Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, метод, понятия и принципы информационного права

Для того чтобы дать определение самому понятию инфор­мационного права, необходимо рассмотреть вопрос о его предмете и методе.

Ядром предметной области информационного права яв­ляются общественные отношения. Информационные право­отношения возникают именно в рамках информационной сферы. Такие отношения неоднородны и включают в себя несколько групп общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразовани­ем информации (создание официальной информации, интел­лектуальной собственности);

2) отношения, связанные с хранением информации (за­щита информации, хранение информации с особым ре­жимом доступа);

3) отношения, связанные с передачей и распростране­нием информации (правовое положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети интернет и др. глобальных информа­ционных сетей);

4) отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфе­ре библиотечного и архивного дела).

Таким образом, предметом информационного права бу­дут являться общественные отноше­ния, возникающие в информационной сфере, а именно общественные отношения, возникающие в процессе созда­ния, преобразования, хранения, распространения и потреб­ления информации.

Все методы, характерные для информационного права, можно разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные методы основываются на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, одно­значной модели их поведения.

К императивным методам относятся:

1) метод повеления, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязан­ности совершать какие-либо действия (например, исполь­зование информации с особым правовым режимом);

2) метод запрета, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязан­ности воздерживаться от совершения каких-либо дейст­вий (используется для обозначения деяний, представляю­щих собой информационные нарушения).

Диспозитивные методы основываются на равенстве участ­ников правоотношений и на их возможности самостоя­тельно выбирать модель возможного поведения в информа­ционном праве.

В информационном праве используются следующие дис­позитивные методы:

1) метод дозволения, который заключается в предос­тавлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библио­течного и архивного дела);

2) метод согласования, который применяется при ре­гулировании правоотношений между равными субъекта­ми для достижения какого-либо согласия между ними (при­меняется в сфере интеллектуальной собственности);

3) метод рекомендаций, заключается в указании зако­нодателем предпочтительной модели поведения участни­ков информационных правоотношений (регулирование средств массовой информации);

4) метод поощрений, при этом законодатель предостав­ляет различные льготы, если субъекты информационного права выбирают предложенную законодателем модель по­ведения.

Рассмотрев предметную область информационного права и методы правового регулирования отношений, объекта­ми которых выступают информация, производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними, можно дать следующее определение информационного права - это сис­тема правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распро­странению информации и производных от нее продуктов.

Принципы информационного права:

1. Принцип приоритетности прав личности — органы государственной власти обязаны защищать права и свобо­ды человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распростране­ния любой информации, не ограниченной законом.

3. Принцип запрещения производства и распростране­ния информации вредоносной и опасной - запрет направ­лен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредоносной информации, которое может при­вести к нарушению стабильности и целостности государ­ства. При этом запрет может налагаться только законода­тельно.

4. Принцип свободного доступа к не ограниченной за­коном информации. Ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с ус­тановленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей об­щественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры накапливать, хранить информа­цию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установлен­ные сроки потребителям.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Консти­туцию Республики Беларусь и законодательство Респуб­лики Беларусь.

7. Принцип ответственности применительно к информа­ционно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

8. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя на основе ее овеществляемости. Этот прин­цип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с це­лью защиты интересов участвующих в нем сторон.

9. Принцип распространяемости информации основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве без измене­ния ее содержания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сообщения, осведомляющие о положении дел, о со­стоянии чего-либо» | Информационное право как наука и как учебная дисциплина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.