Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможные изменения графика критического объема производства ввиду изменения цены продажи и переменных затрат

Любая организация, стремясь повысить прибыль, обладает определенными степенями свободы, которые можно использовать в процессе принятия управленческих решений и их последующей реализации. Так, организация имеет право свободно устанавливать цены, свободно формировать затраты.

Кажущаяся простота зависимости указанных факторов на самом деле обманчива, так как они не являются независимыми друг от друга. В рыночных условиях цена продукции играет исключительно важную роль. С помощью ориентированной ценовой политики организация может изменить соотношение спроса и предложения конкретной продукции на рынке.

Реализуя, например, свою продукцию дешевле, организация тем самым может продать больше и, следовательно, больше произвести этой продукции. Увеличение объема производства продукции снизит ее себестоимость (за счет распределения постоянных расходов на больший объем). Таким образом, с помощью цены продукции можно регулировать не только результаты производства, но и его затраты.

Этот анализ позволяет сформулировать важный принцип работы организации в рыночных условиях. Он заключается в том, что цена является существенным регулятором производства, оказывает влияние на величину формируемой прибыли, характер и результаты конкурентной борьбы, скорость оборота производственных ресурсов и продаж.

Отсюда может быть выработан стратегический курс организации. Например, больше производить продукции и продавать ее дешевле. Или прямо противоположная стратегия: меньше производить продукции, но продавать ее дороже. Могут быть приняты и компромиссные стратегии.

Использование графиков критического объема производства позволяет рассчитать ожидаемую прибыль. Более того, графики позволяют оценить влияние на прибыль соотношений между уровнем затрат и доходов при различных объемах выпуска.

Используя условия предыдущего примера, предположим, что организация, для того чтобы увеличить объем продаж, снизила отпускные цены с 2,00 руб. до 1,80 руб. за единицу. На рисунке 6.8 пунктирной линией отмечена первоначальная продажная цена – 2,00 руб. за единицу, сплошной линией – объем продаж при снижении цены до 1,80 руб. за единицу.

Точка безубыточности перемещается с точки А к точке Б, от 25.000 ед. к 33.333 ед., прибыль на единицу продукции будет составлять 0,60 руб. (1,80 руб. – 1,20 руб.), а постоянные издержки остались на прежнем уровне – 20.000 руб.

Для того чтобы сохранить прибыль на прежнем уровне – 12.000 руб., организации необходимо продавать 53.333 ед. продукции вместо 40.000 ед. Таким образом, в рассматриваемом примере снижение цены продажи на 10% вызывает необходимость, для сохранения исходной прибыли, увеличения объема продаж на 33%.

Возможна и другая ситуация, когда организация сохраняет цену продажи продукции на уровне 2,00 руб. за единицу, но при этом сокращает переменные затраты с 1,20 руб. до 1,00 руб. Это увеличивает прибыль на единицу продукции с 0,80 руб. (2,00 руб. – 1,20 руб.) до 1,00 руб. (2,00 руб. – 1,00 руб.).

Точка безубыточности перемещается с точки А к точке С, от 25.000 ед. к 20.000 ед., переменные издержки составят 20.000 руб., постоянные издержки – 20.000 руб. (рис. 6.9).

Для того чтобы сохранить прибыль на прежнем уровне – 12.000 руб., организации достаточно продать всего лишь 32.000 ед. продукции.

Используя различные подстановки в условных примерах, можно проследить связь объема выпуска (продаж) с прибылью и убытками.

Метод уравнений. Для решения проблемы алгебраическим способом используется главное равенство анализа «затраты – объем – прибыль»:

Вр = Зпер + Зпост + Пр, (6.3)

где ВР – выручка от реализации,

Зпер – совокупные переменные затраты,

Зпост – совокупные постоянные затраты,

Пр – прибыль организации.

Учитывая, что точка критического объема производства соответствует такому объему производства, при котором организация имеет нулевой финансовый результат, уравнение 6.3 примет вид:

Вр = Зпер + Зпост, (6.4)

При этом, выручка от реализации равна произведению цены за единицу продукции на объем производства в натуральном выражении, а совокупные переменные затраты – произведению переменных затрат на единицу продукции на объем производства в натуральном выражении. Следовательно, формула 6.4 преобразуется в равенство 6.5:

Ц х Q = Зперед х Q + Зпост, (6.5)

где Ц – цена за единицу продукции,

Q – объем производства в натуральных единицах,

Зперед – переменные затраты на единицу продукции,

Зпост – совокупные постоянные затраты.

Проведя необходимые преобразования уравнения 6.5, получим формулу для определения безубыточного объема производства:

(6.6)

Метод уравнений может также использоваться при анализе влияния структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, при условии, что реализация рассматривается как совокупность относительных долей продукции в общей сумме выручки от продаж. Когда структура производства меняется, объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Тогда влияние на прибыль будет зависеть от произошедших структурных сдвигов: в сторону продукции с относительно более низкой рентабельностью либо наоборот.

Кроме того, для определения точки безубыточности в суммовом выражении дополнительно можно использовать коэффициент реагирования продукта (КРП), равный отношению безубыточного объема реализации в натуральном выражении к объему фактической реализации в натуральных единицах. В таком случае объем безубыточного выпуска в денежных единицах будет соответствовать произведению фактического объема выпуска на коэффициент реагирования продукта.

С помощью этого коэффициента можно определить также цену безубыточной реализации:

ЦБ = ЦФ х КРП (6.7)

где ЦБ – цена безубыточной реализации,

ЦФ – цена фактической реализации,

КРП – коэффициент реагирования продукта.

Метод маржинального дохода. Суть данного метода заключается в том, что в состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация должна реализовать свою продукцию таким образом, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия. Альтернативная формула расчета 6.8 имеет вид:

где К – критический объем выручки (точка безубыточности),

ЗПост – постоянные затраты,

Q – объем реализации,

MD – маржинальный доход.

Для принятия перспективных решений полезным является расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, то есть определение маржинального дохода в процентах от выручки. При этом, при постоянных значениях маржинального дохода и цены реализации их соотношение также будет постоянным. Таким образом, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.

Для определения оптимальной цены реализации используется средний маржинальный доход – отношение маржинального дохода к объему реализации или разница между ценой продукции и средними переменными затратами на единицу продукции. Данный показатель отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Важным моментом является также анализ точки критического объема производства (реализации) с поправкой на фактор прибыли, который может быть проведен для оценки прибыльности организации. Если предприятие ставит перед собой задачу получить прибыль определенного размера, то выручку исчисляют с учетом желаемой суммы прибыли. Это позволит получить данные о величине возможной прибыли для альтернативных вариантов организации производства. Для получения необходимого соотношения воспользуемся формулой 6.3 и проведем аналогичные преобразования, но с поправкой на фактор прибыли, тогда целевой объем продаж будет определяться формулой:

(6.9)

где, QЦ – целевой объем продаж,

ПР – величина прибыли,

Ц – цена за единицу продукции,

Зперед – переменные затраты на единицу продукции,

Зпост – совокупные постоянные затраты.

При использовании метода маржинального дохода, равенство 6.9 преобразуется в формулу:

(6.10)

где QЦ – целевой объем продаж,

ПР – величина прибыли,

MDЕд – маржинальный доход на единицу продукции,

Зпост – совокупные постоянные затраты.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение точки безубыточности | Понятие запаса прочности. Эффект производственного рычага
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.