Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10

Материальная ответственность наступает в случае нарушения госу­дарством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма ре­параций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного вой­ной. Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд. долл., что даже несопостави­мо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывало США лишь внести "свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая" (ст. 21). Необходимо отметить, что прави­тельство ФРГ (после включения в ее состав ЩР) приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, угнанным в Германию во время второй мировой войны.

По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 г. выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долл. за сби­тый американскими военными в 1988 г. иранский пассажирский самолет с корабля ВМС США.

Реституции – это возврат имущества в натуральном выражении (в натуре), неправомерно изъято­го и вывезенного воюющим государством с территории противника. На­пример, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций».

Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное вре­мя, т.е. вне связи с военными действиями.

Субституция – разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в между­народной организации (лишение права голоса, права на представительст­во в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера - исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному договору между СССР и Финляндией о ненападении СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

§ 4. Ответственность за правомерную деятельность в международном праве

Согласно общему правилу фактическим основанием ответственности является между­народное правонарушение. Но в международном праве преду­смотрены и случаи ответственности за совершение определен­ных действий, которые сами по себе являются правомерными. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. и ст. 110 Конвен­ции ООН по морскому праву 1982 допускают возможность ос­мотра иностранных торговых судов военными кораблями, когда есть достаточные основания подозревать, что судно занимает­ся пиратством либо несанкционированным вещанием и т. п. Но если подозрения оказываются необоснованными, судну должны быть возмещены причиненные убытки, или ущерб.

Чаще всего такую ответственность устанавливают за виды деятельности, связанные с источником повышенной опаснос­ти, с большой степенью риска, – освоение космоса, использо­вание атомной энергии и технологии, которая может привести к загрязнению окружающей среды.

Возложение ответственности за правомерную деятельность привело к появлению правовой концепции абсолютной ответ­ственности за невиновное причинение ущерба. К актам такого рода относится Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., ст. 11 и которой устанавливает, что запускающее государство «несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете».

Данный тип ответственности не имеет оснований в обыч­ном праве, не является общим принципом ответственности и существует только в договорном праве. Иначе говоря, абсо­лютная ответственность не распространяется на случаи, не регламентированные специальными договорами. § 5. Международные межправительственные организации как субъекты международного права

Международно-правовые нормы об ответственности междуна­родных организаций пока не кодифицированы. Комиссия между­народного права ООН на своей пятьдесят третьей сессии в 2001 г. постановила приступить к разработке проекта статей об ответст­венности межправительственных организаций.

Ответственность международных организаций основывается на их правосубъективности и непосредственно вытекает из нее. Эта ответственность носит специфический характер. Объем и пре­делы ответственности международных организаций неодинаковы, они зависят от объема правосубъективности и природы междуна­родных организаций.

В настоящее время в ряде договоров содержатся положения об ответственности международных организаций. Так, например, ст. 57 Устава ООН предусматривает ответственность специализи­рованных учреждений ООН в соответствующих областях (эконо­мической, социальной, культуры и т. д.). В соответствии с Догово­ром о космосе 1967 г. международная организация несет ответст­венность за выполнение положений данного Договора, если она осуществляет соответствующую деятельность в космическом про­странстве, включая Луну и другие небесные тела (ст. VI). Согласно ст. V и XII Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. междуна­родная организация, осуществляющая или организующая запуск космического объекта, несет ответственность за любой причинен­ный этим объектом ущерб. Несут ответственность и участвующие в такой организации государства.

Ответственность международной организации наступает при правонарушении независимо от того, нарушена ею (ее органами) норма международного права, норма внутреннего права организа­ции или норма внутригосударственного права.

Международные организации могут выступать субъектами от­ветственности по международному публичному и международно­му частному праву. Чтобы международная организация несла от­ветственность, необходимы наличие ее вины и нарушение обяза­тельства, предусмотренного международно-правовой нормой, а также причинение ущерба или вреда.

Международные организации могут нести как политическую, так и материальную ответственность. Например, политическая от­ветственность может наступить в случае принятия международной организацией дискриминационных решений, ущемляющих суве­ренные права государства (группы государств) или затрагивающих их суверенитет; за нарушение соглашения о штаб-квартире с госу­дарством пребывания или соглашений о сотрудничестве с другими субъектами международного права. § 6. Ответственность физических лиц за международные правонарушения

Субъекты международного права (кроме индивидов) несут меж­дународную ответственность, если причиненный иностранцу ущерб является результатом несанкционированных действий их официальных органов или должностных лиц, если эти действия противоречат международно-правовым обязательствам такого субъекта.

Применительно к государствам это положение подтвер­ждено, например, ст. 91 Женевского дополнительного протоко­ла I 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., где го­ворится, что сторона, находящаяся в конфликте, несет ответствен­ность за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав ее вооруженных сил.

В ст. 41 Проекта статей об ответственности государств за меж­дународно-противоправные деяния указывается на следующее: «поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства по международному праву независимо от того, осуществляет ли этот орган законодательные, исполнитель­ные, судебные или какие-либо иные функции, независимо от по­ложения, которое он занимает в системе государства, и независи­мо от того, является ли он органом центральной власти или адми­нистративно-территориальной единицы государства».

Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически действует по указаниям либо под руководством или контролем этого государства или если эти лица находятся на соответствующей государственной службе (полицейские, пожар­ники и т. д.). Например, в начале 20-х годов минувшего века США получили возмещение в сумме 15 тыс. долл., так как мексикан­ские власти не приняли надлежащих мер по наказанию убийцы некоего Масси, гражданина США, работавшего в Мексике. Ниль­сен, член комиссии, разбиравшей дело, высказал следующее мне­ние: «Я считаю несомненно разумным возложение ответственно­сти на государство за неправомерные действия его служащих, если их поведение – каким бы ни был их статус или ранг по внутрен­нему праву – приводит к неисполнению государством его обяза­тельств по международному праву».

Государство несет международно-правовую ответственность за правонарушения, совершенные вооруженными силами, ошибки законодательных или судебных органов, а также своих представи­тельств за рубежом.

§ 7. Контрмеры и коллективные санкции в международном праве

Контрмеры меры, которые потерпевшее государство вправе применить к государству, ответственному за международно-противоправное деяние, в целях побудить его выполнить возлагаемые на него правоотношением ответственности обязательства и которые в ином случае были бы противоправными.

Контрмеры представляют собой элемент децентрализованного механизма принуждения государства-правонарушителя. Они рассматриваются как инструмент имплементации ответственности и не носят карательного характера.

Современная международная практика, включая судебную, признает институт контрмер как средство имплементации правоотношений тветственности государствами. В решении международного арбитража (1978 г.) по спору между Францией и США, касавшемуся нарушения соглашения о воздушном сообщении, говорилось: «Если возникает ситуация, которая, по мнению одного государства, представляет нарушение международного обязательства другим государством, то первое государство вправе в пределах, установленных общими нормами международного права относительно применения вооруженной силы, отстаивать свои права при помощи контрмер». При этом арбитраж подчеркнул, что применение контрмер должно отвечать определенным условиям.

Этот институт открывает значительные возможности для злоупотреблений, особенно учитывая неравные возможности его применения различными по могуществу государствами. Поэтому международное право главное внимание уделяет определению условий и ограничений, которые бы свели к минимуму возможности злоупотребления.

Санкции принудительные меры, предпринимаемые международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности.

ООН вправе применить такие санкции, как перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений, а также военные меры (ст. 41, 42 Устава ООН). Все эти меры могут быть обязательными для применения государствами по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру или акта агрессии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международно-правовой ответственности | Понятие населения в международном праве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.