Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, принципы, источники международного воздушного права

Международное воздушное право

Тема 19.

Международное воздушное право – это отрасль международного публичного права, в рамках которой объединены специальные юри­дические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства различных категорий и находящихся в нём невоенных летательных аппаратов.

Закрепленные междуна­родным воздушным правом правила поведения служат основой для установления правового режима использования земной атмосферы гражданской авиацией и регулирования разнообразных отношений, складывающихся при осуществлении воздухоплавания, включая правоотношения коммерческого характера, связанные с перевозка­ми в процессе воздушной навигации пассажиров, багажа, грузов и почты.

Сформировалось и продолжает разрастаться примыкающее к международному уголовному праву направление регулирования воздухоплавания, имеющее целью предупреждение, профилактику и пресечение любых правонарушений против гражданской авиа­ции. В самые последние десятилетия наряду с обеспечением тех­нико-эксплуатационных аспектов безопасности полетов междуна­родное воздушное право все чаще обращается к регламентирова­нию экологических сторон деятельности гражданской авиации путем установления многочисленных и весьма жестких требова­ний к ней, в частности, по снижению уровня шумности работы двигателей самолетов – «шумового загрязнения» окружающей среды – и сокращению воздействия на природу, людей или иму­щество других негативных факторов подобного рода.

Интенсивное внедрение в практику регулирования воздухо­плавания все новых и новых юридических норм, имплементирующих соответствующие технические директивы, стандарты и прави­ла, дает основание предполагать, что такая регламентация будет воспринята и развита также при регулировании пока еще только проектируемых трансконтинентальных полетов коммерческого ха­рактера через заатмосферное пространство. В перспективе нельзя исключать возможности распространения действия положений международного воздушного права и на деятельность военной авиации, подобно тому, как это уже имеет место в отношении ре­гулирования военного мореплавания принципами и нормами ме­ждународного морского права, содержащимися, в частности, в Женевской конвенции об открытом море 1958 г., Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенции о Международных правилах по предупреждению столкновения судов 1971 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Началом такого процесса можно считать вступление в силу в 1992 г. Договора по открытому небу, реализация положений ко­торого осуществляется не только летательными аппаратами граж­данского назначения.

В международно-правовой доктрине преобладающим является подход к оценке юридического статуса воздушного пространства, согласно которому этот статус базируется на основных общепри­знанных принципах международного права – нормах jus cogens, включая принципы суверенного равенства государств, их террито­риальной целостности, нерушимости границ, мирного разреше­ния международных споров и др. Наряду с этим в рамках между­народного воздушного права закрепились и получили всеобщее признание специальные юридические нормы такого же уровня – специальные принципы, более четко определяющие правовое по­ложение различных категорий воздушного пространства, общие требования, предъявляемые к пользователям этими частями атмо­сферы, и т. д. К числу таких императивных норм относятся прин­ципы полного и исключительного суверенитета государства над его национальным воздушным пространством, свободы полетов в международном воздушном пространстве и обеспечения без­опасности международной гражданской авиации.

Принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространством озна­чает право каждой страны самостоятельно и в полном объеме ус­танавливать правовой режим пользования частью земной атмо­сферы, расположенной над территорией этой страны.

Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ, оз­начает, что летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах этого про­странства при условии строгого соблюдения установленных меж­дународным правом предписаний.

Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации подразумевает два направления охранной деятельности. Первое из этих направлений предполагает принятие государством, в котором зарегистрировано воздушное судно, предусматриваемых применимыми нормативными актами мер по обеспечению конст­руктивной и иной технико-эксплуатационной надежности лета­тельных аппаратов, различной авиационной техники, оборудова­ния, четкой работы управляющих и вспомогательных – диспет­черских, метеорологических, радиолокационных и т. п. – наземных служб, оснащения воздушных трасс необходимым аэронавигационным сопровождением. Другое направление обеспечения безопасности гражданской авиации состоит в организации на международном и националь­ном уровнях борьбы с незаконными актами, угрожающими авиа­ционной деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сотрудничества государств в исследовании Мирового океана | Правовой режим воздушного пространства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.