Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие вопросы устного изложения

В-5 1 2 3 4 5

В-4 1 2 3 4 5

В-3 1 2 3 4 5

В-2 1 2 3 4 5

В-1 1 2 3 4 5

Ключ или шифр с отгадкой для билета будет 23144. Как видно из примера, ключ содержит номера правильных ответов в каждом вопросе.

Назовем положительные моменты. Если контроль проводиться по материалу нового занятия, а билеты необходимо составить для каждого из 20-ти учащихся индивидуальные, то достаточно сочинить 10-15 вопросов и в разном порядке расположить в билетах. При организации контроля с помощью компьютера, преподаватель может отсутствовать.

Данный метод имеет ряд недостатков. Во-первых, правильный ответ можно подобрать либо логическим вычислением, либо методом интуитивного подбора. Кроме того, если учащийся совершит ошибку при выборе ответа и его не поправят, он запомнит указанный вариант ответа в качестве верного. Желательно, чтобы учащиеся увидели свои ошибки вместе с оценкой.

2. Контроль с конструируемым ответом не имеет оперативности, как контроль с выборным ответом. Готовых ответов на поставленный вопрос в билетах нет, и учащийся сам должен дать правильную формулировку.

 

Следующая подгруппа методов контроля и самоконтроля результатов обучения нацелена на такое явление, как рефлексия. По латыни «рефлекс» - это «отражение». Солнечный зайчик тоже получается отражением солнца от зеркала. Здесь рефлексия понимается как способность отражать происходящее при обучении. Подгруппа 4.2 включает три блока методов.

 

 

 

 
 

 

 


4.2.1. Вопросно-ответный метод предполагает, что учащийся должен уметь находить ответы в тексте учебника. Такая самостоятельная работа позволяет выработать у них привычку отвечать на контрольные вопросы.

4.2.2. Решение качественных и количественных задач. В качестве источника заданий используются сборники вопросов и задач. Решив задачу, учащийся всегда может сверить свой ответ с правильным, без помощи педагога.

4.2.3. Программированные материалы. К ним относятся средства вычислительной техники, программы для изучения материала с элементами программированного контроля, билеты программированного контроля для самопроверки.

Перед тем, как раскрыть последнюю подгруппу методов разведем понятия оценка и отметка. Достижения учащихся обычно оцениваются. Оценка может не иметь численного выражения в баллах, или же иметь словесное описание, как в высшей школы. Существует еще и отметка, фиксирование оценки в каком-либо официальном документе, например, учет успеваемости (в журнале отмечают буквами «н», «ув», «о» или «+») или устный след наблюдения. Понятия взаимосвязаны, процессы эти нередко выступают одновременно, но могут существовать и порознь. На тему отказа от оценок в начальной школе можно ознакомиться с опубликованными трудами ученых педагогов, например, Ш.А. Амонашвилли.

Такие мероприятия, как проверка, контроль, оценка, учет, отметка в педагогической литературе описываются вместе, в неразрывной связи. Но они могут существовать и применяться отдельно.

 
 

 


4.3.1. Традиционные методы.

Согласно положению о НПО – в училищах применяется 5-ти бальная система оценок. В вузах - 4-х бальная. Для каждой оценки производственного и теоретического обучения существует свой критерий, а все типовые критерии описаны в нормативных документах. Так, чтобы поставить оценку 5 за урок производственного обучения, необходимо соответствие критериям:

· правильность выполнения заданий;

· самостоятельность учащегося при работе;

· качество работы;

· выполнение всех технологических инструкций;

· соблюдение нормативов времени;

· выполнение требований техники безопасности (без этого пункта положительная оценка вообще не может быть поставлена), которые в учебных заведениях иногда дополняются.

К оценкам предъявляются определенные требования:

1. Объективность подразумевает независимость оценки от чего-либо и кого-либо, т.е. непредвзятое отношение к оцениваемому человеку.

2. Справедливость. Оценка должна быть заслуженной и выставлена только по итогам контроля, без влияния других обстоятельств.

3. Своевременность оценки, так как она имеет стимулирующее и воспитательное воздействие.

4. Нельзя раздавать оценки «направо» и «налево», что может повлечь отрицательную реакцию у добросовестных учащихся, которые отвечают полноценно.

Существует еще одно правило: на занятиях ПО оценки необходимо выставлять всем учащимся в группе, а на уроках теории – оценки фиксируются только заслуженные и заработанные. В конце урока их объявляют. Но на уроках новых знаний можно не выставлять оценки.

Аргументация оценок обязательна при выставлении, причем надо четко указывать, почему оценка положительная или отрицательная. В некоторых случаях ставят перспективную оценку, сознательно завышенную. Она применяется к учащимся, не достигшим высоких результатов, но стремящихся к успеху. Перспективную оценку нельзя использовать часто и многократно для одного и того же учащегося.

К традиционным методам относится учет. Администратор учебного заведения контролирует все учетные мероприятия, изученные темы программы, все это напрямую зависит от финансового аспекта (часовая нагрузка и оплата труда).

1. Учет может быть формальным, т.е. с занесением в журнал сведений о посещаемости, успеваемости, нормах времени (в журналах мастеров ПО), пройденные темы. В перспективно-тематическом плане, в графе «Примечания» ведется учет - записываются результаты после проведения каждого урока.

2. Неформальный учет является всесторонним и включает в себя результаты личных наблюдений преподавателя, учет характерных особенностей учащихся (быстрота мышления, мотивация), индивидуализация методик.

Учет можно разделить по периодам:

- текущий учет (непрерывный, ежедневный);

- заключительный учет (оценки за полугодие);

- итоговый учет (экзаменационная ведомость).

4.3.2 Нетрадиционные методы оценки и учета.

1. Рейтинговая система управления учебно-познавательной деятельностью (не верно говорить рейтинговая система контроля, оценки и учета, т.к. рейтинг не имеет отношения к контролю и оценке, а к учету – маленькое). Инструментом рейтинговой системы служит шкала рейтинговых баллов, чаще 100 бальная. В основе системы лежит генетически закрепленное стремление человека к лидерству.

Рейтинговый лист - это список, где учащиеся расположены в порядке убывания рейтинговых баллов. Листы составляются по-разному, либо по дисциплине, либо по группам. Рейтинговая система есть своего рода инструмент стимулирования. Управление учебным процессом происходит с использованием рейтинговых баллов. Шкала составляется так, что бы важные и ответственные виды работ и темы программы имели максимальное количество баллов, и что бы учащиеся осознано достигали их. Опираясь на это, происходит не насильственное управление учебно-познавательным процессом.

2. Кредитная система не применяется в НПО, но распространена в европейских университетах и некоторых вузах России.

 

Во многих рассмотренных методах используют приемы устного изложения, большинство из которых – словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж). В подгруппе методов по организации познавательной деятельности устное изложение применяют при монологическом, диалогическом, проблемном изложениях.

Рассмотрим некоторые дидактические задачи, возникающие в ходе обучения и ряд методических приемов, способствующих эффективному решению этих задач.

1. Как обеспечить доступность и доходчивость материала?

· Излагать материал небольшими порциями, которые могут быть логически выделены из массы сведений.

· Заканчивать порцию понятным заключением.

· Стараться вести не мозаичное изложение в виде отдельных кусков, а опираться на стержень, о котором напоминать учащимся на уроках. Это может быть план или схема.

· Плавно переходить от одного отрезка программы к другому.

· Выделять главные мысли интонацией или громким голосом.

· При устном изложении быть конкретным. Общие рассуждения малопонятны и требуют примеров.

· Употреблять живой разговорный язык. Чаще обращаться к аудитории. Строить короткие предложения (все как в жизни).

· При составлении конспекта занятия книжный текст перерабатывать в разговорный.

· Не злоупотреблять цифровым материалом.

· Как можно чаще прибегать к сравнениям и сопоставлениям.

2. Какими способами активизировать познавательную деятельность учащихся?

· Вовлечением учащихся в свои рассуждения (актуализация знания из своего и других предметов), налаживанием межпредметных связей, обеспечением физического контакта с аудиторией, обратной связи, оперативной диагностики.

· Применением средств наглядности.

· Логическими или риторическими (вопросы, на которые не требуется давать ответа, но знает об этом только преподаватель) вопросами.

· Сменой методик и видов деятельности, когда учащиеся устают, особенно если материал однообразный. Можно делать паузы для сообщения исторической справки по теме занятия или анекдота.

3. Как выдержать временной график урока?

· Энергично начинать занятие.

· Не позволять вовлекать себя в разговоры, длительные диалоги с учащимися.

· Не выпытывать у опоздавших причину опоздания.

· Не увлекаться отступлениями и паузами.

· Четко следить за часами, если встречается опоздание или опережение, использовать заготовки в конспекте на выброс или дополнение материалом.

4. Приемы повышения качества устного изложения.

Громкость произношения (подбирается к каждой аудитории опытным путем).

Эмоциональность речи возможно добиться повышением и понижением интонаций.

Мимика и жестикуляция должны быть умеренными (совсем без них - скучно, а очень много – выглядит комично).

Темп и быстрота речи не должны превышать 150 слов в минуту. Если слов менее 80 в минуту, то изложение монотонное и не яркое.

Физические недостатки речи нужно исправлять. Великий древнегреческий оратор Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил звука "р"), у него была дурная привычка подергивать плечом. Что бы исправить недостатки произношения, он набирал в рот камешки и старался говорить громко и ясно. Чтобы научиться произносить звук "р", он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки.

Слова-паразиты, такие как «значит», «как бы», «че» «че-ну» и другие, употреблять нельзя.

Помните, что многословие – враг хорошего стиля. Берите пример с Л.Н. Толстой. Он переписывал «Анну Каренину» 28 раз, удалял из произведения лишние фразы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обратимся к четвертой большой группе методов на рисунке | Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.