Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. 1 страница

Гражданская активность как фактор модернизации // Модернизация и политика в ХХI веке / Отв. ред. Ю.С. Оганисьян. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. – С. 262–275.

3. Громов, И.А. Западная теоретическая социология / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенова. – СПб.: «Ольга», 1996. – 286 с.

4. Зомбарт, В. Социология / В. Зомбарт. – М.: УРСС., 2003. – 144 с.

5. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин.М.: Астрель, 2006. – 1176 с.

6. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 828 с.

 

1. Социальное изменение и социальное развитие как социологические категории

Социальное изменение – различие между состоянием социальной системы в определенный момент и состоянием той же самой системы в другой момент, на другом отрезке времени1.

Во-первых, может измениться состав системы. В обществе появляются люди, приехавшие из других стран; в политическую партию вступают новые члены; к социальному движению присоединяются тысячи новых сторонников; в правительстве ликвидируются департаменты, комитеты нескольких министерств.

Во-вторых, может произойти изменение структуры системы, то есть четырех сетей связей между элементами: взаимодействиями (интеракциями), интересами, нормами и идеями.

Типы изменений:

а) выявляются новые структуры взаимодействий в силу того, что люди устанавливают между собой новые контакты, входят в новые отношения друг с другом, объединяются в новые группы;

б) выявляются новые структуры интересов, поскольку люди богатеют или беднеют, добиваются власти или теряют ее, освобождаются от подчинения или попадают в зависимость;

в) образуются новые нормативные структуры в силу того, что люди начинают признавать новые ценности, руководствоваться новыми нормами, играть новые роли, наказывать и вознаграждать за нечто иное по сравнению с тем, что было раньше;

г) формируются новые структуры идей в силу того, что люди начинают верить в новых богов, принимают новые идеологии, получают новые знания о мире, видят самих себя в ином свете. Общество не остается неизменным, не застывает в старых, извечных формах, а подлежит постоянным преобразованиям.

Виды социальных изменений.

Революционные изменения – изменения, охватывающие все структуры.

Изменение функций, исполняемых элементами общества. Например, традиционная семья была многофункциональной группой: она осуществляла хозяйственные функции, функции воспроизводства человеческого рода, функции социализации, религиозные и иные функции.

Изменение границ системы. Например, две политические партии соединятся в одну, две промышленные корпорации сольются друг с другом или в ином масштабе – две семьи соединятся посредством брака, заключенного между их детьми.

Изменение в окружении системы. Например, наводнение разрушит дорожную сеть, и городок окажется отрезанным от мира и контактов с другими местами; урбанизация приведет к поглощению мегаполисом бывших пригородных деревень; захват, оккупация изменят геополитическое положение общества.

Социальное развитие: понятие и содержание. Отличительные черты процесса развития:

а) направление процесса имеет позитивный характер, то есть с течением времени поднимается уровень определенной переменной величины или комплекса составляющих переменных величин, на которые ориентирован данный процесс (например, когда растет численность населения, мы говорим о демографическом процессе; когда увеличивается общественное производство и общий валовой продукт, мы говорим об экономическом развитии; и т.п.);

б) направленная последовательность социальных изменений приводится в движение и действует, получая соответствующие импульсы, от механизмов, находящихся внутри данного общества – имманентных, эндогенных, замкнутых в рамках данного общества. Противоположностью эндогенных являются экзогенные факторы, которые находятся за границами рассматриваемой социальной системы, например: изменения климата, стихийные бедствия, природные катастрофы, эпидемии и т.п.

В обществе происходят направленные процессы дифференциации структур и функций – от простоты к сложности, от аморфности к определенности, от хаоса к организованности1.

Виды развития:

1. Однолинейное развитие, когда изменения всегда идут по одному и тому же пути, по регулярной, как бы заранее обозначенной траектории (так рассматривали историю эволюции социологи от Г. Спенсера до Т. Парсонса).

2. Многолинейное развитие, когда различные изменения имеют лишь сходный, приблизительно общий характер, но происходят различными способами, на разных путях и траекториях в зависимости от конкретных исторических или культурных условий данного общества (так, например, трактовали развитие общества неоэволюционисты в XX в.)

3. Скачкообразное развитие, когда после аккумуляции количественных частичных изменений наступает определенный порог насыщения, за которым выявляются принципиальные качественные изменения. В свою очередь, вновь накапливаются, накладываются друг на друга частные количественные изменения, чтобы в определенный момент достичь следующего порога.

2. Теоретические концепции социальных изменений

Социальная эволюция. О. Конт писал, что наша социальная эволюция фактически является лишь самым внешним итогом общего прогресса, который проходит беспрерывно через все живое царство от простых растений и самых низших животных, затем переходит по порядку к простейшим двуполым животным, потом подымается до птиц и млекопитающих, а среди последних мало-помалу доходит до плотоядных и обезьян; при этом необходимый перевес чисто органических функций повсеместно отступает все более и более на задний план, и, напротив, развитие анимальных функций в собственном смысле, главным образом, развитие интеллектуальных и моральных функций, все более и более стремится к достижению жизненного влияния, которое опять-таки, даже при высшем совершенстве человеческой природы, никогда не может быть достигнуто до конца. Таким путем обнаруживается... существенный характер нашего социального организма, если ограничиться сперва рассмотрением его чистостатического состояния и абстрагироваться от необходимого его движения. Но этот характер должен, естественно, еще яснее выступить при непосредственном изучении его постоянных изменений, как это легко подтверждает первая же общая оценка его постепенного последовательного хода развития1.

Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития общества к более сложным. Все общества проходят три стадии: примитивную, промежуточную и научную, которым соответствуют формы человеческого знания (теологического, метафизического и позитивного). Эволюция общества для него – это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.

Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных процессов: дифференциации структур и их интеграции на более высоком уровне. В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы.

Эволюционизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии – от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу.

Эволюционистский постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождение других – ускорено. Например, большинство европейских стран в ходе своего развития миновали такую стадию, как рабство.

Классический эволюционизм, исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития2.

Циклические теории и концепции культурно-исторических типов. Сторонниками концепций локальных цивилизаций и культурно-исторических типов являются всемирно известные исследователи О. Шпенглер, А. Тойнби, В. Щубарт, Ф. Нортроп, П.А. Сорокин и др.

Немецкий философ истории и культуры Освальд Шпенглер (1880–1936) в своей знаменитой работе «Закат Европы» подверг яростным атакам идею единства мировой культуры. Согласно Шпенглеру, именно культура является универсальной категорией в исследовании общества. Рассмотрение культуры как универсальной категории предполагает следующие направления: 1) культура как основа интеграции или дифференциации; 2) выявление роли культуры в поддержании социальной стабильности, преемственности, динамики развития (культура как система создания, хранения, распространения, обмена, потребления духовных ценностей). Его циклическая модель исторического процесса модифицируется признанием объединяющей роли «мировых проповеднических религий» (буддизм, христианство, ислам), которые и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. В работе «Закат Европы» он выдвинул концепцию культуры, которая рассматривается, во-первых, не как единая общечеловеческая культура, а как расколотая на восемь культур, каждая из которых вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена» – способа «переживания жизни»: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, а также пробуждающая русско-сибирская культура; во-вторых, как подчиненная жесткому биологическому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития; рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. На основе этой биологической ритмики в пределах общего цикла эволюции в каждой из вышеназванных культур выделяются два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно культура) и этап ее нисхождения (цивилизация). Эта же линия проводилась крупным британским историком и философом Арнольдом Тойнби (1899–1975) в его знаменитом 12-томном труде «Постижение истории». Тойнби – приверженец идеи многолинейного развития суверенных культур. Он утверждал, что тезис о единстве цивилизаций – это заблуждение. Автор насчитывает от 21 до 26 самостоятельных цивилизаций, единственное, что на его взгляд, может скрепить эти разноликие образования – это религия. Тойнби осуществил исследование на основе огромного фактического материала в форме «культурно-исторической монадологии», то есть на основе представлений о замкнутых дискретных единицах, на которые распадается историческое существование человечества и которое он называет «цивилизациями». Русский ученый Питирим Сорокин (1889–1968) создал оригинальную концепцию социологии культуры, считая, что подлинной причиной и условием закономерного развития общества или «мира социума» является существование мира ценностей, значений чистых культурных систем. Человек является носителем системы ценностей, а значит, представляет собой и определенный тип культуры. По мнению Сорокина, каждый тип культуры определяется социальной системой, культурными системами общества и самим человеком, носителем культурных значений. Тип культуры раскрывается в представлениях людей о природе существующего реального мира, о природе и существе их потребностей, и о возможных методах их удовлетворения.

Три главных типа культуры – чувственный, идеациональный и идеалистический. Чувственный тип культуры, основывается на чувственном восприятии мира человеком, который и является основным определителем эмоциокультурных процессов. Идеациональный тип культуры, характеризуется господством рационального мышления. Этот тип культуры, особенно характерен для стран Западной Европы. Идеалистический тип, характеризуется господством интуитивных форм познания мира. Если для мира современной культуры характерны увлечение наукой и господство материализма, то в будущем человечество должно отойти от этих ценностей и создать новый тип социокультурных процессов, основанных на ценностях религии и творческого альтруизма1.

Альфред Вебер разлагал историю на ряд всемирно-исторических культур, развивающихся по биологическому принципу: молодость, зрелость и упадок. Он рассматривал культуру и цивилизацию не как две противоположные фазы культурно-исторических ценностей, а как два относительно самостоятельных аспекта каждой из них – собственно духовный (религия, философия, искусство) и научно-технический. Кроме того А. Вебер выделял еще и третий аспект – социальный. Процесс развития каждой из выделенных Вебером культурно-исторических ценностей рассматривался как результат взаимодействия трех сторон: культурной, цивилизационной и социальной, где каждая из сторон играет «соопределяющую» роль в развитии двух других. Культурно-исторические ценности воплощаются у А. Вебера в жизненных единствах, называемых им «народами», которые являются реальными носителями всемирно-исторического процесса. Работы А. Вебера «История культуры как культур-социология» (1935 г.) «Третий или Четвертый человек» (1953 г.)1.

Социальная революция. В социологии «революция» – это происходящее в течение определенного (обычно короткого по историческим меркам) периода времени тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности общества – и экономической, и политической, и духовной, вообще коренной перелом в характере социальных отношений.

Центральным в марксистской теории социальной революции является вопрос о борьбе основных антагонистических классов. Из двух основных антагонистических классов один всегда является передовым, выражающим насущные интересы и потребности социального прогресса, другой – реакционным, тормозящим (исходя из собственных интересов) прогресс и упорно не желающим уходить с исторической авансцены. В чем состоит задача передового (для данной общественно-экономической формации) класса? Прежде всего, в перехвате исторической инициативы у своего антагониста и в сломе его гегемонии.

Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция – это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины.

Революции имеют три фазы: кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная, когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза 1.

Анализ развития западноевропейского общества на рубеже 19–20 вв. Э. Бернштейна доказывал отсутствие неизбежности революционного взрыва, который, по К. Марксу, должен был смести капиталистический строй и установить диктатуру пролетариата. Бернштейн доказывал, что статистические данные развития капитализма в Западной Европе свидетельствуют о противоположных тенденциях и показывают, что переход к социализму будет относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период.

Социологи, не связанные с марксистской традицией, также проявляли немалый интерес к проблемам социальной нестабильности и социального конфликта и именно через эту призму рассматривали все, что было связано с революцией.

Теория циркуляции элиты Вильфредо Парето. Любое общество делится на элиту (т.е. небольшую группу людей, обладающих наивысшим индексом деятельности в той области, которой они себя посвятили – прежде всего, в управлении) и неэлиту, т.е. всех остальных. Элита включает в себя два основных социальных типа: «львов» – тех, кто обладает способностью к насилию и не останавливается перед его применением, и «лис» – тех, кто способен манипулировать массами с помощью хитрости, демагогии и лицемерия. Процесс периодической смены их у власти образует своеобразную циркуляцию. Эта циркуляция носит естественный характер, потому что «львы» в большей степени приспособлены к поддержанию статус-кво при постоянных условиях, в то время как «лисы» адаптируемы, инновативны и легче заменяемы. Когда тот или иной тип задерживается у власти слишком долго, он начинает деградировать, если не уступит другому типу, или же не будет рекрутировать в свои ряды тех представителей низших слоев (неэлиты), которые обладают необходимыми способностями (тоже своеобразная «циркуляция», но уже персонального состава данного типа элиты). Эта деградация и создает революционную ситуацию, весь смысл которой, по сути, сводится к обновлению либо типа, либо персонального состава элиты. Другими словами, революция происходит тогда, когда не обеспечивается своевременная циркуляция элиты. Следовательно, одна из основных социальных функций революции заключается в прочищении каналов социальной мобильности. Если не происходит своевременной циркуляции элиты – мирным ли путем, с помощью ли насилия, – общество может просто погибнуть или, по меньшей мере утратить, национальную независимость.

Теории модернизации. Основной идеей классической теории модернизации была идея неизбежного перехода от «аграрного» общества к обществу «индустриальному». Этот переход в страны «третьего мира» несли страны «первого мира», которые уже в силу одного этого факта выступали в качестве «прогрессоров», «культуртрегеров» и «благодетелей». Теория модернизации в американской социологии была господствующей аналитической парадигмой для объяснения глобальных процессов, посредством которых традиционные общества достигали современного состояния.

1. Политическая модернизация включает в себя развитие ряда ключевых институтов – политических партий, парламентов, права участия в выборах и тайного голосования, которые поддерживали участие в выработке решений.

2. Культурная модернизация порождала секуляризацию и усиление приверженности националистским идеологиям.

3. Экономическая модернизация при рассмотрении ее отдельно от индустриализации (что возможно только в чистой абстракции), связывается с глубокими социальными изменениями – возрастающим разделением труда, использованием технических приемов менеджмента, усовершенствованием технологии и ростом коммерческих средств обслуживания.

4. Социальная модернизация включает растущую грамотность, урбанизацию и упадок традиционной авторитарности. Эти изменения рассматриваются с точки зрения возрастания социальной и структурной дифференциации.

В рамках этих теорий акцент делается на концепции, рассматривающей революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Речь идет о том, что наиболее благоприятная почва для революции создается в тех обществах, которые вступили на путь модернизации, но осуществляют ее неравномерно в различных сферах своей жизнедеятельности. В результате появляется разрыв между растущим уровнем политического образования и информированности достаточно широких слоев общества с одной стороны и отстающими от них уровнями экономических преобразований, а также развития политических институтов и их демократизации – с другой. Это и формирует условия для революционного взрыва.

Теория относительных деприваций Теда Гарра (сам термин «депривация», обозначающий состояние, возникающее вследствие ощущения лишений, обделенности чем-то важным, прежде активнее использовали психологи, нежели социологи). Гарр выработал «меру относительных лишений». Когда эту меру сопоставили с масштабами гражданской напряженности в тех же странах в период между 1961 и 1965 гг., была обнаружена довольно сильная связь, подтверждающая гипотезу автора о том, что чем выше уровень относительных деприваций, тем шире масштабы внутреннего насилия в данном обществе и тем оно интенсивнее используется.

Суть меры относительных лишений состоит в разрыве между уровнем запросов (УЗ) людей и возможностями достижения (ВД) того, что они желают. Здесь могут сложиться самые разнообразные ситуации:

1) падение ВД при постоянстве УЗ;

2) возрастание УЗ при постоянстве ВД;

3) падение ВД при одновременном возрастании УЗ.

Этот разрыв между УЗ и ВД вызывает в обществе состояние массовой фрустрации и создает чрезвычайно благоприятную почву для политического взрыва, ведущего к беспорядкам и насилию1.

3. Тенденции социального развития современного общества: от прогресса до кризиса

Социальный прогресс – процесс развития, направление которого оценивается позитивно, определяется признанными ценностями. Противоположностью прогресса является регресс, отдаляющий людей от таких признанных ценностей и приближающий их к ценностям противоположного характера.

Прогресс предполагает направленность процесса, то есть наличие изменений, которые каждый раз ведут к формированию иного, нового состояния общества; эти изменения должны идти таким путем, иметь такой характер, чтобы возникал эффект приближения общества к определенному идеальному состоянию. Три предпосылки заложены в самой основе идеи прогресса – это наличие процесса, его направленность и оптимизм.

В соответствии с этими условиями можно дать наиболее простое, общее определение прогресса: прогресс – неустанное, непрерывное, закономерное (основанное на правильном порядке вещей) движение человечества ко все более совершенным формам социальной жизни.

Изменение равно прогрессу при двух условиях:

- если оно станет предметом распространенной в каком-нибудь обществе (группе) позитивной оценки, которая будет дана ему в соответствии с определенными критериями;

- если относительная оценка будет иметь привязку к какой-либо группе (классу, народу), которая данную оценку формулирует. При этом то, что одна группа считает прогрессивным, другая – может вовсе не признавать таковым, даже, напротив, воспринимать это явление как противоположное – регресс.

Кризис – некое переходное состояние, кратковременное и прежде всего необычайная, нетипичная ситуация (фаза развития). А тем временем, когда мы теперь говорим об экономическом, политическом, экологическом, общественном кризисе, то все чаще имеем в виду прочную, длительную, постоянную, хроническую ситуацию, которая все чаще воспринимается как нормальное, типичное.

В обыденном сознании это находит выражение в таких подходах к действительности, как сомнения, разочарования, чувства потерянности, бессилия, утрата смысла жизни, неспособность к перспективному мышлению, разрыв с традициями и потеря чувства своей принадлежности к ним, уход в мир личных интересов и частных целей, игнорирование вопросов, касающихся всего общества. В мире социальных теорий это приводит к развитию релятивизма и субъективизма, к сомнениям в правильном и справедливом устройстве социальной жизни, к акцентированию роли случая, эмоции, к замене этических ценностей поверхностными эстетическими ощущениями.

Социология глобализирующегося пространства. Глобализация социальных связей – преобразование пространства и времени современного существования. Это влияние на повседневную жизнь людей действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной реальности, в которой протекает наша повседневная деятельность. Этот процесс начался около двух-трех веков назад, когда влияние Запада стало распространяться по всему миру.

Становление мировых социальных отношений тесно связано с крупномасштабным неравенством между индустриальными странами и странами третьего мира. Громадные расхождения в богатстве и жизненном уровне отделяют индустриальные страны от бедных государств третьего мира.

Большинство обществ третьего мира находится в регионах, переживших колониальное правление Запада. Многие из них стали независимыми государствами лишь после Второй мировой войны. Хотя большинство стран третьего мира по сравнению с индустриальными обществами крайне бедны, небольшая их часть (новые индустриальные страны) недавно пережили мощный экономический рывок.

Ежегодно в мире от голода и болезней, связанных с недоеданием, погибают миллионы людей. Однако, несмотря на быстрый рост населения, в мире производится достаточно продовольствия. Огромные массы продовольствия в западных странах уничтожаются или хранятся неопределенно долго, тогда как в других частях мира люди голодают. Уровень продовольственной помощи, регулярно оказываемой богатыми странами бедным, чрезвычайно низок.

Распространение мировых запасов продовольствия в значительной степени определяется развитием агробизнеса – индустриальных способов производства, обработки и хранения продовольствия. Фирмы агробизнеса, действующие в странах третьего мира, ориентированы на экспорт для западных рынков, а не на стимулирование местного сельскохозяйственного производства.

В понимание процессов, ведущих к глобальному неравенству, внесли свой вклад три теоретических подхода. Согласно теориям империализма и неоимпериализма, в качестве силы, стоящей за этими процессами, рассматривают экономические мотивы, стремление к расширению индустриального производства. Теория зависимости акцентирует внимание на способности индустриальных стран навязывать странам третьего мира свой тип взаимоотношений. Теория мировой системы описывает централизованную мировую экономику как систему связей между странами ядра, полупериферии, периферии и внешней арены.

Существенной чертой процесса мирового развития является возникновение транснациональных корпораций – компаний, действующих в двух или более странах, невзирая на национальные границы. Страны – участницы мирового экономического процесса стали взаимозависимыми в существенной степени вследствие деятельности транснациональных корпораций.

Изобретение телекоммуникационных технологий позволяет осуществлять мгновенную связь между различными частями мира. Достижения в области транспорта сделали возможным регулярный и быстрый межгосударственный обмен товарами. Вокруг этих новшеств возникли негосударственные структуры – организации, связанные с обслуживанием процессов, требующих международного сотрудничества и коммуникации.

Среди главных опасностей, ожидающих человечество в ближайшем будущем – угроза окружающей среде. Большая часть этой проблемы имеет глобальный характер и касается структуры земли как целого. Имеются три основных источника угрозы – утилизация отработанных материалов, загрязнение, истощение минеральных ресурсов. Судьба окружающей среды – это социальная, а не просто технологическая проблема. Активная атака человечества на окружающую среду является следствием развития и глобального распространения западных социальных институтов и той значимости, которую они придают постоянному экономическому росту.

Сегодняшнее ощущение того, что мы живем в едином мире, а существенной степени является результатом международной деятельности средств массовой информации и коммуникации. Программы телевизионных новостей представляют целую мозаику международных образов. Возникает мировой информационный порядок – международная система производства, распространения и потребления информационной продукции. Учитывая, что лидирующее положение в мировой информационной системе занимают индустриальные страны, многие полагают, что страны третьего мира оказываются объектом новой формы империалистической экспансии – империализма средств массовой информации1.


 

ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Ключевые понятия и термины: социальная система, социальная структура, социальные связи, социальные контакты, классовая структура, социально-классовая структура, индивиды, социальные группы, социальные организации, социальные институты, социальные страты, социальные классы, ценности.

План

1. Понятие социальной структуры общества. Классовый и стратификационный подходы к структуре общества

2. Социальные группы как структурные элементы общества

3. Институциональная структура общества

Основная литература:

1. Андреев, Ю.П. Социальные институты: содержание, функции, структура / Ю.П. Андреев, Н.М. Коржевская, Н.Б. Костина. – Свердловск: УрГУ, 1989. – 83 с.

2. Гидденс, Э. Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс // Социологические исследования. – 1992. – № 9.

3. Добреньков, В.И. Социология: В 3 т. Т. 2. Социальная структура и стратификация; Т. 3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2000. – Т. 2 – 536 с.; Т. 3. – 520 с.

4. Заславская, Т.И. Социальная структура современного российского общества / Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. – 1997. – № 2.

5. Зборовский, Г.Е. Общая социология: курс лекций / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург: УрГППУ, 1999. – 610 с.

6. Радаев, В.В. Социальная стратификация: учеб. пособие / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 318 с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные правила формулировки вопросов | Лекция 1. 2 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.