Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великая Отечественная война: советский тыл, оккупация, сопротивление. Итоги победы СССР в войне

Готовность СССР к войне. В СМИ сегодняшнего дня утверждается, что, судя по большим потерям территории, населения, вооружения и военной техники в первые дни войны, СССР не был к ней готов, в чём было виновато как его руководство, так и государственный строй. Попробуем в этом разобраться…

Экономический и научно-технический потенциалы. За 1928-1940 г.г. доходы страны возросли более чем в пять раз, выработка электроэнергии – в 9,7 раз, добыча угля – в 4,7 раза, добыча нефти – в 2,7 раза, выплавка стали – более чем в 4 раза, а продукция машиностроения – в 20 раз. Были построены такие гиганты индустрии как Горьковский автомобильный завод, Сталинградский и Челябинский тракторные заводы, Уральский завод тяжёлого машиностроения и т.д. В Донбассе, Сибири, на Урале и Кольском полуострове развивалась добыча цветных металлов и, прежде всего, алюминия. На востоке страны в дополнение к Донбассу создавался второй угольно-металлургический комплекс, стремительно развивался и Карагандинский угольный бассейн. Особое внимание в стране уделялось развитию оборонной промышленности.

Моральный потенциал. На его формирование большое влияние оказала принятая в 1936 г. Конституция, законодательно закрепившая достижения страны, уравнявшая её граждан в правах и гарантирующая им определённые свободы. Опираясь на неё, пропагандировалось возвращение к патриотическим корням и идеям национального государства. Из единого центра (ЦК ВКП(б) до самых низов (первичные партийные организации) была сформирована, находящаяся под строгим контролем иерархическая структура воздействия на всю культурную и духовную жизнь общества, целенаправленно подготовлявшая народ к единству в условиях мира и войны. Велось воспитание масс в духе дружбы народов СССР, аргументированное историческими примерами, показывалось, что крайний национализм выгоден только эксплуататорам народных масс и враждебен последним. Из изложенного вытекал лозунг о необходимости защиты своего отечества – единственного в мире социалистического острова, окружённого со всех сторон враждебными ему империалистическими странами.

В конце 1934 г. была отменена карточная система и положение с продовольствием ежегодно улучшалась. Была ликвидирована безработица, расширялась сеть всесоюзных здравниц и учебных заведений всех уровней и т.п. С 1939 г прекратились не только необоснованные репрессии, но и после пересмотра дел началось массовое возвращение реабилитированных, только в 1939 г. их было 837 тысяч.

Подытоживая сказанное, можно утверждать, что развёрнутая в стране идеологическая работа обеспечила сплочённость народа в самых неблагоприятных для страны условиях, что в конечном итоге и позволило выиграть войну.

 

Трагическое начало войны поставило перед руководством страны чрезвычайно сложную задачу: переместить в глубокий тыл промышленные предприятия, оборудование, материальные ценности. Нужно было эвакуировать миллионы людей, разместить их, помочь в обустройстве. 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации, а 30 июня - Государственный Комитет Обороны. Уже к декабрю в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию было перемещено более полутора тысяч предприятий и 10 млн. человек. На новом месте в первую очередь разворачивалось производство.

На военное положение были переведены все рабочие и служащие: они объявлялись мобилизованными на период войны, рабочий день устанавливался в 11 часов при шестидневной рабочей неделе, сверхурочные становились обязательными, отпуска отменялись. Для снабжения тружеников тыла вводились продовольственные карточки. Нехватка мужчин компенсировалась за счет женщин и подростков.

Перелом в работе тыловой экономики произошел к лету 1942 г. На востоке СССР была создана новая военно-промышленная база. С этого времени Красная Армия получала вооружение, превосходившее немецкое не только в количественном, но и в качественном отношении (танки Т-34, истребители Як-1, Як-3, штурмовики Ил-2, минометные установки «Катюша»).

Горькая страница в историю советского тыла в годы Великой Отечественной войны вписана организаторами депортации целых народов – немцев Поволжья, карачаевцев, чеченцев, ингушей, крымских татар, калмыков, балкарцев и др. Почти все они подверглись выселению из родных мест в конце 1943-1944 гг., когда произошел коренной перелом в войне. Депортации продолжались и после победы. Обвиненные в измене и пособничестве оккупантам пополнили контингент спецпереселенцев, сосланных в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Так была создана почва для межнациональных конфликтов, возникших в 80-90-е гг.

В первые же месяцы войны под немецкой оккупацией оказались миллионы граждан СССР. Оккупанты ввели в действие так называемый план «Ост». «Расово неполноценные народы» (по терминологии авторов документа) – славяне, евреи, цыгане и др. – подлежали физическому уничтожению, превращению в рабов, угоняемых для работы. Концентрационные лагеря, карательные акции, казни – все это было элементом порядка, который фашисты установили на захваченных территориях. Трагедия людей, оказавшихся в оккупации, была тем масштабнее, что и после освобождения советские власти относились к ним с подозрением.

На оккупированных территориях активно действовало партизанское движение. К сопротивлению призывала директива СНК и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. 30 мая 1942 г. был создан Центральный штаб партизанских движений. Действия партизан приобрели организованный характер и с лета 1943 г. стали частью общевойсковых операций (например, операция «Рельсовая война» во время битвы на Курской дуге).

Эмиграция. Нападение Германии на СССР в июне 1941 г. расценивалось многими бывшими политическими деятелями царской России (Керенский, Милюков и др.) как катастрофа. Произошло дальнейшее размежевание эмиграции, причем некоторые враги СССР (Бунин и др.) перешли на его сторону. Даже такой заклятый враг как А.И.Деникин отказался сотрудничать с немецкой стороной и прекратил свои антисоветские выпады. Подавляющее большинство эмигрантов было на стороне СССР и делало все, что могло для оказания ему поддержки. Молодежь и люди среднего возраста шли в движение «Сопротивление», пожилые люди, имеющие возможность (знаменитый композитор-пианист С.Рахманинов, эстрадный певец А.Вертинский и др.), оказывали СССР материальную помощь.

В тоже время в ходе войны специальные подразделения СС, укомплектованные из эмигрантов, принимали активное участие в формировании национальных легионов, сражавшихся в рядах вермахта (например, «Казачий полк», несший охранную службу в Югославии и Северной Италии).

Церковь. В сегодняшних зарубежных и отечественных СМИ советский режим изображаются как гонители религии и разрушители храмов. До 1930-х годов подобные утверждения имели основание. Однако к началу 40-х годов отношение церкви и государства стали вполне лояльными.

Сразу же после выступления В.М. Молотова 22 июня 1941 г., митрополит всея Руси, Московский м Коломенский Сергий обратился с воззванием ко всем православным страны с призывом выполнения священного долга – защиты своего отечества. 26 июня в Богоявленском соборе Москвы был отслужен молебен «о даровании русскому воинству победы над чужеземными захватчиками».

В конце 1941 г. митрополит обратился к архипастырям и приходским общинам русской православной церкви с воззванием о сборе средств на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского, и к 25-й годовщине Октябрьской революции для этой цели было собрано свыше 8 млн. рублей и несколько килограммов золотых и серебряных вещей.

Проповеди и воззвания православных митрополитов распространялись среди населения оккупированных территорий. Сотрудничавшие с немцами священнослужители отлучались от церкви и предавались анафеме. Сотни православных священнослужителей совершали героические поступки во имя Родины, вплоть до непосредственного участия в партизанских операциях.

К 27-й годовщине Великой Октябрьской революции православная церковь передала правительству 200 млн. рублей. Свыше 5000 служителей были отмечены правительственными наградами.

С призывом к мусульманскому населению СССР о вступлении в ряды защитников Родины, в первые дни войны выступило Центральное мусульманское духовное управление страны.

Людские потери СССР в ходе Великой Отечественной войне. Одним из самых спекулятивных вопросов при фальсификации истории ВОВ является вопрос о понесенных в ходе ее людских потерях СССР.

Утверждение о существенном превышении людских потерь СССР по сравнению с немецкими, основано на ошибочной аргументации и некорректности сопоставления, поскольку потери сторон исчисляются по разным методикам. Так предполагается, что потери советской стороны могут быть определены как разность народонаселения за вычетом родившихся за этот период. По последним данным это соответственно 195, 170, 13 млн., т.е. потери должны составлять 38 млн. (по А.И. Солженицину – даже 44 млн.). Однако, определенные таким образом потери не учитывают: убыли гражданского населения за счет естественной смерти (по оценке специалистов – 13,7 млн.), эмиграции из СССР (включая бежавших с немцами предателей из числа местного населения), погибших по другим причинам, связанными с войной (при бомбежках, артобстрелах, от голода в блокадном Ленинграде и т.п.), уничтожения коренного населения карательными органами противника (по плану «Ост» подлежало уничтожению до 30 млн. коренного населения европейской части СССР).

Как видно из изложенного, примененный выше метод подсчета потерь, позволяет определить общую убыль населения СССР, но отнюдь не его военные потери, складывающиеся, как известно, из безвозвратных (убитые, попавшие в плен, без вести пропавшие, умершие от ран, болезней и других причин, связанных с пребыванием на фронте) и санитарных (эвакуированные раненные, больные, получившие бытовые травмы, отравившиеся и обмороженные). В 1993 г. на основании рассекреченных архивов Генерального штаба РККА и РККФ было опубликовано статистическое исследование по вопросу о людских потерях вооруженных сил СССР за время его существования, а в 1999 г. – дополнения и уточнения к этому исследованию, касающиеся периода ВОВ. Согласно указанным источникам, суммарные безвозвратные потери СССР за войну составляют 11,3 млн. человек, в том числе пленных – 4,3 млн. чел.

За последние годы опубликованы данные, уточняющие потери германской стороны (6,7 млн. чел.). Согласно новым данным, потери германской стороны в ВОВ составляют не менее 8,7 млн. человек. Т.о. соотношение потерь германской и советской сторон примерно 1,3 (11,3:8,7), что объясняется преимуществом первого удара. Уместно напомнить, что у других стран, подвергнувшихся неожиданному нападению Германии и оказавших ей сопротивление (Польша, Югославия), указанное соотношение еще выше.

За время войны пострадали сотни наших городов, было разрушено свыше 70 тыс. посёлков, сёл и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей. СССР потерял 30% материального богатства. Больше всего пострадало сельское хозяйство, потерявшее 60% от довоенного уровня производства валовой продукции.


Раздел 9. СССР во второй половине 40-х – конце 80-х годов ХХ в.

Лекции 13, 14

При изучении послевоенного периода истории СССР прежде всего нужно понять особенности этого времени. Необходимо иметь представление о положении страны после Второй мировой войны, из которой Советский Союз вышел державой, расширившей сферу своего военно-политического влияния и одновременно экономически ослабленной.

Необходимо иметь представление о причинах и содержании холодной войны (противостоянии бывших союзников по антигитлеровской коалиции в экономической, военной, политической сферах, в том числе в рамках локальных войн). Говоря о холодной войне, важно отметить ее влияние на внутриполитическую жизнь страны. Победа СССР в ходе Второй мировой войны привела к усилению проявлений культа личности И.В. Сталина. Ядерный шантаж, образование военных блоков, военные и политические конфликты в Китае, Корее и по поводу германского вопроса послужили оправданием для нового ужесточения внутриполитического курса в СССР. В этом смысле послевоенные меры характеризуются репрессиями против бывших пленных и граждан, находившихся в оккупации, расширением сети ГУЛАГа, ужесточением идеологического диктата.

Помимо утверждения сталинской модели социализма эти процессы обозначили начало борьбы за власть различных группировок в сталинском руководстве. Определенным выражением этой борьбы и реакцией на нее И.В. Сталина явился ХIХ съезд КПСС (именно на этом съезде в 1952 г. ВКП (б) была переименована в КПСС) с его кадровыми перестановками в руководстве страны.

Смерть И.В.Сталина 5 марта 1953 г. поставила вопрос о пути, по которому предстояло следовать СССР в дальнейшем.

При изучении периода между смертью И.В.Сталина и приходом к власти Н.С.Хрущева необходимо остановиться на альтернативах послесталинского развития страны. Процесс над Л.П.Берией и его соратниками, начало процесса реабилитации жертв репрессий и прекращение войны в Корее ознаменовали начало новой эры в истории СССР, получившей впоследствии название «оттепели».

В области внешней политики преемники Сталина видели многие тупики «холодной войны» и понимали необходимость поиска новых средств маневрирования на международной арене. Отсюда и расширение внешнеполитических связей и более гибкая дипломатия. В 1953-1956 гг. были установлены новые отношения с Китаем и восстановлены дипломатические отношения с Югославией (разорваны в 1948 г.). В мире начала завоёвывать популярность идея прямых контактов между главами государств и правительств, а не министрами иностранных дел. Пересмотр отношений с западными странами вышел на новый уровень. Постоянным мотивом советской внешней политики стал тезис о «мирном сосуществовании государств с различным общественным строем».

Одной из самых горячих точек мира конца 5О-х – начала 60-х гг. оставался Берлин. Возведение знаменитой стены (август 1961 г.) стало последним шагом в разделе Германии. Однако разногласиям ведущих держав по берлинскому вопросу предстояло отойти на второй план в общей картине международных отношений, поскольку в октябре 1962 г. произошел новый, наиболее глубокий после 1945 г. кризис, инициированный размещением советских ракет с ядерными боеголовками на Кубе.

Останавливаясь на процессе начавшейся во 2-й половине 50-х гг. десталинизации общества, основное внимание следует уделить ХХ съезду КПСС. На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда выступил Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе содержались собранные комиссией Поспелова сведения о массовых расстрелах и о депортации народов в 1930-40-е гг. Причины массовых репрессий связывались с культом личности Сталина, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

Итак, переходя к анализу ХХ съезда КПСС, можно убедительно сказать, что его «сенсации» не были только делом Хрущева. Вытекали они из курса согласованного в узком кругу руководства КПСС. Расхождения между членами этого круга состояли, главным образом в том, насколько и как можно радикально отмежеваться от прежнего курса, чтобы не понести политического поражения и не компрометировать самих себя. Наиболее далеко в этом направлении готов был пойти Хрущев.

Другим, однако, было настроение большинства населения. Это они искреннее плакали после смерти Сталина, чувствуя, что потеряли в нем «строгого отца». Они чувствовали фальшь партийной верхушки, которая еще несколько лет назад клялась, что каждое слово Сталина является для нее святым, а теперь отрекалась от него и обливала его грязью. Т.о. вопреки официальным утверждениям партийной верхушки о росте морально-политического единства советского народа вследствие свержения культа личности Сталина и клеймения его террора, в действительности начал углубляться разрыв, а потом возникать общественно-политическая пропасть между нижними слоями общества и руководящими.

Проводимая Хрущевым политика десталинизации, перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа Сталина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Маленковым, Молотовым и Кагановичем, попыталась сместить Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Хрущева.

Обновление аппарата власти. После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР Ворошилов, а его место занял Брежнев. Был смещен министр обороны Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Хрущева на посту лидера КПСС. Одновременно возрастал авторитет Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии.

Новая программа провозгласила вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия.

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку.

Экономический курс в деревне. Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономического курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства.

Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в агросферу средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г. - лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую государству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади).

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны - на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан - прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).

В 1958 г. была проведена реорганизация машинно-тракторных станций (МТС). Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно-технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, продажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтрализовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими цепами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло.

Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях. Начинается новый этап укрупнения колхозов. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы). В конце 50-х гг. стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. После визита Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

Реформа управления промышленностью. Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В начале 1955 г. Маленков - сторонник стратегии развития легкой промышленности - был вынужден покинута пост председателя Совета Министров. Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.) (В связи с ошибками, допущенными при составлении шестого пятилетнего плана (1956-1960 гг.) был разработан новый план, рассчитанный на семь лет).

На рубеже 50-60-х годов почти 3/4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы «А». Высокими тепами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.

Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промышленных предприятий. Развивались новые промышленные отрасли - радиоэлектроника, ракетостроение.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства - совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Социальная сфера. К концу 1950-х гг. произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине 50-х годов почти четвертая часть населения страны переселилась в новые квартиры.

Преобразования «хрущевского» периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором – Хрущевым. В октябре 1964 г. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

 

СССР во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Политика «перестройки»

Отмечая определенный успех консервативных сил после отставки Н.С.Хрущева, следует особое внимание уделить экономической реформе 1965 г., связав ее с именем А.Н. Косыгина, который на том этапе играл главную роль в формировании основных положений хозяйственной политики. Подчеркнув успех реформы на начальной стадии ее осуществления (1966-1967 гг.), необходимо заметить, что рост авторитета А.Н. Косыгина не входил в планы Л.И. Брежнева и его окружения. Дало себя знать и наследие сталинской «кадровой политики». Главной причиной постоянных сбоев в экономике оставалась «ведомственность», не существовало практически никакой серьезной прямой связи между соседними предприятиями и организациями, если они подчинялись разным министерствам. Таким образом, расширение допущенной самостоятельности предприятий плохо сочеталось с усилением административных и экономических полномочий ведомств.

На экономическую ситуацию в стране значительное влияние оказывало все усиливавшееся отставание Советского Союза от развитых стран в области внедрения в производство достижений НТР (научно-технической революции, начавшейся в мире в 1950-е гг.). Советское руководство обращало особое внимание лишь на открытия, которые могли увеличить советскую военную мощь. А открытие в 60-е годы нефтяных месторождений в Западной Сибири способствовало ликвидации стимулов к интенсификации производства: со второй половины 60-х гг. нефть начинает превращаться в основной экспортный продукт, и все социальные программы осуществляются за счёт притока «нефтедолларов».

При освещении политической жизни страны конца 60-х – начала 80-х гг., акцент целесообразно сделать на складывавшийся своеобразный «культ личности» Л.И. Брежнева. Рассматривая вопрос о принятии Конституции 1977 г., нужно выделить не только момент законодательного утверждения ведущей роли КПСС в жизни страны, но и указать на признание все возрастающего значения общественных организаций, активизации самоуправления во многих областях советской действительности. Новая Конституция констатировала построение в СССР «общенародного государства» и «развитого социализма».

В сфере внешней политики начало 70-х гг. отмечено радикальным поворотом в сторону реальной «разрядки» напряженности. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала нормализация отношений с Западной Германией. Решительный поворот произошел и в советско-американских отношениях. Значительным событием, закреплявшим «разрядку», стало подписание в 1975 г. в Хельсинки руководителями 33-х европейских стран (в том числе – СССР, США и Канады) Заключительного акта Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Давая характеристику политике «разрядки», необходимо выделять два ее компонента: экономические соглашения и соглашения об ограничении ядерных вооружений. Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. положил конец этому процессу.

При анализе черт внутреннего и международного положения страны в 1982-1984 гг. и подведении итогов эпохи «развитого социализма» в целом следует сделать вывод о провале попыток обновления форм социальной жизни. Усложнившиеся внутри- и внешнеполитические задачи СССР (эскалация ракетно-ядерной угрозы, афганская война, социальная апатия, идеологический кризис, бюрократизация, застой в технологиях и производстве товаров народного потребления и т. д.) требовали радикальных реформ, которые сдерживало руководство. Изменения, произошедшие в 1985 г., привели к ликвидации этого препятствия.

Вынужденный дать большой простор развитию гласности М.С. Горбачев на момент прихода к власти выражал интересы партноменклатуры (в первую очередь – партийный аппарат как таковой: работники обкомов, горкомов, райкомов партии; в широком смысле – социальная группа, представители которой занимали руководящие посты в сфере политики, экономики, культуры с одобрения партийных органов соответствующего уровня). Поэтому первые попытки реформ в 1985-1988 гг. немедленно натолкнулись на сопротивление той части партийного аппарата, которая не хотела приспосабливаться к новым условиям.

Была провозглашена политика «перестройки», но перестройки и улучшения социалистической системы. Высшее руководство страны было вынуждено в противовес консервативному большинству в верхах инициировать политическое движение вне партии: народные фронты, политические клубы, новые творческие союзы. С опорой на эту более широкую поддержку и была начата политическая реформа, важной вехой которой явился созыв в 1989 г. I Всесоюзного съезда Советов.

В начале 1989 г. внешняя политика знаменуется выводом советских войск из Афганистана. Вновь возникает вопрос об экономических источниках реформ, и внешняя политика начинает отражать растущую заинтересованность в иностранных инвестициях и технологиях. В 1989 г. происходит уход СССР из Восточной Европы и попытка использовать высвободившиеся средства для финансирования преобразований.

Переходя ко второму этапу «революции сверху», начатой ХIХ партийной конференцией и выборами народных депутатов СССР, необходимо уяснить взаимосвязь последующих событий: развития демократии и децентрализации СССР. На этом этапе перестройки «демократические окраины» оказались противостоящими «консервативному центру»; данное обстоятельство делает весьма сложной оценку развернувшихся конфликтов, в первую очередь национальных (трагические события в Нагорном Карабахе, Баку, Тбилиси, Вильнюсе, Средней Азии).

Внутриполитические кризисы 1990-1991 гг. в СССР в первую очередь были продиктованы стремлением Центра взять на себя исключительное право проводить реформы. В данном стремлении союзное руководство вынужденно опиралось на институты власти, еще слабо тронутые реформой, и поэтому сам характер преобразовательных попыток приводил лишь к размыванию власти. Декларация о независимости и суверенитете России, выборы президента Российской Федерации стали ответными шагами на диктат Центра. Следует заметить, однако, что идеализация российских властей будет такой же ошибкой, как и идеализация союзного Центра.

Закономерным итогом противостояния Центра и регионов явились события 19-21 августа 1991 г. – предпринятая неудавшаяся попытка выхода из кризиса путем введения авторитарного режима.

Ломка старой государственной машины сопровождалась ликвидацией социальной защищенности населения, что значительно усиливало позиции противников реформ или, точнее, того курса реформ, который, одновременно дублируя и противореча друг другу, проводили Центр и республики.


Раздел 10. Современная Россия. Становление новой российской государственности (1990 – 2000-е гг.)

Лекции 15, 16

Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения.

С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е.Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой «шоковой терапии». Были отпущены цены (решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливали производитель и продавец). Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий. Приватизационные чеки (ваучеры) имели номинал 10000 рублей. У приватизационных чеков был ограниченный срок действия, в течение которого они принимались в уплату за приватизируемые предприятия. По окончании срока действия ваучеры теряли свою ценность.

Первые итоги преобразований состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения – всего в 10-15 раз. Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции.

В декабре 1992 г. Верховный Совет добился отставки Гайдара, председателем правительства стал В.С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним. Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица.

В этой ситуации резко обострилось противостояние президента Ельцина и Верховного Совета, т.е. реформаторски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку «непримиримой оппозиции» (коммунисты и национал-патриоты). Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской политической системы, утвердится ли она на демократическом пути развития.

К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику. Верховный Совет такой вариант не устраивал, парламентарии вели дело к созданию парламентской республики с номинальным, не обладающим реальной властью президентом. Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество твердо поддерживает Президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский вариант конституционной реформы. Однако референдум не прекратил противостояния: на вопрос о необходимости досрочных выборов парламента избиратели ответили отрицательно. Открытое столкновение становилось неизбежным.

21 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент. Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парламент объявил этот указ неконституционным, а Президента низложенным. К присяге был приведен вице-президент Руцкой. Началось двухнедельное противостояние.

2-3 октября 1993 г. в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм Останкинской телебашни. В ответ Президент объявил о чрезвычайном положении и ввел в Москву войска. 4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы.

12 декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции России. Согласно Конституции, Россия является демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Президент получил весьма широкие полномочия. Но президентской республикой Россия в точном смысле слова не стала, ибо за Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в формировании правительства (председателя правительства назначает по предложению Президента Государственная Дума) и выносить импичмент Президенту. Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонациональный народ России, закрепила многопартийность, многообразие форм собственности, гарантировала широкий круг прав и свобод человека.

На выборах в Государственную Думу неожиданную победу одержала Либерально-демократическая партия Жириновского. На второе место вышел «Демократический выбор России» Гайдара. Удачно выступила КПРФ Зюганова. Т.о. итоги выборов отразили общественное недовольство ходом реформ.

Социально-экономическая ситуация после 1993 г. продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения.

Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г. – прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Росло значение дополнительных источников доходов, в т.ч. от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что платными становились отдельные услуги образования и здравоохранения.

Отношения исполнительной и законодательной власти в 1994 - 1995 гг. в целом складывались напряженно. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии.

В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора, по которому российские вооруженные силы из Чечни выводились. Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.

Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для Президента парламентских выборов 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом – Россия» - партия власти, возглавляемая Черномырдиным, оказалась лишь третьей.

Летом 1996 г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Зюгановым победил Ельцин. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999 гг. четырежды менялся глава правительства (В.С. Черномырдин – С.В. Кириенко – Е.М. Примаков – С.В. Степашин – В.В. Путин).

В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Росла преступность. В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии т.н. олигархов (крупных предпринимателей, тесно связанных с властью). Отношения Президента и правительства, с одной стороны, и парламента – с другой, имели в эти годы конфликтный характер.

Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.

Выборы в Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило движение «Единство», открыто заявлявшее о своей проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью группа «Регионы России», фракция Союза правых сил и др. Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве.

31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В.В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем у населения связана твердая позиция в чеченском вопросе. Летом 1999 г. террористические группы чеченцев и иностранных наемников вторглись на территорию Дагестана. В сентябре террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне.

Президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России семи федеральных округов и назначении в них полномочных представителей Президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.

Главными задачами первого президентского срока В.В. Путина было укрепление вертикали власти с целью предотвращения распада РФ и вывод страны из экономического кризиса.

Для укрепления власти центра страна была разделена на шесть федеральных округов во главе с полномочными представителями президента по федеральному округу, проведена сверка местного законодательства на предмет соответствия федеральному законодательству, из верхней палаты парламента удалены главы субъектов федерации, а на их места назначены представители глав субъектов федерации. Сами главы субъектов федерации составили Государственный Совет при Президенте РФ.

25 декабря 2000 года Федеральным конституционным законом установлен государственный герб РФ – на щите золотой двуглавый орел.

В марте 2004 В.В. Путин в ходе выборов был переизбран на второй президентский срок подавляющим количеством голосов – свыше 70%. В 2004–2006 гг. он продолжал решать поставленные перед собой задачи. Для укрепления власти в 2005 г. отменяются выборы глав субъектов федерации и вводится их назначение по представлению Президента и утверждение Законодательным собранием субъекта федерации. При этом законодательное собрание субъекта федерации получило право предлагать Президенту возможных кандидатов на пост главы субъекта федерации. В 2006 г. начал свою работу Общественный совет, куда вошли представители общественных организаций и известные стране люди.

В области экономики Путину удалось добиться профицита бюджета, снижения темпов инфляции до 10% в год, устойчивого роста экономики в 5–7%. В сентябре 2005 г. были провозглашены 4 национальных приоритета: доступное и качественное жилье; доступное и качественное образование; доступная и качественная медицина; развитие сельского хозяйства. По замыслу Путина эти проекты должны были бы создать устойчивый экономический рост и повысить качество жизни населения.

На думских выборах 2007 г. с подавляющим результатом победила партия «Единая Россия», которая набрала в Думе конституционное большинство (более ¾ собрания). В думу так же прошли партии КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия. Партия СПС распалась, партия «Яблоко» в Думу не прошла и вынуждена блокироваться с другими партиями. В марте 2008 г. на выборах победил Д.А. Медведев. Председателем правительства стал председатель партии «Единая Россия» В.В. Путин. В 2009 г. по инициативе Д.А. Медведева в конституцию внесены изменения: президентский срок увеличен до 5 лет, а время между выборами в Думу увеличено до 6 лет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика | Внешняя политика. Особенностью современной России является то, что, несмотря на свою уходящую в глубь веков историю, это новая страна
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.