Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Делегирование, ответственность и полномочия

Понятие власти и авторитета

 

Власть – это возможность влиять на поведение других людей. Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что они зависят от него в таких вопросах: как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и тому подобное. Власть может принимать разнообразные формы. Френч и Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства, разработали классификацию основ власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий (руководитель) имеет возможность наказывать подчиненного или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий (руководитель) имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий (руководитель) обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (харизма). Характеристики или свойства влияющего (руководителя) настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Харизма – это власть примера, это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей влияющего (руководителя).

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий (руководитель) имеет право отдавать приказания, и что его долг - подчиниться им.

В любой практической деятельности мы часто встречаемся с понятием «лидер».

Лидер организации – по определению, это человек эффективно осуществляющий формальное или неформальное руководство группой людей.

А по определению виднейшего американского экономиста Питера Друкара имеем: «Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».

В практике многих стран мира руководителя организации одновременно принято считать также Лидером. В оптимальном варианте руководитель организации действительно должен являться и лидером организации, но в реальной жизни между ними существуют, различия, а именно:

- руководитель назначается официально, а лидер выдвигается стихийно;

- руководителю предоставляются определенные права и обязанности, а лидер может их не иметь;

- руководитель обладает определенной властью, с помощью которой может воздействовать на подчиненных, а лидеру эти санкции не даны;

- руководитель, в отличие от лидера, несет ответственность перед законом за состояние дел в группе, предприятии или организации;

- если руководитель и лидер не представляют собой одно и тоже лицо, то взаимоотношение между ними могут способствовать либо эффективности совместной деятельности, либо, напротив, приобретать конфликтный характер.

Многие крупные ученные в области руководства (управления) приводят перечни основных качеств или характеристик, которыми обладают или должны обладать руководители (менеджеры) предприятий или организаций в различных отраслях коммерческой деятельности. Отметим, что основные качества лидера естественно весьма разнообразны и практически самые талантливые менеджеры мира не могут охватить все их разнообразие. Однако, все менеджеры, независимо от уровня, направленности работы и способностей должны стремиться к тому, чтобы в своей практической деятельности непрерывно осваивать главные качества Лидера и непрерывно совершенствовать свои знания.

 

Делегирование - это процесс распределения обязанностей, прав и ответственности менеджерами более высокого уровня управления между исполнителями - сотрудниками предприятия. При этом необходимо иметь ввиду, что чем большее число подчинённых будет представлять своего руководителя - менеджера, чем большее число исполнителей будет иметь право принимать самостоятельные решения от его имени - тем больший объём работ может быть выполнен и тем больше своего времени менеджер высвобождает для творческой деятельности, связанной с перспективами развития данного предприятия или участка. Отсюда задача менеджера сводится к умению наиболее эффективно использовать знания и опыт своих сотрудников

Делегирование особенно актуально, в том случае когда в коллективе предприятия активно внедряются процессы самоуправления. Отметим что делегирование полномочий целесообразно производить при соблюдении ряда принципов: чёткое и конкретное определение границ контроля; соответствие прав и обязанностей; фиксированная ответственность.

Делегировать необходимо выборочно, главным образом специализированную деятельность, которая может заинтересовать исполнителя и будет способствовать росту его профессионального уровня, а также различную подготовительную работу такую, как разработка бизнес - проектов, подготовка проектов различных решений и т.п.;

Не рекомендуются делегированию следующие функции менеджера:

- установление целей, миссии и перспективное планирование развития предприятия;

- задачи особой важности;

- задачи высокой степени риска;

- окончательные решения по финансовой, кадровой и социальной политике.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на мотивацию | Имидж и стиль руководства менеджера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.