Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Формы развития знания

 

Изучив материалы темы, Вы сможете:

- усвоить основные формы развития знания;

- определить содержание понятия «судебно-следственная версия»;

- понять процесс перехода от гипотезы к теории;

- показать значение теорий для объяснения явлений;

- понять значение проблемы для процесса развития знания.

 

Научно-исследовательская и практическая работа невозможна без серьёзного знакомства с формами научного знания. К научным формам знания относят проблему, доказательство, гипотезу и теорию.

Проблема – это форма мысли, выражающая в виде вопроса или задачи знание о неизвестном и своей постановкой требующая преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы.

Различают развитые и неразвитые проблемы. Неразвитую проблему можно определить как нестандартную задачу, для решения которой нет алгоритма. Неразвитую проблему иногда называют предпроблемой. Развитой называется четко сформулированная проблема, которая содержит более или менее конкретные указания относительно процедуры ее разрешения.

Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части: 1) систему утверждений (описание исходного знания – того, что дано); 2) вопрос или побуждение («Как установить то-то и то-то?», «Найти то-то и то-то»); 3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке неразвитой проблемы последняя часть отсутствует.

Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней:

1) формирование неразвитой проблемы (предпроблемы);

2) развитие проблемы – формирование развитой проблемы первой степени, затем второй и т.д. путём постепенной конкретизации путей её разрешения;

3) разрешение (или установление неразрешимости) проблемы.

Гипотезой называют совокупность определенных высказываний, представляющих собой предположительный ответ на вопрос о существовании или причинах какого-то явления.

При формулировании гипотезы необходимо учитывать следующие требования: а) гипотеза не должна быть внутренне противоречивой; б) гипотеза должна быть согласована с уже имеющимся достоверным знанием; в) гипотеза должна быть принципиально проверяемой; г) гипотеза должна обладать определенной предсказательной и объяснительной силой, т.е. способностью открывать и объяснять новые, еще неизвестные факты.

В процессе исследования гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.

Опровержение гипотезы может осуществляться путём выведения из неё следствий, которые не соответствуют действительности, или с помощью обнаружения фактов, противоречащих выведенным следствиям. Кроме этого, гипотеза может быть опровергнута путём доказательства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы.

Способы подтверждения гипотезы: 1) непосредственное обнаружение предполагаемого объекта; 2) выведение следствий из гипотезы и их верификация (подтверждение); опровержение всех гипотез, имеющих отношение к изучаемому явлению, объекту (их совокупности), кроме одной, которая и признаётся подтверждённой (косвенным образом).

Одной из разновидностей гипотезы является судебно-следственная версия. Версия – в следственной и судебной деятельности предположение следователя или суда о наличии или отсутствии событий или фактов из числа имеющих значение для правильного разрешения дела, основанное на доказательствах и других фактических материалах конкретного уголовного дела и построенное с учётом опыта расследования аналогичных дел, а также возможное объяснение их возникновения и характера. Следственные и судебные версии делятся на общие и частные. Общая версия относится к предмету доказывания по уголовному делу в целом и содержит предположение о наличии (отсутствии) события преступления и о виновных лицах. Частная версия относится к отдельным сторонам и элементам предмета доказывания, содержит предположение об отдельных сторонах исследуемого события (например, о мотиве преступления, его месте, времени, орудии).

Доказательство – это логическая форма мысли, обосновывающая истинность того или иного положения посредством других положений, истинность которых уже обоснована.

Структурно доказательство как бы обратно умозаключению. В составе доказательства выделяют следующие элементы: тезис, аргументы и демонстрацию или способ доказывания. Особенностью доказательства судебно-следственных версий является то, что в основе всей системы доказательств по конкретному делу лежат фактические данные. Наличие этих данных позволяют делать логические выводы относительно доказываемых фактов.

Главным фактом, подлежащим доказыванию в рамках судебно-следственной деятельности, является событие преступления.

Различают прямое доказательство, т.е. доказательство, устанавливающее отдельные элементы главного факта, и косвенное доказательство, устанавливающего такой факт, который не входит в главный факт, но который связан с ним и поэтому служит основанием для вывода о существенных чертах преступления.

В науке выделяют два уровня познания – эмпирический и теоретический. На первом уровне производится сбор фактов и осуществляется первичная их систематизация в форме таблиц, схем, графиков и т.д. На эмпирическом уровне могут даже формулироваться законы, которые носят гипотетический характер, т. е. требуют объяснения и логического обоснования.

На втором уровне действительность отражается в форме теорий.

Теория – это достоверное знание об определённой области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Это одно из условий предсказательной ценности теории.

Теория не только описывает определённый круг явлений, но и даёт объяснение этим явлениям.

Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов.

Посредством теории можно установить определённые отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются. Частными случаями таких отношений являются отношения дедуктивного следования и подтверждения (индуктивного следования).

 

Контрольные вопросы:

1. Какие требования необходимо учитывать при формулировании гипотезы?

2. В чём заключается особенность неразвитой проблемы?

3. Дайте определение понятию «версия»?

4. В чём разница между эмпирическим и теоретическим уровнем познания?

5. Какие особенности придают ценность теории как форме научного знания?

6. Назовите основные формы научного знания.

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Когда возникла формальная логика

1. В Средние века;

2. В античности;

3. В Новое время;

4. В XX веке.

 

2. Основателем формальной логики является

1. Сократ;

2. Платон;

3. Дж. Буль;

4. Аристотель.

 

3. Традиционная (формальная) логика также называется

1. многозначной;

2. двухзначной;

3. символической;

4. трёхзначной.

 

4. Формой мысли, которая отражает совокупность существенных, необходимых и отличительных признаков явления или предмета является

1. суждение;

2. понятие;

3. умозаключение;

4. восприятие.

 

5. Форма мысли, в которой что-то отрицается или утверждается относительно предметов, их свойств и отношений, –

1. понятие;

2. умозаключение;

3. суждение;

4. предложение.

 

6. Мыслительная структура, в которой из двух или более истинных исходных суждений, называемых посылками, на основании определенной логической связи между ними, формируется новое истинное суждение, называемое заключением, –

1. доказательство;

2. суждение;

3. понятие;

4. умозаключение.

 

7. Мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему, –

1. абстрагирование;

2. анализ;

3. синтез;

4. обобщение.

 

8. Какая логическая характеристика соответствует понятию «столица Европы»

1. конкретное, разделительное, неригистрирующее, единичное, положительное, безотносительное;

2. общее, конкретное, разделительное, положительное, безотносительное, регистрирующее;

3. общее, собирательное, абстрактное, регистрирующее, соотносительное, отрицательное.

4. пустое, абстрактное, положительное, безотносительное, регистрирующее, разделительное.

 

9. Единичным понятием является

1. словарь,

2. созвездие,

3. первый в мире космонавт,

4. памятник архитектуры.

 

 

10. Пустым понятием не является

1. чемпион мира по кёрлингу,

2. Василиса Премудрая,

3. бесконечный тупик,

4. круглый квадрат.

11. Общим понятием является

1. Александр Македонский,

2. Млечный путь,

3. город-герой,

4. Санкт-Петербург.

 

12. Содержание понятия – это

1. совокупность предметов, объединённых в понятии,

2. совокупность всех слов и словосочетаний, передающих смысл понятия,

3. совокупность отличительных признаков предметов, объединённых в понятии,

4. то суждение, в котором оно может употребляться.

 

13. Объём понятия – это

1. совокупность существенных признаков предметов, объединённых в понятии,

2. совокупность предметов, объединённых в понятии,

3. совокупность всех выражений, в которых оно употребляется,

4. слово или словосочетание, в котором оно выражается.

 

14. Собирательным понятием является

1. путешествие,

2. взвод,

3. автомобиль,

4. Кунсткамера.

 

15. Регистрирующим является понятие

1. вода,

2. лебедь,

3. преступление,

4. произведение Ф.М. Достоевского.

 

16. Соотносительным является понятие

1. учебник,

2. добродетель,

3. начальник,

4. магнит.

 

17. Понятия «человек» и «живое существо» находятся в отношении

1. пересечения,

2. подчинения,

3. тождества,

4. соподчинения.

 

18. Понятия «друг» и «недруг» находятся в отношении

1. соподчинения,

2. противоположности,

3. противоречия,

4. подчинения.

 

19. Понятия «психология» и «логика» находятся в отношении

1. подчинения,

2. пересечения,

3. соподчинения,

4. противоположности.

 

 

20. Понятия «учитель» и «женщина» находятся в отношении

1. подчинения,

2. пересечения,

3. тождества,

4. соподчинения.

 

21. Понятия «Лондон» и «столица Англии» находятся в отношении

1. пересечения,

2. подчинения,

3. тождества,

4. соподчинения.

 

22. Какое понятие будет результатом ограничения понятия «книга»

1. страница,

2. печатное издание,

3. библиотечная книга,

4. учебное пособие.

 

 

23. Какая схема соответствует отношению между понятиями «рука» и «кисть»:

1.

 

2.

 

 

3.

 

 

 

24. Какие понятия соответствуют схеме

 

1. гепард, травоядное, животное,

2. врач, хирург, женщина,

3. растение, гриб, дерево,

4. карандаш, ручка, письменная принадлежность.

 

25. Какие понятия соответствуют схеме

 

1. высокий человек, низкий человек, молодой человек,

2. справедливая война, несправедливая война, Великая Отечественная война,

3. мужчина, женщина, ребёнок,

4. студент, спортсмен, рабочий.

 

26. Какая схема соответствует отношениям между понятиями «живое существо», «человек», «комар», «млекопитающее», «корова»

1.

2.

3.

 

 

 

27. Какие понятия соответствуют схеме

 

1. спортсмен, юрист, человек, адвокат,

2. деревянное изделие, стол, кухонный стол, зубочистка,

3. океан, море, суша, Индийский океан,

4. школа, университет, учебное заведение, школа № 7.

 

28. Найдите правильно проведённое обобщение

1. секунда – минута – час,

2. учебник логики – учебник – книга,

3. происшествие – история – наука,

4. дом – подъезд – квартира.

 

29. Какое понятие является ближайшим родовым по отношению к понятию «курсант»

1. военный,

2. учащийся,

3. человек,

4. курсант средней специальной школы МВД.

 

30. Найдите правильно проведённое ограничение

1. животное – млекопитающее – чайка,

2. машина – трактор – трактор «Беларусь»,

3. офицер – майор – сержант,

4. рука – кисть – палец.

 

31. Найдите ближайшее видовое понятие по отношению к понятию «растение»

1. ландыш,

2. цветок,

3. живой организм,

4. липа.

 

32. Укажите, какое из предложенных делений является правильным

1. церкви делятся на православные и католические, высокие и низкие;

2. люди делятся на белых, черных, жёлтых и красных;

3. леса делятся на лиственные и хвойные;

4. привычки делятся на вредные, полезные и приятные.

 

33. Какое правило нарушено в делении: «Люди бывают оптимистами, пессимистами и брюнетами»

1. деление должно быть соразмерным,

2. деление должно производиться только по одному основанию,

3. члены деления должны исключать друг друга,

4. деление должно быт непрерывным.

 

34. Определите, в каком из нижеприведённых примеров имеет место дихотомическое деление

1. дома делятся на одноэтажные и многоэтажные,

2. спутники планет делятся на искусственные и неискусственные,

3. по силе зрения люди делятся на близоруких и дальнозорких,

4. философы делятся на материалистов, идеалистов и дуалистов.

 

35. Какое из предложенных определений является правильным

1. Лев есть царь зверей.

2. Криминалист – человек, занимающийся криминалистикой.

3. Свидетель – лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного или гражданского дела, и вызванное в органы суда для дачи показаний.

4. Домохозяйка – это не профессия.

 

36. Какое правило нарушено в определении: «Бочка есть сосуд для хранения жидкости»

1. определение должно быть соразмерным,

2. определение не должно содержать в себе круга,

3. определение должно быть чётким и ясным,

4. определение не должно быть отрицательным.

 

37. Какой из предложенных вопросов является корректным

1.Существуют ли инопланетяне?

2. Назовите главного героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

3. Какой сегодня день?

4. Назовите хотя бы одну русскую православную икону IX.

 

38. Найдите суждение

1. Человек, владеющий английским языком.

2. Что яростной толпе сражённый гладиатор?

3. Берегите лес!

4. Ни один комар не является травоядным.

 

39. Найдите среди предложенных суждений суждение с отношением

1. А. П. Чехов – великий русский писатель.

2. Бологое располагается между Петербургом и Москвой.

3. Остров Святая Елена – место смерти Наполеона.

4. Квадратный круг не существует.

 

40. К какому виду относится суждение: «В любой библиотеке есть книги, которые редко читают»

1. общеутвердительному,

2. частноутвердительному,

3. общеотрицательному,

4. частноотрицательному.

 

41. К какому виду относится суждение: «Не всё то золото, что блестит»

1. общеутвердительному,

2. частноутвердительному,

3. общеотрицательному,

4. частноотрицательному.

 

42. Какая схема соответствует отношению между субъектом (S) и предикатом (P) в суждении: «Каждый следователь знает хотя бы одного адвоката»

1.

3.

 

43. В каком виде суждения субъект и предикат всегда распределены

1. в общеутвердительном,

2. в общеотрицательном,

3. в частноутвердительном,

4. в частноотрицательном.

 

44. Какая схема соответствует отношению между субъектом (S) и предикатом (P) в суждении: «Некоторые студенты не являются мастерами спорта»

1.

2.

3.

 

 

45. В каком отношении находятся суждения: «Хороший кузнец и лягушку подкуёт» и «Ни один хороший кузнец не является тем, кто не подкуёт лягушку»

1. в отношении противоречия,

2. в отношении противоположности,

3. в отношении тождества,

4. в отношении подчинения.

46. В каком отношении находятся суждения: «Некоторые птицы летают» и «Некоторые птицы не летают»

1. в отношении противоположности,

2. в отношении противоречия,

3. в отношении частичной совместимости,

4. в отношении подчинения.

 

47. В каком отношении находятся суждения: «Все взрослые были детьми» и «Некоторые взрослые никогда не были детьми»

1. в отношении подчинения,

2. в отношении противоречия,

3. в отношении противоположности,

4. в отношении частичной совместимости.

 

48. В каком отношении находятся суждения: «Все писатели – драматурги» и «Ни один писатель не является драматургом»

1. в отношении противоречия,

2. в отношении тождества,

3. в отношении противоположности,

4. в отношении частичной совместимости.

 

49. Если суждение: «Некоторые бактерии вредны» истинно, то каким согласно логическому квадрату будет суждение: «Все бактерии вредны»

1. истинным,

2. ложным,

3. неопределённым.

 

50. Если суждение: «Ни один кролик не является хищником» истинно, то каким согласно логическому квадрату будет суждение: «Все кролики – хищники»

1. истинным,

2. ложным,

3. неопределённым.

 

51. Если суждение: «Все берёзы являются цветами» ложно, то каким согласно логическому квадрату будет суждение: «Некоторые берёзы – цветы»

1. истинным,

2. ложным,

3. неопределённым.

 

52. Каким согласно логическому квадрату будет суждение: «Некоторые тюлени не являются ластоногими», если известно, что суждение: «Все тюлени являются ластоногими» истинно

1. истинным,

2. ложным,

3. неопределённым.

 

53. Среди предложенных сложных суждений найдите конъюнктивное суждение

1. Подальше положишь, поближе возьмёшь.

2. Его любимые писатели Лев Толстой и Гоголь.

3. Человек либо творец своей судьбы, либо жертва обстоятельств.

4. Нельзя сказать, что чтение этого романа приятно или полезно.

 

54. Укажите, какое из предложенных сложных суждений является строгой дизъюнкцией

1. Вася и Петя – друзья или просто живут рядом.

2. Или я тебя не понимаю, или ты меня не понимаешь.

3. Одежда либо соответствует моде, либо нет.

4. Н. Или слепой, или влюблённый.

 

55. Какая формула соответствует сложному суждению: «Всякое применение власти для своей правомерности должно быть выражением народной воли и результатом действительного или молчаливого соглашения»

1. (p&q&r)

2. (p&(qvr))

3. (p®(q®r))

4. ((pvq)&r)

 

56. Какое суждение соответствует формуле: (p→((qvr)&s))

1. Если ты сможешь доказать мне свои добрые намерения, то я поверю тебе, или же мне придётся обвинить тебя в лжесвидетельстве и вызвать полицию.

2. Если бы К. был преступником, то он в указанную ночь должен был бы быть в замке или в полегающем к нему парке. Кроме того, К. в этом случае должен был бы быть отличным стрелком.

3. Кроме царя, воинов и народа, были в Греции и рабы.

4. Договор купли-продажи может быть заключён в устной или письменной форме, он может быть подтверждён документально или нет.

 

57. Какое из сложных суждений не является импликацией

1. Если хочешь быть красивым, пойди в гусары.

2. Кто посеет ветер, тот пожнёт бурю.

3. Поспешишь – людей насмешишь.

4. Если удастся купить билеты, то завтра мы пойдём в театр.

 

58. К какой из следующих пар применим закон исключённого третьего

1. глубокий – мелкий,

2. умный – сообразительный,

3. верующий – неверующий,

4. сладкий – солёный.

 

59. Определите, в каком из рассуждений нарушен закон достаточного основания

1. Иванов – рецидивист, так как имеет две судимости.

2. Этот человек болен гриппом, поэтому у него высокая температура.

3. Это предложение сложное, так как это предложение длинное.

4. Ласточкин достоин оценки «отлично», так как правильно ответил на все вопросы в экзаменационном билете.

 

60. В какой из предложенных пар понятия не являются равнозначными

1. «житель Санкт-Петербурга» и «петербуржец»,

2. «безучастный взгляд» и «равнодушный взгляд»,

3. «правильная геометрическая фигура» и «квадрат»,

4. «кузина» и «двоюродная сестра».

 

61. Укажите, какое из нижеприведённых суждений является результатом превращения суждения: «Некоторые люди не любят лук»

1. Некоторые люди любят не лук.

2. Некоторые люди не любят не лук.

3. Некоторые люди являются не любящими лук.

4. Некоторые не люди любят лук.

 

62. Если превратить суждение: «Никто не имеет права нарушать закон», то получится суждение

1. Ни один закон не может быть нарушен.

2. Все люди являются теми, кто не имеет права нарушать закон.

3. Все имеют права не нарушать закон.

4. Никто не имеет права не нарушать закон.

 

63. Какое из предложенных суждений является превращением суждения: «Маршал Жуков – один из выдающихся полководцев II мировой войны»

1. Маршал Жуков – не один из выдающихся полководцев II мировой войны.

2. Маршал Жуков не является не выдающимся полководцем II мировой войны.

3. Ни один из выдающихся полководцев II мировой войны не маршал Жуков.

4. Маршал Жуков – один из не выдающихся полководцев II мировой войны.

 

63. Выберите правильный вариант обращения суждения: «Среди адвокатов немало женщин»

1. Все женщины – адвокаты.

2. Некоторые женщины – адвокаты.

3. Немало женщин среди адвокатов.

4. Мало женщин – не адвокатов.

 

64. В следующих примерах найдите правильное противопоставление предикату суждения: «Ни один человек не любит неприятностей»

1. Все, кто не любит неприятностей, являются людьми.

2. Все любящие неприятности – не люди.

3. Все не люди любят неприятности.

4. Ни один не любящий неприятностей не является не человеком.

 

65. Выберите правильный вариант противопоставления субъекту суждения: «Некоторые камни являются недрагоценными»

1. Некоторые драгоценные вещи не являются камнями.

2. Некоторые недрагоценные вещи не являются не камнями.

3. Некоторые камни не являются драгоценными.

4. Некоторые камни являются драгоценными.

 

66. Укажите, в какой из ситуаций не нарушен закон достаточного основания

1. Он является умным человеком, так как получил высшее образование.

2. Все студенты юридического факультета изучают логику. Алексеев изучает логику, значит он студент.

3. Алиса – плохой человек, так как она мне не нравится.

4. Кто спрятал вещь, знает, где её найти, следовательно, тот, кто знает, где найти эту вещь, сам её спрятал.

 

67. Какой из элементов указывает на количество суждения

1. предикат,

2. субъект,

3. квантор,

4. связка.

 

 

68. Какое понятие является предикатом в суждении: «Ни один космический корабль не может подняться в космос без топлива»

1. не может,

2. может подняться,

3. не может подняться в космос без топлива,

4. может подняться в космос без топлива.

 

69. Какой из элементов является лишним в простом категорическом силлогизме

1. средний термин,

2. больший термин,

3. меньший термин,

4. модус.

 

70. Умозаключение от суждений меньшей степени общности к суждениям большей степени общности, называется

1. дедукция,

2. индукция,

3. аналогия,

4. силлогизм.

 

71. Найдите умозаключение, построенное на основе полной индукции

1. Все тела имеют массу.

2. Все студенты нашей группы приняли участие в олимпиаде по математике.

3. Все тигры полосатые.

4. Все лошади имеют копыта.

 

72. Найдите умозаключение, построенное на основе неполной индукции

1. Все итальянцы – брюнеты.

2. Все люди смертны.

3. Всю неделю температура воздуха составляла – 15 градусов по Цельсию.

4. Все арабы – мусульмане.

 

73. Умозаключение: «Все цветы – растения. Некоторые организмы – цветы, следовательно, некоторые организмы – растения» является

1. индукцией,

2. дедукцией,

3. традукцией.

 

74. Умозаключение: «Меркурий движется. Венера движется. Земля движется. Меркурий, Венера, Земля – крупные планеты Солнечной системы. Значит, все крупные планеты Солнечной системы движутся» является

1. дедукцией,

2. индукцией,

3. аналогией.

 

75. Умозаключение: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав» является

1. простым категорическим силлогизмом,

2. энтимемой,

3. условно-категорическим силлогизмом,

4. соритом.

 

76.Силлогизм Некоторые церкви являются разрушенными.

Все церкви – культовые сооружения.

Некоторые культовые сооружения являются разрушенными.

построен по

1. первой фигуре,

2. второй фигуре,

3. третьей фигуре,

4. четвёртой фигуре.

 

77. Силлогизм Каждый умеющий писать умеет читать.

Умеющий читать не является безграмотным.

Ни один безграмотный не умеет писать.

построен по

1. первой фигуре,

2. второй фигуре,

3. третьей фигуре,

4. четвёртой фигуре.

 

78. Умозаключение: «Глупец всегда стремится быть умнее всех, так как глупец, как правило, самодовольный человек. Этот человек не глупец, так как он не является непоколебимым в своей уверенности. Следовательно, этот человек не стремится быть умнее всех» является

1. соритом,

2. энтимемой,

3. эпихейремой.

 

79. В простом категорическом силлогизме

Некоторые негры являются христианами.

Некоторые негры являются людоедами.

Некоторые людоеды являются христианами.

допущена ошибка

1. учетверение термина,

2. вывод сделан из двух частных посылок,

3. вывод сделан из двух отрицательных посылок,

4. поспешное обобщение.

80. В простом категорическом силлогизме

Все судьи справедливы.

Прокуроры не судьи.

Прокуроры не справедливы.

допущена ошибка

1. средний термин не распределён ни в одной из посылок,

2. термин нераспределённый в посылках, распределён в заключении,

3. вывод сделан из двух отрицательных посылок,

4. вывод сделан из двух частных посылок.

 

81. В простом категорическом силлогизме

Волки едят ягнят.

Это животное ест ягнят.

Это животное – волк.

допущена ошибка

1. учетверение терминов,

2. термин нераспределённый в посылках, распределён в заключении,

3. средний термин нераспределён ни в одной из посылок,

4. если одна из посылок – частное суждение, то и вывод должен быть частным.

 

 

82. Силлогизм

Некоторые бани являются общественными.

Все общественные учреждения имеют определённый режим работы.

Некоторые имеющие определённый режим работы учреждения являются общественными.

построен по

1. первой фигуре,

2. второй фигуре,

3. третье фигуре,

4. четвёртой фигуре.

 

83. Какая ошибка допущена в следующем рассуждении: «Туристы, прибыв в незнакомый город, обратили внимание на то, что транспорт был перегружен, но не учли, что это были часы пик. Туристы сделали вывод, что транспорт в городе перегружен постоянно»

1. поспешное обобщение,

2. подмена условного безусловным,

3. после этого, значит, по причине этого,

4. подмена тезиса.

 

84. Определите, с помощью какого индуктивного метода установления причинных связей получен следующий вывод: «Явление радуги наблюдалось на небе во время дождя, в водяной пыли водопада, в каплях росы. Значит, причиной явления радуги является прохождение солнечного света через капли воды»

1. метода сходства,

2. метода различия,

3. метода остатков,

4. метода сопутствующих изменений.

 

85. Какая ошибка допущена в рассуждении: «Если разбить зеркало, то быть беде»

1. поспешное обобщение,

2. после этого, значит, по причине этого,

3. подмена условного безусловным,

4. переход в другой род.

 

86. Какое из нижеприведённых умозаключений не является соритом:

1. Искусство, несомненно, является отражением реальной жизни. А так как живопись – это вид изобразительного искусства и сюр-реализм – это вид живописи, то сюрреализм отражает реальную жизнь.

2. Англичане – мужественный народ. Мужественный народ свободен. Свободный народ счастлив. Следовательно, англичане счастливы.

3. Ни одного опытного педагога нельзя считать некомпетентным. А так как некомпетентный человек допускает грубые ошибки в своей работе, Михаил не допускает грубых ошибок в своей работе.

4. Все волки – хищники, а некоторые хищники – млекопитающие, среди млекопитающих есть волки, если учесть, что все млекопитающие – живые существа, то волки являются живыми существами.

 

87. Определите, в каком из умозаключений вывод достоверен:

1. Если сегодня четверг, то завтра пятница. Но сегодня не четверг, значит, завтра не пятница.

2. Если мы поедем на последней электричке, то опоздаем на метро. Мы не опоздали на метро, значит, мы не поехали на последней электричке.

3. Если ребёнок съест 5 кг слив, то у него расстроится желудок. У данного ребёнка расстроен желудок, следовательно, он съел 5 кг слив.

4. Если дерево полить керосином, то оно засохнет. Это дерево поливали керосином, значит, оно засохло.

 

88. Умозаключение: «Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран – не можешь иметь друзей. Но ты или раб, или тиран. Значит, ты не можешь, быть другом или не можешь иметь друзей» является

1. условно-категорическим,

2. разделительно-категорическим,

3. простым категорическим силлогизмом,

4. дилеммой.

 

89. Каким видом дилеммы является умозаключение: «Если ты учишься на филологическом факультете, то будешь филологом. Если ты учишься на юридическом факультете, то будешь юристом. Но ты не учишься, ни на филологическом факультете, ни на юридическом факультете. Значит, ты не будешь филологом или юристом»

1. простой конструктивной,

2. сложной конструктивной,

3. простой деструктивной,

4. сложной деструктивной.

 

90. Умозаключение: «Это здание построено в классическом стиле или в стиле модерна. Это здание построено в классическом стиле. Значит, это здание не построено в стиле модерна» является

1. условно-категорическим,

2. условно-разделительным,

3. разделительно-категорическим,

4. простым категорическим силлогизмом.

 

91. Какое из предложенных суждений является выводом из посылок

Картошка не ананас

Все ананасы приятны на вкус

Следовательно,..

1. Картошка не приятна на вкус.

2. Картошка не ананас.

3. Некоторое приятное на вкус не является картошкой.

4. Некоторое неприятное на вкус является картошкой.

 

92. В структуру доказательства не входит

1. тезис,

2. аргументы,

3. демонстрация,

4. несостоятельность демонстрации.

 

93. Способ связи аргументов и тезиса называют

1. аргументацией,

2. обоснованием,

3. демонстрацией,

4. доказательством.

 

94. Доказательство: «Преступником может быть либо Соколов, либо Шайко, либо Критов. Преступником не является ни Шайко, ни Критов. Значит, преступник – Соколов» является

1. прямым,

2. косвенным «методом от противного»,

3. косвенным «методом исключения».

 

95. Доказательство: «Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне» является

1. косвенным «методом от противного»,

2. косвенным «методом исключения»,

3. прямым.

 

96. В рассуждении: «Всякое убийство заслуживает осуждения. Но из него следует, что умерщвление скота и птицы заслуживает осуждение, значит, и поедание мяса заслуживает осуждения. Но мы видим, что все вокруг едят бифштексы, шашлыки, цыплят-табака и никто никого за это не осуждает» использован следующий метод опровержения

1. опровержение тезиса,

2. критика аргументов,

3. выявление несостоятельности демонстрации.

 

97. Преднамеренные ошибки, с целью запутать своего противника и выдать ложное суждение за истинное –

1. паралогизм,

2. софизм,

3. парадокс,

4. противоречие.

 

98. Рассуждение: «То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рога, значит, ты их имеешь» является

1. парадоксом,

2. паралогизмом,

3. софизмом,

4. противоречием.

 

99. Какая ошибка допущена в отрывке из «Лекаря поневоле» Ж.-Б. Мольера:

«Сганарель. Мы, великие медики, с первого взгляда определяем заболевание… я немедленно проник в суть вещей и заявляю вам: ваша дочь нема.

Жеронт. Так-то оно так, но я бы хотел услышать, отчего это случилось?

Сганарель. Сделайте одолжение. От того, что она утратила дар речи.

Жеронт. Хорошо, но скажите мне причину, по которой она его утратила.

Сганарель. Величайшие учёные скажут вам то же самое: от того, что у неё язык не ворочается»

1. поспешное обобщение,

2. «порочный круг»,

3. подмена тезиса,

4. предвосхищение основания.

 

100. Какая ошибка содержится в теории Коперника, согласно которой Земля обращается вокруг Солнца:

1. предвосхищение основания,

2. «порочный круг»,

3. ошибка «основного заблуждения»,

4. подмена тезиса.

 

 

101. Что не может выступать в качестве аргумента:

1. констатации фактов,

2. аксиомы,

3. слухи,

4. определения понятий.

 

102. Какой из нижеперечисленных приёмов спора не является корректным:

1. инициатива,

2. внезапность,

3. срывание спора,

4. обращение аргументов противника.

 

103. Какой из ответов на вопрос: «Какие виды атрибутивных суждений вы знаете?» будет полным:

1. утвердительные и отрицательные,

2. частные и общие,

3. единичные, частные, утвердительные и отрицательные,

4. общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.

 

104. Какой из предложенных вопросов является закрытым:

1. Каковы основные идеи философии Вл. Соловьёва?

2. Является ли данное деяние преднамеренным убийством?

3. Каким Вы видите будущее России?

4. Какие книги пользуются популярностью у молодёжи?

 

105. Какой из предложенных вопросов является сложным:

1. Верно ли, что если Н. сделает доклад по одной из предложенных тем, то получит зачёт «автоматом»?

2. Имеются ли подводные вулканы?

3. Является ли наказание восстановлением справедливости и элементом перевоспитания преступника?

4. Что Вы думаете по поводу заключения контракта с данной фирмой?

 

106. Какое из нижеперечисленных понятий находится в отношении пересечения с понятием «антиквариат»

1. пластиковая зубочистка,

2. компьютер,

3. серебряный подсвечник XV века,

4. кресло.

 

107. Какая схема отношений между большим термином (P), меньшим термином (S) и средним термином (M) соответствует силлогизму

 

 

Каждый настоящий философ имеет свою точку зрения.

Некоторые настоящие философы являются преподавателями.

Некоторые преподаватели имеют свою точку зрения.

 

1.

2.

3.

 

108. Какому из приведённых силлогизмов соответствует схема

1. Ни один человек не крокодил.

Все аллигаторы – крокодилы.

Ни один аллигатор не человек.

2. Некоторые живые существа не являются разумными.

Всем живым существам присущ инстинкт самосохранения.

Некоторые из тех, кому присущ инстинкт самосохранения не являются разумными.

 

3. Все женщины любят комплименты.

Некоторые женщины – преподаватели.

Некоторые преподаватели любят комплименты.

 

4. Ни одна оригинальная работа не пишется по заказу.

Некоторые стихи оригинальны.

Некоторые стихи не пишутся по заказу

 

109. Какое из нижеуказанных понятий находится в отношении соподчинения с понятием «университет»

1. Технический университет,

2. гимназия,

3. вокзал,

4. не университет.

 

110. Опираясь на закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий, выберите правильное суждение:

1. объём понятия «стол» меньше объёма понятия «мебель»,

2. объём понятия «стол» больше объёма понятия «мебель»,

3. объём понятия «стол» равен объёму понятия «мебель».

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данный конспект лекций содержит основной материал по курсу «логика». Следует отметить, что конспект лекций носит вспомогательный характер: знакомит с терминологией и вводит в круг логических проблем и логических законов. Для того чтобы получить более глубокие знания по логике и научится их применять, следует познакомиться с содержанием нескольких учебников по логике. Структура логического знания чёткая и определённая, однако, авторы учебников по логике используют различные подходы к изложению материала и его интерпретации. Если вы серьёзно подходите к изучению логики, то знакомство, по крайней мере, с двумя учебниками по логике поможет вам составить целостное представление об этой области знания. Кроме того, в изучении логики важен аспект практического применения. Выполнение различных практических заданий помогает лучше усвоить теоретический материал и способствует выработке навыка применения логики для решения жизненных задач.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник («Классический университетский учебник»). – М.: Инфра-М, Форум, 2009. – 336 с.

2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику: Учебник. – М.: Изд. ИНФРА-М, ФОРУМ, 2010. – 560 с.

3. Гетманова А.Д. Логика для юристов. – М.: Омега-Л, 2009. – 416 с.

4. Гусева Е.А., Леонов В.Е., Смирнова А.П. Логика и теория аргументации: Практикум. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 37 с.

5. Демидов И. В. Логика: Методические рекомендации и практические задания студентам для самостоятельной работы. 2-е изд. (для студентов юридических факультетов). – М.: Дашков и К, 2010. – 148 с.

6. Ивлев Ю.В. Логика. - М.: Велби, Проспект, 2008. – 287 с.

7. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 6-е изд. доп. и перераб.: Учебное пособие. - М.:Велби, 2009. – 184 с.

8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для ВУЗов (изд: 6).- М.: Издательство: ПРОСПЕКТ, 2010. - 233 с.

9. Кобзарь В.И. Логика в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2009. – 160 с.

10. Курбатов В.И. Логика для юристов. – М.: Дашков и К, 2009. – 480 с.

11. Логика. Под редакцией Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Фёдорова Б.И. – М.: Проспект, 2010. – 680 с.

12. Никифоров А.Л. Книга по логике, общедоступная и увлекательная. – М.: Современная Гуманитарная Академия, 2006. – 254 с.

13. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 320 с.

14. Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях. М.: Щит-М, 2005. – 116 с.

15. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 270 с.

 


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Абстрагирование – мысленное выделение, вычленение отдельных интересующих нас признаков, свойств, связей и отношений конкретного предмета или явления и мысленное отвлечение их от множества других признаков, свойств, связей и отношений этого предмета.

Абстрактные понятия – это понятия, которые отражают свойства и отношения между предметами.

Алетическая модальность – выражается с помощью понятий «возможно», «случайно», «необходимо», «невозможно».

Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков (т. е. свойств и отношений).

Аналогия – это вид правдоподобного умозаключения, основанная на сходстве некоторых признаков сравниваемых предметов или процессов.

Аналогия отношений – в этом умозаключении речь идёт об отношениях между предметами.

Аналогия свойств – здесь сравниваются два предмета (два класса предметов), а переносимыми признаками являются свойства этих предметов (классов).

Аналогия нестрогая – здесь связь между сходными и переносимыми признаками не является необходимой. Вывод является вероятностным.

Аналогия строгая – отличается тем, что в этом случае имеющиеся сходные признаки необходимо связаны с переносимым признаком. Вывод в этом случае является достоверным.

Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны.

Атрибутивные (категорические) суждения – суждения, в которых указывается на наличие или отсутствие у предметов каких-либо свойств, состояний, видов деятельности и т.д.

Безотносительное понятие – это понятие, содержание которого не связано каким-либо отношением, где мыслимые предметы (признаки) существуют вполне самостоятельно, независимо от других предметов (свойств).

Больший термин (P) – предикат заключения, содержится в большей посылке, которая находится на первом месте.

Версия – в следственной и судебной деятельности предположение следователя или суда о наличии или отсутствии событий или фактов из числа имеющих значение для правильного разрешения дела, основанное на доказательствах и других фактических материалах конкретного уголовного дела и построенное с учётом опыта расследования аналогичных дел, а также возможное объяснение их возникновения и характера.

Вопрос – это мысль, в которой выражается недостаток информации, неопределенность, неполнота знания и связанные с этим требования устранения такого рода ситуации.

Выполнимые (фактические) формулы – формулы, которые могут принимать как значение «истина», так и значение «ложь».

Гипотезой называют совокупность определенных высказываний, представляющих собой предположительный ответ на вопрос о существовании или причинах какого-то явления.

Дебаты – это обмен мнениями по какому-то конкретному вопросу, нерешенной проблеме: типичный пример – парламентские дебаты.

Деление – это логическая операция раскрывающая объем делимого понятия путем перечисления его видов.

Деление дихотомическое – деление, при котором объём делимого понятия распределяется на два противоречащих друг другу класса.

Деление по видоизменению признака – деление, при котором выбранное основание деления является видообразующим признаком.

Делимое – это понятие, объём которого требуется разделить. Демонстрация или форма доказательства – это вид связи аргументов и тезиса.

Деонтическая модальность – относится к нормативному знанию и находит своё выражение с помощью понятий «обязательно», «нормативно безразлично», «запрещено», «разрешено».

Дискуссия – это тоже спор, но, ее цель – не победа, а поиск общего в различных точках зрения, сближения позиций, в идеале достижение истины.

Диспут – публичный спор по научным и общественно-значимым проблемам.

Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений.

Доказательство – логическая форма мысли, обосновывающая истинность какого-либо положения посредством других положений, истинность которых уже доказана или самоочевидна.

Единичные понятия – это понятия, объём которых содержит только один элемент.

Единичное суждение – суждение, предметом мысли которого является единичный объект, в объёме субъекта которого входит лишь один элемент.

Закон достаточного основания – всякая истинная мысль должна иметь достаточное основание.

Закон исключенного третьего – если два суждения противоречат друг другу, то одно из них истинно, другое ложно, а третьего не дано.

Закон непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них ложно.

Закон тождества – всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе.

Закрытый вопрос – вопрос, на который существует конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.

Индуктивным называют умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности всему классу в целом.

Индукция научная – неполная индукция, при которой общее заключение о принадлежности некоторого свойства каждому элементу данного множества делается на основе установления с помощью каких-либо специальных (научных) методов принадлежности этого свойства части элементов исследуемого множества.

Индукция полная – вид индукции, в котором заключение о принадлежности некоторого признака всему классу явлений получают на основе повторяемости этого признака у каждого из явлений класса.

Индукция популярная – неполная индукция при которой общее заключение о принадлежности некоторого свойства всем элементам данного множества делается на том основании, что этот признак (свойство) обнаруживается у ряда совершенно произвольно взятых элементов множества.

Индукция через отбор – неполная индукция, при которой вывод о принадлежности некоторого свойства каждому элементу множества делается на основании изучения планомерно отобранных по каким-то признакам элементов множества.

Квантор указывает на количество суждения и выражается словами: некоторые, все, ни один, ни одна, ни одно.

Классификация – логическая операция, при которой проводится многоступенчатое, разветвлённое деление объёма некоторого понятия, где каждая выделенная группа элементов имеет своё постоянное, вполне определённое место.

Конкретные понятия – это понятия, которые отражают предметы.

Корректные вопросы основываются на истинных предпосылках, и на которые поэтому могут быть даны истинные ответы.

Косвенное доказательство – это такое, в котором определяется справедливость тезиса тем, что вскрывается ошибочность противоречащего ему антитезиса.

Логика – это наука о формах и средствах познания мира на ступени абстрактного мышления.

Логический квадрат – диаграмма, служащая для мнемонического запоминания некоторых логических отношений между суждениями A, E, I, O.

Меньший термин (S) – субъект заключения, содержится в меньшей посылке, стоящей на втором месте.

Модусы силлогизма – разновидность силлогизма в зависимости от количественной и качественной характеристик суждений, входящих в его состав.

Некорректными являются вопросы, у которых хотя бы одна предпосылка является ложной и поэтому на них в принципе нельзя дать истинный ответ.

Неполный ответ – ответ, в котором содержится информация лишь относительно отдельных элементов или составных частей вопроса.

Непосредственное умозаключение – умозаключение, в котором вывод строится на основе лишь одной посылки.

Неправильный ответ – ложное высказывание.

Несовместимые понятия – это понятия, объёмы которых не имеют общих элементов.

Несравнимые понятия – это понятия, связь по содержанию между которыми далека.

Номинальное определение – определение, с помощью которого формулируется значение некоторого знакового выражения (термина).

Норма – высказывание, которое устанавливает обязательность (необязательность) какого-либо положения, действия для субъекта.

Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Обобщение понятия – логическая операция, при которой осуществляется переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом при сопутствующем этому процессу уменьшении содержания.

Обращение – умозаключение, при котором происходит замена субъекта предикатом, а предиката субъектом при сохранении качества суждения.

Обращение с ограничением – это обращение, при котором меняется количество исходного суждения.

Общие понятия – это понятия, объём которых содержит два и более элемента.

Общее суждение – суждение, в котором речь идёт обо всём классе предметов, мыслимых в субъекте.

Объем – это множество предметов мысли, объединенных в понятии.

Ограничение понятия – логическая операция, при которой происходит переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом при сопутствующем этому процессу увеличении содержания.

Определение – это операция раскрывающая содержание понятия путем перечисления его родовых и видовых признаков.

Опровержение – это некоторое рассуждение, логическая операция, направленная на обоснование ложности, необоснованности, несостоятельности любого из трёх элементов структуры доказательства.

Основание это те положения, истинность которых уже обоснована или самоочевидна. Эти положения используются для обоснования истинности тезиса.

Основание деления – это признак, по которому делят объём делимого понятия.

Остенсивное определение – определение значения слов или словосочетаний, соответствующих тем или иным предметам, свойствам, отношениям, действиям и т.п. путём их непосредственного показа.

Ответ – это высказывание, содержащее информацию, затребованную в вопросе.

Открытый вопрос – вопрос, на который существует бесчисленное множество ответов.

Отрицательные понятия – это понятия, которые указывают на отсутствие у предмета некоторого качества или отношения.

Отрицательное суждение – суждение, имеющее отрицательную («не есть», «не суть») связку между субъектом и предикатом.

Перекрещивающиеся (находящиеся в отношении пересечения) понятия – это понятия, объёмы которых частично совпадают.

Подчиненные понятия – это понятия, объёмы которых имеют такое отношение, что объём одного из понятий полностью входит в объём другого, но не совпадает с ним. Подчиненные понятия отражают родовидовые отношения.

Полемика – это спор по самым различным проблемам с целью доказать логическими средствами истинность своей позиции и одержать победу над противоположной стороной.

Полисиллогизм – сложный силлогизм, состоящий из двух и более простых категорических силлогизмов, связанных между собой таким образом, что заключение каждого предыдущего силлогизма становится большей (в прогрессивном полисиллогизме) или меньшей (в регрессивном полисиллогизме) посылкой другого силлогизма.

Полный ответ – ответ, включающий информацию по всем элементам и составляющим частям вопроса.

Положительные понятия – это понятия, которые указывают на наличие у предмета того или иного качества или отношения.

Понятие – форма мысли, отражающая общие, существенные и специфические признаки предметов, явлений, процессов.

Правильный ответ – это истинное высказывание.

Превращение – умозаключение, при котором изменяется качество посылки при одновременной замене предиката на противоречащий ему термин.

Предикат (P) – то, что сказывается о субъекте или логическое сказуемое.

Проблема – это форма мысли, выражающая в виде вопроса или задачи знание о неизвестном и своей постановкой требующая преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы.

Проблема неразвитая – нестандартная задача, для решения которой нет алгоритма.

Проблема развитая – четко сформулированная проблема, которая содержит более или менее конкретные указания относительно процедуры ее разрешения.

Простой вопрос – вопрос, который выражен простым предложением.

Простой категорический силлогизм - умозаключение, в котором из двух категорических суждений выводится третье категорическое суждение, термины которого связаны определённым отношением с термином, общим для обеих посылок.

Противоположные понятия – это понятия, входящие в объём некоторого родового понятия и объёмы которых исключают друг друга. Объёмы противоположных понятий в своей совокупности не исчерпывают объёма родового понятия.

Противопоставление предикату (субъекту) – умозаключение, в котором субъектом (предикатом) заключения является термин, противоречащий предикату (субъекту) посылки, а предикатом (субъектом) – субъект (предикат) посылки.

Противоречащие понятия – это понятия, которые являются видами некоторого рода, признаки которых взаимоисключают друг друга, а сумма их объёмов исчерпывает объём родового понятия.

Прямое доказательство осуществляется от рассмотрения и оценки аргументов к обоснованию тезиса непосредственно без обращения к опыту или иным средствам подтверждения.

Пустые понятия – это понятия, объём которых не содержит ни одного элемента.

Разделительное доказательство – вид косвенного доказательства. Оно осуществляется в форме строгой дизъюнкции с точным перечнем всех её членов. Тезис обосновывается исключением всех членов дизъюнкции, кроме тезиса.

Разделительные понятия – это понятия, признаки которых относятся к каждому элементу множества предметов.

Разделительно-категорический силлогизм – умозаключение, в котором первая посылка является разделительным суждением, а вторая посылка и вывод – простыми категорическими суждениями.

Распределённым называется термин, взятый в полном объёме.

Реальное определение – определение, в ходе которого реальный или абстрактный предмет выделяется из группы других предметов по некоторым отличительным признакам.

Связка связывает субъект и предикат в суждении и выражается глаголами существования (есть, не есть, является, не является, и т.д.).

Сильный ответ – высказывание, которое содержит исчерпывающую информацию.

Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа, которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Слабый ответ – высказывание, которое содержит неопределённую информацию.

Сложный вопрос – вопрос, который выражается с помощью различных сложносочинённых предложений. Например: «Кто и когда должен давать подписку о невыезде?», или «Вы предпочитаете поехать на море или провести лето в деревне?».

Сложные суждения состоят из нескольких простых суждений, связанных между собой логическими союзами.

Собирательные понятия – это понятия, признаки которых относятся не к каждому элементу множества, а ко всему множеству в целом.

Совместимые понятия – это понятия, объёмы которых частично или полностью совпадают.

Содержание – множество признаков предметов, объединенных в понятии.

Соотносительное понятие – это понятие, содержание которого представляет собой наличие или отсутствие отношения мыслимого в нём предмета к некоему другому предмету. В соотносительном понятии мыслится предмет, обусловливающий существование другого предмета.

Соподчинённые понятия – это понятия, объёмы которых исключают друг друга, но одновременно входят в объём некоторого более широкого (родового) понятия.

Сорит – сокращённый полисиллогизм, в котором пропущены заключение предшествующего силлогизма и одна из посылок последующего силлогизма. Так же, как и полисиллогизм, сорит имеет две схемы.

Сравнимые понятия – это понятия, связь по содержанию между которыми близка.

Средний термин (M) – термин, который содержится в обеих посылках, но не содержится в заключении.

Субъект (S) – предмет мысли или логическое подлежащее.

Суждение – это форма мысли, в которой утверждается либо отрицается связь между предметами или их признаками.

Суждения отношения – суждения, в которых говорится о каких-либо отношениях между предметами.

Суждения существования – суждения, в которых утверждается или отрицается существование некоторого материального или идеального объекта.

Таблица истинности – таблица, с помощью которой устанавливается значение истинности сложного суждения в зависимости от значения истинности простых суждений, входящих в его состав.

Тезис доказательства – это положение, истинность которого следует доказать.

Теория – это достоверное знание об определённой области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Тождественные понятия – это понятия, объёмы которых полностью совпадают.

Тождественно-истинное высказывание – это высказывание, которое при любых значениях простых суждений, входящих в его состав, имеет значение «истинно». Такие высказывания называют также тавтологиями, а формулы, которые им соответствуют, тождественно-истинными формулами или законами логики.

тождественно-ложные формулы – форму

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила и ошибки в демонстрации | Тема 4. Вопросно-ответные ситуации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.67 сек.