Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В преподавательской деятельности

Принципы обучения как основной ориентир

Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения.

Понятие «принцип» происходит от латинского «principium» – начало, основа. По своему происхождению принципы обучения (дидактические принципы) являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер.

Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Принцип – это система исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований к проектированию целостного образовательного процесса, вытекающих из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и изучаемых в целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов.

Каждый из принципов реализуется на практике через систему правил. Охарактеризуем некоторые принципы обучения через систему свойственных им правил:

· Принцип научности:

Правила:

- излагать только достоверную информацию, факты и явления в правильном освещении;

- обеспечивать ведущую роль теории в обучении;

- использовать язык науки, которая преподается; знакомить с историей открытий.

· Принцип связи теории с практикой:

Правила:

- опираться на имеющийся у студентов опыт;

- показывать пути использования знаний на практике;

- учить извлекать из практической деятельности теоретические знания.

· Принцип систематичности и последовательности

Правила:

- излагать знания в определенной системе;

- опираться на внутрипредметные, межпредметные, межнаучные связи;

- предъявлять последовательные требования,

- добиваться преемственности в усвоении студентами знаний и формирование умений и навыков.

· Принцип прочности усвоения знаний

Правила:

- не перегружать материал частностями, выделять главное;

- обучать приемам умственной работы;

- излагать материал эмоционально;

- систематически организовывать повторение учебного материала;

- чередовать виды деятельности студентов.

· Принцип сознательности и активности

Правила:

- обеспечить понимание изучаемого материала, использовать проблемный метод обучения;

- стимулировать познавательную активность и их самостоятельность;

- обеспечивать условия для хорошей работоспособности и устойчивого внимания студентов;

- комментировать высказывания и ответы студентов.

· Принцип доступности и посильности

Правила:

- учитывать реальный уровень развития и подготовленности;

- подробно разбирать наиболее трудные места;

- оптимизировать работу студента (объем);

- комментировать домашнее задание.

· Принцип наглядности

Правила:

- обеспечивать восприятие материала по мере возможности всеми органами чувств;

- перед использованием четко определить и сформулировать цель наблюдения;

- использовать совместно с другими средствами обучения;

- обеспечивать безопасность применения;

- использовать наглядность умеренно, в нужное время, нужный момент.

· Принцип профессиональной направленности

Правила:

- устанавливать межпредметные связи для лучшей ориентации студента в профессии;

- формировать профессиональные знач. качества;

- использовать разнообразные содержания, средства, методы, приемы, технологии обучения для придания свойств профессиональной направленности.

К общепедагогическим принципам обучения также можно отнести следующие принципы:

· Переход от обучения к самообразованию.

· Связь обучения с жизнью и практикой профессиональ­ной деятельности.

· Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.

· Положительный эмоциональный фон обучения.

· Коллективный характер обучения и учет индивидуаль­ных способностей студентов.

· Гуманизация и гуманитаризация обучения.

· Компьютеризация обучения.

· Интегративность обучения, учет межпредметных связей.

· Инновативность обучения

В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые синтезировали бы все существующие принципы:

· ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

· соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

· оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

· рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

· соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности; обеспечение их конкурентоспособности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и функции дидактики. Дидактика высшей школы | Теории формального и материального образования и их односторонность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.