Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в период петровских реформ и проблема модернизации традиционного общества

Предпосылки петровских реформ:

1. Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа.

2. Российская промышленность развивалась, но по своей структуре была крепостнической. И по объёму, и особенно по техническому оснащению она значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

3. Сельское хозяйство отличалось традиционными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина.

4. Войско страны в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных.

5. Россию характеризовал сложный государственный аппарат.

Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Реализация его идеи предполагала решение двух основных проблем. С одной стороны – развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей. С другой – ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к тотальному огосударствлению общества.

Однако было бы упрощением представлять усилия Петра I как последовательное выполнение какого-то заранее задуманного плана. Чаще всего они носили спорадический характер в виде реакций на складывающиеся обстоятельства. Важнейшим стимулом реформаторской деятельности Петра I была необходимость победы в Северной войне (1700-1721), и как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т. д.

Введение нового административно-территориального деления. Система управления уездами из центра, унаследованная от XVII в., не обеспечивала эффективной борьбы с бегством крестьян. Эта система оказалась неспособной предотвратить Астраханское и Булавинское движения. Приказы и подчиненные им воеводы слабо справлялись со сбором налогов, так что недоимки росли из года в год.

В 1708-1710 гг. правительство провело областную реформу. Ее суть состояла в том, что между уездами, ранее непосредственно подчинявшимися центру, и приказами появились промежуточные административные единицы – губернии и провинции. Страна была разделена на восемь губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская). Во главе их были губернаторы. С 1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а последние – на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, т.к. все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к резкому росту местного бюрократического аппарата.

Рассмотрим реформы государственного управления.

Причины:

1. Требовалось создание нового госаппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующемся обществом.

2. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения высшей воли монарха необходима была совершенная государственная машина.

Отправляясь в Прутский поход, Петр I оставил в 1711 г. для управления страной Сенат. Созданный в результате эксперимента как временное учреждение, Сенат превратился со временем в высший распорядительный, судебный и законосовещательный орган. Практически Сенат, состоявший поначалу из 9 человек, назначавшихся царем, пришел на смену умершей естественным образом аристократической Боярской думе. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу лишь с общего согласия.

Коллегии. Когда исход Северной войны стал уже очевиден и можно было больше внимание уделять внутренним вопросам, Петр приступил к созданию новых органов исполнительной власти. В период 1717-1722 гг. на смену изжившим себя приказам стали приходить коллегии. Высшей коллегией был назван Сенат.

В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма являлось принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий». Завершающими штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца. В 1722 г. появился Устав о наследии престола, дающий право императору назначать себе преемника по своему усмотрению. Его появление во многом вызвано делом царевича Алексея, который в 1718 г. был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казне.

Административные реформы, сопровождавшиеся созданием иерархии учреждений и иерархии чиновников, вооруженных регламентами, уставами и наставлениями завершили возникновение в России бюрократии. Без бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство. Вопрос состоит в том, находится ли она под контролем общества, или действует бесконтрольно, превращаясь во всевластную организацию. Петр понимал подобную опасность бюрократии и пытался ограничить её всевластие при помощи бюрократических же учреждений – фискалата и прокуратуры. Им поручался контроль за чиновниками. Иных форм контроля монархический режим не допускал. Поэтому бюрократическая форма контроля дала ничтожные результаты как при Петре, так и его преемниках.

Военные реформы. Как известно, Северная война началась неудачно для России. В ноябре 1700 г. русская армия потерпела крупное поражение под Нарвой. С этого времени началась бурная деятельность по созданию нового типа армии – регулярной (постоянная армия, которая имеет единообразную, узаконенную государством систему комплектования, постоянную организацию прохождения воинской службы, штатное расписание частей и подразделений, единое обмундирование, вооружение).

Армия начала комплектоваться путем рекрутских наборов. С определённого числа крестьянских дворов брался один рекрут, который обязан был в качестве рядового нести службу, пока позволяло здоровье. Позже срок службы был ограничен 25 годами.

Ещё с 1699 г. началось комплектование регулярной армии путём насильственного набора «даточных людей». А с 1705 г. утвердился термин «рекрут». 19 ноября 1699 г. был издан указ о создании 30 пехотных солдатских полков.

Офицерский состав комплектовался из дворян. Все дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе. Содержание солдат и офицеров государство полностью взяло на себя. Т.о., армия стала профессиональной: воинская служба была теперь единственным занятием для солдат и офицеров. Происходило формирование профессионального военного образования.

В годы правления Петра I резко увеличилась численность дворянства – в 5 раз. Политика правительства была направлена на укрепления рядов, сплочение и численное расширение русского дворянства, его мобилизацию на укрепление государства.

Указ 1714 г. о единонаследии приобрел в этой связи особое значение. Он юридически уравнял поместья и вотчины, объявив все числившиеся за дворянами имения их наследственной собственностью. Закон в то же время допускал его наследование только одним из сыновей. Это должно было предотвратить дробление имений и распыление дворянского сословия. Однако подлинный смысл закона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству. Дворянские дети, не имея перспектив наследования, вынуждены были теперь связывать свое благополучие с получением образования и службой в армии, флоте или бюрократическом аппарате.

К указу о единонаследии примыкали законы, запрещающие производить в офицеры дворян, не прошедших службу рядовыми в гвардейских полках; жениться дворянским недорослям; покупать имения тем, кто нигде не служил и ряд других.

Особую роль в организации и консолидации дворянского сословия сыграло принятие 24 января 1722 г. Табели о рангах. Это – государственный закон, определявший порядок прохождения службы и устанавливавший иерархию служебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге – от личных способностей дворянина.

В трех разрядах службы – гражданской, военной и дворцовой – все должности разделялись на 14 рангов. Например, от 1-го высшего – канцлера в гражданской службе, до 14-го низшего – коллежского регистратора. Табель о рангах отделила чиновный класс от низшей бюрократии. При Петре чиновник уже с 14 ранга получал личное, а с 8-го (коллежский асессор) – потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось уже с 14 ранга – низшего офицерского чина прапорщика. Это давало возможность наиболее способным представителям т.н. «подлых» сословий пробиваться наверх по социальной лестнице. Т.о., политика правительства несколько ущемляя материальные права дворянства, мобилизовала его на службу государству и общесословным интересам.

Основное бремя модернизации страны, проходящей к тому же в экстремальных условиях войны, несло на себе крестьянство. Крестьяне составляли около 92% населения России. Десятки тысяч крестьян, насильственно мобилизованных государством, строили верфи, крепости, заводы, возводили на болотах новую столицу – Санкт-Петербург. Крестьяне составляли и основной костяк русской армии. На них давили постоянно растущие налоги, а также государственные и барские повинности.

Т.к. налоги собирались с каждого двора, то крестьяне и посадские люди, стремясь уменьшить уплату податей, нередко объединялись и несколькими семьями жили одним двором. Государство, проводя с 1718 г. перепись населения, перешло к подушному налогообложению. С 1724 г. многообразные налоги были заменены единой подушной податью (74 коп. с помещичьего крестьянина мужского пола и 1 руб. 14 коп. с посадского или государственного крестьянина). Данная налоговая реформа укрепила крепостничество, распространив его на новые слои общества – «гулящих людей» и холопов, которые ранее могли обрести свободу после смерти господина. Побочным результатом реформы стала ликвидация холопства. В процессе проведения реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, ясашные люди Поволжья и Сибири. Была создана своеобразная паспортная система. Крестьянин, уходивший на заработки далее 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт – бумагу от помещика с указанием срока возвращения домой. Паспортная система позволила ужесточить борьбу с бегством крестьян.

Т.о., налоговая политика правительства укрепила крепостничество, привела к сближению различных слоев крестьянства, усилила его эксплуатацию, особенно со стороны государства.

Церковная реформа, огосударствление церкви. Эта реформа затрагивала очень чувствительные стороны российской жизни и потому проводилась постепенно. В 1700 г. умер патриарх Андриан. Пётр I решил повременить с выбором нового патриарха, а для управления церковными делами в соответствии с «Духовным регламентом» в 1721 г. была создана государственная коллегия – Святейший Синод. Местоблюститель всё это время являлся Стефан Яворский. Т.о., патриаршество фактически было ликвидировано (хотя официально такого решения не принималось). Начался Синодальный период деятельности церкви, который продолжался до августа 1917 г. Синод занимался имущественными делами церкви, назначением высших должностных лиц – епархиальных архиереев, выполнял координирующие функции в области религиозного и нравственного образования и воспитания.

Ещё одна особенность церковной политики Петра I состояла в провозглашении манифестом 1702 г. веротерпимости, предоставлении иностранцам права беспрепятственно исповедовать свою религию и сооружать для этого храмы. Эта мера была обусловлена привлечением иностранных специалистов на русскую службу.

Создание Святейшего Синода означало полное подчинение духовной власти светской, церковь превратилась в одно из государственных учреждений и должна была напрямую обслуживать государственные интересы.

Черты европеизации были наиболее заметны в сфере культуры и быта. Дело не столько в том, что значительная и социально наиболее активная часть русского общества (дворянство, горожане, армия) переоделась в европейскую одежду, стала жить в домах, построенных в соответствии с европейской архитектурной традицией, а отчасти и в европеизированной городской среде и т.д. Дело в том, что все это в совокупности меняло сам уклад жизни, а следовательно, и мышление людей. Русское общество стало более динамичным, более восприимчивым ко всему новому. Освоение ценностей европейской культуры означало и знакомство с теми из них, в которых были заложены элементы гражданского общества, гражданского сознания, что привело к тому, что часть русского общества постепенно стала ощущать себя не только объектом, но и субъектом истории.

Конечно, все сказанное происходило постепенно, и еще долго европеизация и быта, и мышления носила поверхностный характер, а элементы новой культуры сосуществовали с традиционными представлениями и понятиями, образуя весьма причудливые сочетания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Различны взгляды историков на датировку смуты (начало и конец) | Губернская реформа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.