Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верования восточных славян

Занятия восточных славян

Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (или подсечно-огневое) земледелие: на освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень). При этом использовали естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения зем­ли участок забрасывали и осваивали новый. Это требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие. Переложное земледелие схоже с подсекой, но связанно со сжиганием НЕ деревьев, а полевых трав.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие. Оно было основано на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся вплоть до начала XX в.

Славяне занимались также скотоводством и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развивались также ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля. Она развивалась как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество. Язычество – это обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов вообще произошло в глубокой древности – в эпоху верхнего палеолита,т.е.около 30 тысяч лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюциюобщественной жизни. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга.Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. До нас дошли по большейчасти христианские антиязыческие сочинения.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род как божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо,землю и подземную обитель предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов. У разных племен боги были схожи по типу, но различны по имени. При рассмотрении богов мы будем использовать их полянские имена.

В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Даждьбога (у других племен – Ярило, Хорс) и Стрибога – богов солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний». Перун особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.



В языческий пантеон входили также Велес (или Волос) покровитель скотоводства и храни­тель подземного мира предков. Макошь (или Мокошь) – богиня плодо­родия; и другие.

Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и прочими существами.

У исследователей нет точных данных о языческих жрецах. Видимо, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XI в. с христианством. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах – богам приносились жертвы, включая человеческие (слово «капище» произошло от старославянского «капь» – изображение, идол). По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре.

К X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного разви­тия славян.

Общественное устройствовосточных славян можно охарактеризовать как «военную демократию». Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в. н.э.) писал: «Эти племена не управляются одним человеком, а издревле живут в народоправстве. Поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща». Скорее всего, речь здесь идет о собрании общинников (т.е. мужчин-воинов), которое получило название «вече». На этих собраниях решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей – «военных предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Т.о., в рассматриваемый период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху военной демократии. Этот период предшествовал образованию государства.

Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща, приходит соседская (земледельческая) община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями. Но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.

Сведения о первых князьях мы получаем из «Повести временных лет». Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, например, в отношении полян им записана легенда о князьях-основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

В трудах арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куябе, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с поселениями на месте будущего Киева, второй – Новгорода, где жили ильменские словене. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Скорее всего, все центры представляли собой предгосударственные образования, включавшие в себя ряд племенных союзов. Однако эти местные княжения были мало связаны друг с другом, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним си­лам: единым хазарам и даже разрозненным варягам.

Обобщим сказанное выше

1. Миграции, контакты с местным населением и переход к осёдлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса.

2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

3. Усложнялись верования восточных славян. На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников – с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако всё более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.

4. Начался переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

5. До середины IХ вв. славяне сохраняли основы общинного строя: общинная собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевая демократия. В то же время происходили изменения, вызванные как собственным внутренним развитием славян, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Верования восточных славян

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения
  2. В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы
  3. В. Религия восточных славян
  4. Верования восточных славян
  5. Вопрос 34 Общественная мысль об историческом месте и судьбах России. Чаадаев, Герцен, славянофилы и западники в 30-е – 50-е годы. 1 страница
  6. Вопрос 34 Общественная мысль об историческом месте и судьбах России. Чаадаев, Герцен, славянофилы и западники в 30-е – 50-е годы. 10 страница
  7. Вопрос 34 Общественная мысль об историческом месте и судьбах России. Чаадаев, Герцен, славянофилы и западники в 30-е – 50-е годы. 2 страница
  8. Вопрос 34 Общественная мысль об историческом месте и судьбах России. Чаадаев, Герцен, славянофилы и западники в 30-е – 50-е годы. 3 страница
  9. Вопрос 34 Общественная мысль об историческом месте и судьбах России. Чаадаев, Герцен, славянофилы и западники в 30-е – 50-е годы. 4 страница
  10. Вопрос 34 Общественная мысль об историческом месте и судьбах России. Чаадаев, Герцен, славянофилы и западники в 30-е – 50-е годы. 5 страница
  11. Вопрос 34 Общественная мысль об историческом месте и судьбах России. Чаадаев, Герцен, славянофилы и западники в 30-е – 50-е годы. 6 страница




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.117.47
Генерация страницы за: 0.088 сек.