Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, принципы, источники международного морского права

Международное морское право

Тема 18.

 

Международное морское право представляет собой одну из самых древнейших отраслей международного права, в связи с тем, что мореплавание существует с давних времён, что в свою, очередь породило нормы права, которые призваны регулировать соответствующие отношения в данной области. Также издавна в данной области системы международного права ведутся научные исследования, что, следовательно, порождает массу определений международного морского права.

Научная школа МГЮА им. О. Е. Кутафина под руководством профессора К. А. Бекяшева предлагает следующее определение.

Международное морское право – это отрасль международного публичного права, определяющая правовой статус морских про­странств и порядок использования пространств и ресурсов в мир­ных целях[40].

Профессор И. И. Лукашук придерживался следующей позиции.

Международное морское право – это отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок пользования ими[41].

Профессор В. Н. Гуцуляк, являющийся одним из крупнейших специалистов в области международного морского права, предлагает определение международного морского права в следующем виде.

Международное морское право – это отрасль международного публичного права, представляющая собой систему взаимосвязанных юридических норм, направленных на регулирование межгосударственных отношений в связи с использованием Мирового океана[42].

Уникальность научных разработок профессора В. Н. Гуцуляка заключается в том, что специализируясь на исследованиях в области именно международного морского права, он отдельно рассматривает международное морское публичное право, регулирующее отношения между государствами в сфере использования морских пространств, и международное морское частное право, которое регулирует взаимоотношения между частными (физическими и юридическими) лицами в обозначенной сфере правовых отношений.

Международно-правовые нормы, устанавливающие порядок от­ношений в связи с использованием Мирового океана в качестве мор­ских путей, источника живых и минеральных ресурсов, источника энергий, научных знаний, пространства для обшивания человеком в промысловых, рекреационных и иных целях, а также для сохранения морского и глобального экологического равновесия, являются осно­вой международного правопорядка в Мировом океане. Все, что про­исходит в Мировом океане, должно соответствовать международному правопорядку. Правопорядок в Мировом океане регулируется следу­ющими основными многосторонними международными актами: Уставом ООН, Кон­венцией ООН по морскому праву 1982 г., Женевскими конвенциями.

Основные принципы международного морского права. Наиболее важным и всеобще признанным является принцип свободы открытого моря. Еще в конце XIX в. морской исследователь Отфейл отмечал, что море свободно в том смысле, что оно не может быть подчинено под власть (суверенитет) никакого народа; что никакой властитель, как бы он ни был могу­ществен, не может иметь притязания диктовать законы, даже самой слабеющей нации, на этом обширном пространстве морей. Данный принцип закреплен в ст. 87 Конвенции ООН по мор­скому праву 1982 г. Он означает, что открытое море открыто для всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря определяется в соответствии с условиями, определяемыми Конвенцией 1982 г. и другими нор­мами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; г) свободу воз­водить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом; д) свободу рыболовства; е) свободу научных исследований.

Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря. По мнению известного учёного, доктора юридических наук, профессора А. Л. Колодкина, «принцип свободы открытого моря есть принцип императивный, высший принцип jus cogens».

Следующим принципом международного морского права яв­ляется принцип использования открытого моря в мирных целях.

Главная задача этого принципа заключается в исключении применения силы или угрозы силой в морской деятельности госу­дарств и, в конечном счете, запрещении военной деятельности го­сударств на морях и в океанах, обеспечении на деле лишь мирного использования пространств Мирового океана.

Данный принцип первоначально был закреплен в Договоре о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.

В общей форме этот принцип отражен в ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В этой статье указано, что откры­тое море резервируется для мирных целей. В преамбуле этой Кон­венции отмечается, что установленный ею правовой режим дол­жен содействовать использованию морей и океанов в мирных це­лях. Согласно ст. 141 Конвенции международный район морского дна «открыт для использования исключительно в мирных целях». Такие же предписания закреплены в отношении режима исключи­тельной экономической зоны (ст. 58), транзитного прохода через международные проливы (ст. 39) и архипелажные воды (ст. 54), морских научных исследований (ст. 240).

Принцип рационального использования морских ресурсов также является одним из значимых принципов международного морско­го права. Он возник в начале XX в. и был отражен в двусторонних договорах о рыболовстве и окончательно сформулирован в Женевской конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов открыто­го моря 1958 г. В ст. 2 Конвенции под словами «охрана живых ре­сурсов открытого моря» понимается совокупность мер к обеспече­нию оптимума устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимума снабжения продуктами питания и дру­гими морскими продуктами. Государство, граждане которого за­нимаются ловом из фонда или фондов рыбы или иных живых морских ресурсов в районе открытого моря, где граждане других государств рыболовством не занимаются, обязано принимать, по мере надобности, в отношении своих граждан в данном районе меры для охраны соответствующих живых ресурсов (ст. 3).

Этот принцип получил дальнейшее развитие в разделе 2 Кон­венции ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии со ст. 117 данной Конвенции все государства принимают такие меры или со­трудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан таких мер, какие окажутся необходимыми для со­хранения ресурсов открытого моря. В ст. 119 Конвенции перечис­лены меры по сохранению живых ресурсов открытого моря.

Что касается минеральных ресурсов, то в разделе 3 части XI Конвенции определены меры по рациональному освоению этих ресурсов на морском дне.

Принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые этот принцип был закреплен в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. Согласно пре­амбуле в Конвенции закреплены согласованные меры для предот­вращения загрязнения моря нефтью, выливаемой с судов. Кон­венция устанавливает запретные для слива нефти зоны.

Женевская конвенция об открытом море 1958 г. (ст. 24) обязы­вает каждое государство издавать правила для предупреждения за­грязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание постановления действующих договоров по данному вопросу.

Рассматриваемый принцип детально раскрыт в Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других ма­териалов 1972 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Протоколе о вмешательстве в откры­том море в случаях аварий, приводящих к загрязнению вещества­ми иными чем нефть 1973 г., Международной конвенции о граж­данской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (с последующими изменениями), а также в более чем 20 конвен­циях по предотвращению загрязнения региональных морей.

Становление принципа предотвращения загрязнения морской среды завершилось в связи с принятием Конвенции ООН по мор­скому праву 1982 г. Статья 192 Конвенции в императивной форме обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Конвенция определяет меры по предотвращению, сокращению и со­хранению под контролем загрязнений морской среды (ст. 194), обя­зывает государства не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнения в другой (ст. 195). Конвен­ция содержит перечень требований по предотвращению загрязне­ния из находящихся на суше источников (ст. 207), загрязнения, вы­зываемого деятельностью на морском дне (ст. 208), загрязнения, вызываемого захоронением (ст. 210), загрязнения с судов (ст. 211), загрязнения из атмосферы или через нее (ст. 212).

Принцип свободы морских научных исследований впервые закреп­лен в ст. 87 и в части XIII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Свобода научных исследований является одним из элемен­тов свободы открытого моря. Согласно ст. 238 все государства не­зависимо от их географического положения и компетентные меж­дународные организации имеют право проводить морские науч­ные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных в Конвенции 1982 г. Ста­тья 240 определяет общие принципы проведения морских научных исследований. Конвенция устанавливает порядок проведения ис­следований в территориальном море (ст. 245), в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе (ст. 246), на морском дне (ст. 255). Государства и компетентные международ­ные организации обязаны представлять информацию прибрежно­му государству о характере и целях проекта, методе и средствах ве­дения исследований, точных географических районах.

Ряд российских авторов к числу принципов международного морского права относят принцип общего наследия человечества. Данный принцип касается только ресурсов и пространств морского дна за пределами конти­нентального шельфа. Распространение его на другие пространства и ресурсы недопустимо. По этой причине нельзя признать прин­ципами международного морского права как отрасли международ­ного права принцип суверенитета государств над территориальны­ми водами, принцип исключительной юрисдикции государства над судами.

Морское право на первом этапе создавалось в форме обычных норм. К кодификации морского права международное сообщество приступило лишь в 30-х гг. XX в. Созванная Лигой Наций в 1930 г. в Гааге международная конференция была практически первой попыт­кой кодификации некоторых вопросов морского права, в частности, проблемы территориальных вод. Хотя эта Конференция из-за серьез­ных разногласий между ее участниками успеха не имела, разработан­ный ею проект статей о. территориальном море имел большое зна­чение для установления содержания действовавших обычных норм международного права, И только на I Конференции ООН по морско­му праву в Женеве в 1958 г. были приняты четыре конвенции по мор­скому праву: об открытом море; о территориальном море и прилежа­щей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря; о континентальном шельфе.

Несмотря на эти четыре международные конвенции, принятые в 1958 г., ряд актуальных проблем человеческой деятельности в водах Мирового океана, на морском дне и в его недрах остались нерешен­ными. Так, в частности, не были урегулированы правовые вопросы эксплуатации ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа, которая стала реальной с достижением технологических воз­можностей разработки глубоководных залежей минеральных ресурсов, Не были согласованы и приняты чёткие правила, определяющие ширину территориального моря, что являлось одним из наиболее су­щественных пробелов международного морского права, В целях со­хранения живых ресурсов моря требовалось также принять междуна­родно-правовые нормы по вопросам рыболовства в прилегающих к территории государства водах за пределами его территориального моря.

Кроме того, существующие нормы международного морского права не учитывали интересы многочисленных освободившихся го­сударств, которые требовали пересмотра всей системы международ­но-правовых норм в области использования Мирового океана и его ресурсов.

Необходимость в решении указанных проблем и подготовки соот­ветствующих норм правового регулирования потребовали созыва но­вой конференции.

Огромное значение в деле кодификации норм международного морского права имела разработка комплексного международно-пра­вового режима Мирового океана, нашедшая отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Конференция ООН, проходившая с 1973 по 1982 г. с участием практически всех государств мира, многих международных организа­ций, приняла Конвенцию ООН по морскому праву, состоящую из 17 частей, 320 статей и 9 приложений. Эта Конвенция, по праву назван­ная «Хартией морей», является единым, всеобъемлющим междуна­родно-правовым документом, восполнившим существующие на тот период пробелы в современном международном праве.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., вступившая в силу 19 ноября 1994 г., впервые в договорном порядке установила предель­но допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль, подтвердила в целом основные положения Конвенции о континен­тальном шельфе 1958 г. Кроме того, Конвенция 1982 г. существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду со свободами судоходства, полетов> рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения и проводить морские научные исследования. Конвенция также зафиксировала новые нормы, касающиеся проли­вов, используемых для международного судоходства, государств-ар­хипелагов, исключительной экономической зоны, государств, не име­ющих выхода к морю, Международного района морского дна, защи­ты и сохранения морской среды, урегулирования споров и многих других вопросов. Таким образом, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., восполнив вышеуказанные лакуны в современном морском праве, является международно-правовым документом, регулирую­щим все основные вопросы человеческой деятельности в Мировом океане, использования пространств и ресурсов Мирового океана.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Для привлечения к уголовной ответственности | Континентальный шельф
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.