Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень жизни населения в России в конце XIX – начале XX вв

С.Ю. Витте на совещании министров 17 марта 1899 г., проходившем под председательством Николая II, отметил: «Если сравнивать потребление у нас и в Европе, то средний размер его на душу составит в России четвертую или пятую часть того, что в других странах признается необходимым для обычного существования». Это высказывание Витте относится к завершающей стадии промышленного бума, пережитого Россией в 1890-е годы. Отмечая, что промышленность России «увеличилась в последние 30 лет в 7 раз», Витте подчеркивал, что «рост потребностей страны далеко опережает успехи ее промышленного развития».

Уровень жизни, как известно, определяется соотношением двух составляющих: количеством благ, производящихся в стране, и численностью ее населения. Отметим, что население России с 1800 по 1908 гг. выросло почти в 4 раза (с 39 до 153,5 млн.).

Особого внимания заслуживает вопрос о продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни мужчин и женщин составляла в России в 1900-е годы соответственно 32,4 и 34,5, в Великобритании – 51,5 и 55,4; в США – 48,7 и 52,4.

Остановимся теперь на вопросе о грамотности населения. Выяснение этого вопроса важно не только для характеристики уровня жизни населения, но и для представления об интеллектуальном ресурсе модернизации, так необходимой для тогдашней России. Опять же приходится констатировать, что и здесь положение дел было малоутешительным по сравнению с развитыми странами. Там уже к началу 1900-х годов население почти сплошь было грамотным. В России же, согласно переписи 1897 г., грамотность равнялась 21,1% (29,3 для мужчин и 13,1% для женщин). К 1914 г. она достигла 27%, т.е. почти за два десятилетия рост составил всего лишь около 6%. Более двух третей населения оставалось неграмотным. Перспектива же в этом вопросе омрачалась тем, что в России значительно меньшим, чем в развитых странах, был охват школьным образованием подрастающего поколения. Кроме того, мизерными по сравнению с развитыми странами были расходы на образование на душу населения. В Англии они составляли 2 р. 84 коп., во Франции – 2 р. 11 коп., а в России – всего 21 коп.

Итак, приведенные данные и их анализ опровергают весьма распространенные ныне утверждения о том, что царская Россия развивалась весьма успешно, что если бы не было Первой мировой войны и Октябрьской революции, она могла бы догнать развитые западные страны. В действительности положение было не столь однозначным.

Революция 1905-1907 гг. стала первым крупномасштабным потрясением в ряду тех, которые пережила страна в начале XX в. Она явилась закономерным итогом всего пореформенного развития России, породившего острейшие и десятилетиями не решавшиеся проблемы.

Итак, предпосылки революции сложились в основном ещё в конце XIX в. Основной предпосылкой революции являлось сохранение ряда пережитков:

ü в политическом строе – самодержавие;

ü в социальном устройстве – сословный строй;

ü в социально-экономической сфере – нерешенные аграрный и рабочий вопросы.

Серьёзной предпосылкой стал общенациональный социально-политический кризис во всех своих проявлениях, развернувшийся в первые годы XX в. Большую роль сыграла неудачная русско-японская война.

Революция в целом потерпела поражение, поскольку самодержавие не было свергнуто, но революционные массы добились значительных результатов:

· несколько улучшилось положение крестьян, переставших выплачивать выкупные платежи, получивших право выхода из общины. Под руководством главы правительства П.А.Столыпина (1862-1911) началось проведение аграрной реформы.

· рабочие получил (по крайней мере, юридически) право создавать профсоюзы, проводить экономические стачки, повысилась их заработная плата. Незначительно, но сократился рабочий день. Так, средняя продолжительность рабочего дня всех рабочих фабрично-заводской промышленности в 1904 г. равнялась 10,6 часа. К кануну первой мировой войны средняя продолжительность рабочего дня снизилась и в 1913 г. составила 9,9 часа.

· частично реализовались гражданские права. В 1905 г. была отменена предварительная цензура.

Главными общественно-политическими завоеваниями революции стали:

* двухпалатный парламент, состоящий из Государственной Думы и Государственного Совета, который ограничивал законодательную власть императора;

* Основные государственные законы, которым формально должен был подчиняться и монарх.

Но, как известно, 3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена. Одновременно появился новый избирательный закон, резко перераспределявший голоса избирателей в пользу помещиков и крупной буржуазии. Третьеиюньский государственный переворот (новое Положение о выборах в Думу в нарушение Основных законов было утверждено царем без санкции Думы и Государственного совета) означал, по сути, поражение революции 1905-1907 гг.

В условиях нерешенности основных вопросов, поставленных революционными массами, рабочие, крестьяне, интеллигенция получили серьёзный опыт борьбы. В этой ситуации стал неизбежным новый революционный натиск.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIX – начале XX вв | Ход военных действий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.