Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс воспитания в вузе

 

Студенческий возраст – период активного формирования личности, осознания себя и сложившейся личностью, и гражданином страны, и компетентным специалистом. Поэтому так важно не упустить это время, осуществляя в высшем учебном заведении поддержку в развитии и формировании личности каждого студента. И, в первую очередь, этому может способствовать грамотно выстроенный процесс воспитания студентов. В этом случае вуз становится центром создания воспитательной среды, обеспечивает полноценные условия для творческого, научного, физического и др. развития личности как альтернативы проявлению асоциального и антисоциального поведения.

Цели воспитания в вузе:

1. Гуманизация образования – воспитание как процесс формирования ценностей, утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей.

2. Самовоспитание студентов через создаваемую систему взаимоотношений.

3. Становление демократических основ жизнедеятельности вуза.

4. Социокультурное сотрудничество личности студента и вузовского сообщества.

5. Интеграция контингента студентов, корпоративность общности студентов, преподавателей и всех структурных подразделений.

6. Психолого-педагогическая поддержка; грамотное и системное оказание помощи студенту в освоении им жизненно необходимых взглядов и навыков.

7. Расширение мировоззрения будущих специалистов.

8. Приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры, овладение коммуникативными основами.

Опираясь на вышеперечисленные цели процесса воспитания в вузе можно выделить некоторые направления деятельности вуза по достижению этих целей:

- комплекс мероприятий по морально-нравственному и этическому воспитанию студентов;

- обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;

- обеспечение при проведении учебных занятий акцента на воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества и т.д.

В «Концепции воспитания в непрерывном образовании» утверждается, что в основе воспитания должны быть диалектичность миропонимания, гуманистические подходы, сформулированные в мировой и отечественной педагогике, положения гуманистической психологии XX в., теория деятельности А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна и др.

Эффективность воспитательной системы в немалой степени зависит от того, насколько гуманистичны отношения в образовательном учреждении. Для формирования гуманистических отношений в учебном заведении большое значение приобретают возможности для положительного самоутверждения и студентов, и сотрудников. Широкое поле для самореализации предоставляют художественное и техническое творчество, исследовательская работа, лидерство.

 


 

Список рекомендуемой литературы:

 

 

основная литература

1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д.Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/ под ред. Е.С.Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.

3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002.

4. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Пед. общество России, 1999.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н.. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 2002

6. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Уч. пособие для пед. вузов / М.М. Левина; Межд. акад. наук пед. образов. – М.: Академия, 2001.

7.

 

дополнительная литература

8. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина. – Казань: КГЭУ, 2008. – 160 с.

9. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие / И.Ф. Исаев. – М.:2004. – 208с.

10. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие / А.А. Лобанов. – 2-е изд., стер. – М.:Академия,2004. – 192с.

11. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Учебник / под ред. С.А. Смирнова. – 5-е изд., стер. – М.:Академия,2004. – 512с

12. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд.,стер. – М.:Академия, 2007. – 288с.

13. Ханафина Э.М. Методические указания к лабораторной работе по выбору индивидуальной траектории преподавателем вуза. / Э.М. Ханафина. – Казань: КГЭУ, 2004.

14. Абрамова Г.А., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – С.30-106.

15. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическому занятию с использованием кейс-метода./ www.marketing.spb.ru

16. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С.47-48, С.56-66..

17. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 127-130.

18. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод. / www.hr-training.net

19. Барнс Л.Б., Кристенсен К.Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: Пер. с англ. / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарики, 2000. – 501 с.

20. Антипова В.М. Уровни проблемности в вузовской лекции / Научно-методические основы проблемного обучения. – Изд-во Ростов. ун-та, 1988. – С.58-64.

21. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 114-117.

22. Шантуров А.Г. Вузовская лекция. – Иркутск, 1994. – С. 166-184, 116-130

23. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Пед. общ-во России, 1999. – С. 235-241, С. 253-256.

24. Косогова А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-мта, 2003.

25. Косогова А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-мта, 2003. – С.49-63.

26. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 117- 125.

27. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.: Академия, 2002. – 224 с.

28. Логунов А.П., Саенко Г.Ф. Построение семинарских занятий на проблемной основе и их роль в приобщении студентов к интеллектуальному сотрудничеству/ Научно-методические основы проблемного обучения в вузе. – Изд-во Ростов. ун-та, 1988. – С.104-109.

29. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М: Академия, 2001. – 272 с.

30. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С.224-233.

31. Стефановская Т. А. Технология обучения педагогике в вузах: Метод. пособие / Стефановская Т. А. – М.: Совершенство, 2000. – 271 с.

32. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

33. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: Центр тестирования, 2002.

34. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Изд-во «Народное образование», 2000.

35. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 285 с.

36. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – С.123-135.

37. Хубаев Г.О. О построении шкалы оценок в системах тестирования / Высшее образование в России, 1996, № 1. – С.122.

38. Селевко К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие – М.: народное образование, 1998. – 256 с.

39. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999. – 180 с.

40. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. – М., 1981.

41. Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению: Учеб. пособие / М.Г. Голубчикова. – Изд.3-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2006. – С 26-42.

42. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М.: Флинта, 1998.

43. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с.

44. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. - М.: Аспект Пресс, 1995.

45. Тряпицына А.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005.

46. Шестак Н. В. Высшая школа: технология обучения: [Словарь] / Шестак Н. В. – М.: Вузовская книга, 2000. – 77 с.

47. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пел. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.

48. Тряпицына А.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005.

49. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов сред. пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

50. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Уч. пособие для вузов. – М.: Совершенство, 1998. –362 с.

51. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Уч. пособие. – М.: Academia, 1998. – 170 с.

52. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

53. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Пед. общество России, 1999. – 320 с.

54. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский псих.-социальный институт: Флинта, 1998. – 368 с.

 


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Методы обучения – это …

 

2. Исходные положения о способе достижения дидактической цели – это … обучения.

 

3. Андрогогический принцип совместной деятельности включает следующее правило ….

 

4. Суть проблемной лекции заключается в...

 

5. Назовите не менее 2 требований к проведению лабораторных занятий.

 

6. Правила – оптимизировать работу студента (объем); комментировать домашнее задание соответствуют принципу:

а) научности

б) связи теории с практикой

в) системности и последовательности

г) прочности знаний

д) сознательности и активности

е) доступности и посильности

ж) наглядности

з) профессиональной направленности

 

7. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения

1) совместной деятельности А) полнота понимания вопросов, проблемы
2) индивидуальности Б) относительная свобода выбора целей, содержания и методов обучения преподавателями
3) опоры на опыт обучающегося В) содержание обучения ориентируется на решение конкретных профессиональных задач
4) контекстности  
5) осознанности  
6) элективности  

 

8. В широком смысле под системой знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру понимается … образования.

 

9. Учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие виды относятся к группе лекций:

а) по общим целям

б) по научному уровню

в) по дидактическим задачам

г) по способу изложения материала

 

10. Установите соответствие лекций и их описание

1) лекция с использованием опорного конспекта А) преподаватель отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по разделам или всему курсу
2) бинарная лекция Б) чтение лекции сразу двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика)
3) лекция с заранее запланированными ошибками В) рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации
4) лекция-консультация  
5) проблемная лекция  
6) лекция-конференция  

 

 

11. Обучение – это …

 

12. Принцип научности включает следующее правила ….

 

13. Андрогогический принцип индивидуальности включает следующее правило ….

 

14. Разновидностью чтения лекции сразу двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента), называется... лекция.

 

15. К эпизодическим ФОО относятся …

 

16. Правила – обучать приемам умственной работы; излагать материал эмоционально соответствуют принципу:

а) научности

б) связи теории с практикой

в) системности и последовательности

г) прочности знаний

д) сознательности и активности

е) доступности и посильности

ж) наглядности

з) профессиональной направленности

 

17. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения

 

1) совместной деятельности А) для каждого обучающегося разрабатывается индивидуальная программа
2) индивидуальности Б) полнота понимания вопросов, проблемы
3) опоры на опыт обучающегося В) обучающиеся сами самостоятельно разрабатывают план обучения, оценивают и корректируют обучение
4) контекстности  
5) осознанности  
6) элективности  

 

18. Наука о динамике и развитии человеческого потенциала (с греч., вершина творческого роста) называется ….

 

19. Влияние на формирование личностных качеств во время лекции заключается в функции:

а) ориентирующей

б) развивающей

в) воспитывающей

г) убеждающей

д) стимулирующей

 

20. Раздел ГОС, в котором определены виды и задачи профессиональной деятельности выпускника:

а) общая характеристика направления подготовки специалиста

б) требования к уровню подготовки абитуриента

в) общие требования к основной образовательной программе

г) требования к обязательному минимуму содержания

 

 

21. Образование – это …

 

22. Принцип наглядности включает следующее правило ….

 

23. Андрогогический принцип опоры на опыт обучающегося включает следующее правило ….

 

24. Одно из требований, предъявляемых к проведению бинарной лекции, заключается в...

 

25. Установите соответствие видов и целей самостоятельной работы студентов:

 

 

1) Тренировочные А) самостоятельный выбор средств и методов решения (выполнение учебно-исследовательских заданий, курсовых и дипломных проектов)
2) Реконструктивные Б) узнавание, осмысление, запоминание, закрепление знаний, формирование умений, навыков
3) Творческие В) перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование, подготовка рефератов

 

26. Стимулирование познавательной активности студентов и их самостоятельности относятся к правилам следующего принципа:

а) научности

б) связи теории с практикой

в) системности и последовательности

г) прочности знаний

д) сознательности и активности

е) доступности и посильности

ж) наглядности

з) профессиональной направленности

 

27. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения

 

1) совместной деятельности А) сами обучающиеся оценивают и корректируют обучение
2) индивидуальности Б) содержание обучения ориентируется на решение конкретных профессиональных задач
3) опоры на опыт обучающегося В) учет потребностей, уровня подготовки, психических и когнитивных особенностей
4) контекстности  
5) осознанности  
6) элективности  

 

28. Требование к содержанию современного высшего образования указывающее на приоритет общечеловеческих ценностей, проникновение гуманитарного знания в негуманитарные дисциплины, является принципом …

 

29. Академические и популярные виды относятся к группе лекций:

а) по общим целям

б) по научному уровню

в) по дидактическим задачам

г) по способу изложения материала

 

30. Собственно семинар может проводиться в 2 формах – в виде:

а) развернутой беседы по заранее известному плану

б) выполнения лабораторной работы

в) изложения нового учебного материала

г) небольших докладов студентов

д) проведение научных исследований

 

31 Формы организации обучения – это ….

 

32. Принцип природосообразности включает следующее правило …

 

33. Андрогогический принцип контекстности включает следующее правило …

 

34. Лекция, рассчитанная на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической), называется лекцией...

 

35. Установите соответствие видов самостоятельной работы студентов.

 

1) Тренировочные А) требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации
2) Реконструктивные Б) выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем
3) Творческие В) происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование

 

36. Правило – устанавливать межпредметные связи для лучшей ориентации студента в профессии соответствует принципу:

а) научности

б) связи теории с практикой

в) системности и последовательности

г) прочности знаний

д) сознательности и активности

е) доступности и посильности

ж) наглядности

з) профессиональной направленности

 

37. Выберите два принципа андрогогического обучения:

а) совместной деятельности

б) систематичности и последовательности

в) наглядности

г) доступности и посильности

д) опоры на опыт обучающегося

 

38. Требование к содержанию современного высшего образования, указывающее на ориентацию на профессионализм, саморазвитие, стабильность высоких результатов, является:

а) фундаментальность

б) синергетический подход

в) акмеологический подход

г) гуманизация

 

39. Лекция, суть которой заключается в систематизации научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей за исключением детализации и конкретизации, называется …

 

40. Нормативная база, которая устанавливает содержание образования определенного уровня и направления, составляется учеными, методистами и утверждается органами управления образования или УМО, называется …

 

41. Средства обучения – это …

 

42. Принцип профессиональной направленности включает следующее правило ….

 

43. Раздел педагогики, который изучает вопросы обучения и воспитания взрослого человека, называется …

 

44. К задачам лекции с заранее запланированными ошибками относятся....

 

45. Формой организации обучения, которая интегрирует теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера, является …

 

46. Формирование профессионально значимых качеств у студентов относится к правилам следующего принципа:

а) научности

б) связи теории с практикой

в) системности и последовательности

г) прочности знаний

д) сознательности и активности

е) доступности и посильности

ж) наглядности

з) профессиональной направленности

 

47. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения

 

1) совместной деятельности А) относительная свобода выбора целей, содержания и методов обучения преподавателями
2) индивидуальности Б) полнота понимания вопросов, проблемы
3) опоры на опыт обучающегося В) для каждого обучающегося разрабатывается индивидуальная программа
4) контекстности  
5) осознанности  
6) элективности  

 

48. Специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человека, необходимого для успешной профессиональной деятельности в какой-либо сфере, называется … образования.

 

49. На лекции акцент на системе доказательств проявляется в … функции

а) систематизирующей

б) развивающей

в) воспитывающей

г) убеждающей

 

50. Вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности) виды относятся к группе лекций:

а) по общим целям

б) по научному уровню

в) по дидактическим задачам

г) по способу изложения материала

 

 

51. Использование разнообразных средств, методов, технологий обучения для придания свойств профессиональной направленности относятся к правилам следующего принципа:

а) научности

б) связи теории с практикой

в) системности и последовательности

г) прочности знаний

д) сознательности и активности

е) доступности и посильности

ж) наглядности

з) профессиональной направленности

 

52. Требование к содержанию современного высшего образования, указывающее на возрастающую роль межпредметных связей, формирование у студентов целостного представления о научной системе (теории), ее структуре и ее отдельных элементах, соответствует … подходу.

 

53. Монологические, бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции относятся к группе лекций:

а) по общим целям

б) по научному уровню

в) по дидактическим задачам

г) по способу изложения материала


 

Учебное издание

 

Педагогика высшей школы

 

 

Конспект лекций

Часть 1

 

 

Кафедра педагогики и психологии

профессионального образования КГЭУ

 

 

Редактор издательского отдела

Компьютерная верстка

 

Подписано в печать

Формат 60х84/16. Бумага «Business». Гарнитура «Times». Вид печати РОМ. Усл.печ.л.. Уч.-изд.л.. Тираж 100 экз. Заказ

 

Издательский отдел КГЭУ, 420066, Казань, Красносельская, 51

Типография КГЭУ, 420066, Казань, Красносельская, 51

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные методы воспитания | Понятие управления и его виды. Государственное управление как разновидность социального управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.