще всего в качестве радиоактивной метки используют изо­топы водорода (3Н), углерода (14С) и фосфора (32Р).

Метод рентгеноструктурного анализадает возможность определять простран­ственное расположение атомов и группировок атомов, например, в молекулах ДНК, белков, входящих в состав клеточных структур.

Для изучения процессов деления клеток, их дифференцировки и специализации используют метод клеточных культур — выращивание отдель­ных клеток многоклеточных орга­низмов на питательных средах в стерильных условиях.

При исследовании живых клеток, выяснении функций отдельных органоидов применяют метод микрургии, т.е. оперативное воздействие на клетку: удаление или имплантирование отдельных органоидов, пересаживание их из клетки в клетку, микроинъекции различных веществ и т.д.

Проследить за процессами, происходящими в живой клетке в течение длительного времени, позволяет замедленная киносъемка, либо фотосъемка через мощные световые микроскопы.

1. Любую ли клетку можно рассмотреть в световой микроскоп? 2. Чем электронный микроскоп отличается от светового? 3. Можно ли с помощью электронного микроскопа увидеть бак­терию диаметром 20 мкм? 4. Для чего проводят ультрацентрифугирование и на каких закономерностях оно основано? В каких целях его проводят? 5. В чем состоит сущность методов цито- и гистохимии? 6. Разрешающая способность световых мик­роскопов равна приблизительно половине дли­ны волны света, используемого для освеще­ния объекта. Как вы думаете, можно ли в световой мик­роскоп наблюдать рибосомы, микротрубочки (толщина около 25 нм), эндоплазматическую сеть (толщина мембраны около 6 нм)? Почему вы так решили?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Методы изучения клетки

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2434; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.144.14.128
Генерация страницы за: 0.092 сек.