Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовые нормы

Особое значение в функционировании системы механизма административно-правового регулирования имеют акты, которые включают в себя понятие нормативных и индивидуальных актов.

Система административных нормативно-правовых актов — взаимосвязанная и взаимозависимая совокупность норм и правил, выраженная в форме административных норм, обеспеченных мерами убеждения и государственного принуждения.

Особенности системы административных нормативно-правовых актов состоят в том, что они находятся в соподчиненной взаимосвязи друг с другом, тип связи определяется юридической силой этих актов.

Норма административного права, как и норма другой от­расли права, — это правило общего характера, конкретная мера возможного, должного или обязательного поведения участников управленческих отношений, установленная или санкционирован­ная государством, гарантирующая их реализацию специальны­ми мерами государственного стимулирования или принуждения.

Особенностью норм административного права является то, что они являются регулятором управленческих отношений, складывающихся в сфере деятельности органов исполнитель­ной власти, государственного управления. Нормами админист­ративного права может быть предусмотрена не только юриди­ческая ответственность, но и поощрение за образцовое выпол­нение своих служебных обязанностей.

Административно-правовые нормы способствуют реше­нию следующих основных задач:

1) упорядочение управленческих отношений и регулирова­ние функций в системе органов исполнительной власти, государ­ственного управления;

2) регламентация связей и отношений различных отраслей и сфер отраслевого и межотраслевого управления, координация и взаимодействие государственных органов власти и их обслу­живающих аппаратов с юридическими и физическими лицами;

3) закрепление научно обоснованных и рациональных отноше­ний между субъектами и объектами управленческой деятельнос­ти с целью их оптимизации и устойчивого динамического развития;

4) стимулирование, запретительные меры, определение сте­пени и порядка применения мер административного принужде­ния, включая применение видов наказания за административные правонарушения или освобождения от наказания.

Структура нормы административного права — способ и взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

Гипотеза административно-правовой нормы – это фактические условия, при которых реализуется правило поведения. По существу, это юридические факты, порождающие административно-правовые отношения.

Диспозиция — правило поведения сторон, предписываемое нормой. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права.

Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю. В административной правовой норме вместо санкции в зависимости от содержания нормы и условий ее применения может применяться поощрение.

Поощрение как элемент административно-правовой нормы есть публичное признание заслуг физического и юридического лица в выполнении им правовых обязанностей и общественно­го долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.

Административно-правовые нормы можно классифици­ровать по видам:

1) по содержанию, т.е. по типу регулируемых однородных

отношений;

2) по предмету регулирования;

3) по методу воздействия;

4) по форме предписания;

5) по способу действия.

По содержанию административно-правовые нормы объ­единяются в правовые институты, с их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения. Это прежде всего следующие группы (виды) норм:

1) регламентирующие порядок образования, функции, зада­чи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;

2) закрепляющие основные положения организации, функци­онирования и правовое положение государственных предприя­тий, учреждений и организаций;

3) устанавливающие оптимальные формы и методы реали­зации деятельности органов исполнительной власти, государ­ственного управления;

4) закрепляющие права, обязанности и ответственность граж­дан и их общественных объединений в сфере деятельности 5) закрепляющие и регулирующие основные положения принципы организации и деятельности института государственной службы;

6) регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

7) разрешающие вопросы административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания;

8) определяющие положения и принципы регулирования от­ношений между субъектами административного права в эконо­мике, промышленности, аграрном секторе, хозяйственной сфере, социально-культурной и административно-политической сфере и межотраслевом управлении.

По предмету правового регулирования они делятся на материальные и процессуальные нормы.

Нормы, регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и пол­номочий, называются материальными нормами.

Нормы, регламентирующие порядок реализации этих управ­ленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования реше­ния и порядок исполнения решения, называются администра­тивно-процессуальными нормами.

3. По методу воздействия на поведение субъектов управ­ленческих отношений:

1) обязывающие — содержат юридическое предписание дей­ствовать так, как предусмотрено нормой. Обеспечение законно­сти при применении мер административного принуждения в свя­зи с административным правонарушением;

2) уполномочивающие — например, в гл. 23 КоАП перечис­лены субъекты права, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;

3) запрещающие (например, вмешиваться в работу избира­тельной комиссии, комиссии референдума — ст. 5.2. КоАП);

4) стимулирующие — создающие условия должного поведения в сфере управленческих отношений или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2. КоАП), что также косвенно стимулирует законопослушность граждан;

5)согласительные административные процедуры также широко используются в регулировании управленческих отношений.

По форме предписания административно-правовые нормы бывают:

1) категорические (императивные);

2) рекомендательные (решения научно-консультативных советов при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров, обмен опытом и др.);

3)диспозиционные (регулирующие права и обязанности в рамках или диапазоне, предоставленных нормой права).

По способу действия (в пространстве, по времени и субъектам регулирования):

1) в пространстве (федеральные, региональные, местные, локальные);

2) по времени — с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;

3) по субъектам регулирования — в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, качающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.

Формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.

Наиболее широко используемая форма реализации — это соблюдение права, т.е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых адми­нистративно-правовой нормой.

Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов уп­равленческих отношений по выполнению предписаний, содержа­щихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное пове­дение субъекта управления может рассматриваться как упуще­ние, недобросовестность, халатность.

Использование права есть активное и добровольное совер­шение субъектами и объектами управленческих отношений пра­вомерных действий, которые связаны с реализацией субъектив­ных прав и обязанностей в сфере деятельности органов испол­нительной власти, государственного управления.

Применение права всегда носит активный, творческий, го­сударственно-властный, организующий характер, осуществляет­ся компетентными органами исполнительной власти, государ­ственного управления.

Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.

Требования к применению норм административного права:

1. Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти, государственного управления.

2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме права и в связи с конкрет­ными условиями ее реализации. Субъекты управления должны осуществлять свои функции и задачи с минимально возможными затратами ресурса.

3. Обоснованность применения нормы на основе досто­верных фактов. Обоснованность назначения административного наказания исчерпывающе регламентирована в гл. 4 КоАП «На­значение административного наказания».

4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена:

а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм;

б) рациональным разделением труда между субъектами от­ношений;

в) обоснованным распределением полномочий и компетен­ции между субъектами административно-правовых отношений;

г) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий;

д) использованием передового опыта.

5. Целесообразность применения норм административ­ного права объясняется характером деятельности органов ис­полнительной власти, государственного управления на основа­нии закона и во исполнение цели, заложенной в законе.

6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулиро­вания, так как позволяет реализовать каждому свои права, сво­боды, законные интересы в любой не запрещенной законом сфе­ре деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизм административно-правового регулирования. Административное право как учебная дисциплина | Административные правовые отношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.