Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные правоотношения

Информационное правоотношение - это урегулирован­ное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, уста­новленных и гарантированных информационной нормой.

Информационно-правовые нормы регулируют обособ­ленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационным нормам присущи все основные характерные черты норм. Информационно-правовая норма состоит из: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при кото­рых могут возникать информационные правоотношения, и ука­зывает на круг субъектов - участников этих правоотношений.

Диспозиция - содержит предписание о том, как долж­ны поступать субъекты правоотношений, устанавливает их права и обязанности.

Санкция - устанавливает защиту прав и обеспечение исполнения установленных правил.

Элементы информационных правоотношений:

а) субъекты, вступающие в правоотношения при осу­ществлении информационных процессов;

б) поведение субъектов при осуществлении ими инфор­мационных правоотношений;

в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в ин­формационные правоотношения;

г) права, обязанности и ответственность субъектов право­отношений при осуществлении информационных процессов.

Классификация информационных правоотношений:

1) регулятивные и охранительные. Регулятивные - связаны с волевой деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распростра­нению информации, например доступ физических и юриди­ческих лиц к государственным информационным ресурсам. Охранительные - возникают в связи с совершением правонарушения. Данное правоотношение имеет место, когда возникают незаконные ограничения прав средств мас­совой информации;

2) материальные и процессуальные. Материальные- складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений, на­пример в результате реализации права гражданина или ор­ганизации на опровержение не соответствующих действи­тельности и порочащих их честь и достоинство сведений. Процессуальные - складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения, прекращения, например при оформлении граждан на допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям;

3) абсолютные и относительные (в зависимости от структуры связи между субъектами информационных пра­воотношений). Абсолютные- отношения, складывающиеся между зая­вителями и неопределенным кругом лиц после публикации сведений о выдаче патента, содержащих, в частности, на­звание и формулу изобретения или полезной модели или перечень существенных признаков промышленного образца и его изображение.



В относительныхинформационных правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противо­стоят точно поименованные лица. Например, отношения между работниками и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных.

Субъекты информационных правоотношений — это субъекты информационного права, под которыми пони­маются физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями предусмотренных информационным законодательством прав и обязанностей.

В правоотношениях, связанных с поиском и получением информации, которые складываются, прежде всего, по пово­ду использования информационных ресурсов, организации и деятельности средств массовой информации, на первый план выходят фигуры потребителей информации — граж­дане, организации, органы государственной власти и мест­ного самоуправления (потребители информации).

В правоотношениях, связанных с производством инфор­мации, которые складываются по поводу деятельности средств массовой информации, формирования информаци­онных ресурсов, рекламной деятельности, — издательства, ре­дакции средств массовой информации, рекламодатели, жур­налисты, органы государственной власти и самоуправления.

В отношениях, связанных с управлением информацион­ными процессами, которые складываются практически во всей информационной сфере, — органы государственного управ­ления в информационной сфере.

Под объектами информационных правоотношений пони­маются блага, существующие в формах информации, по по­воду которых возникает и осуществляется деятельность участ­ников этих правоотношений. При этом информация являет­ся благом особого рода, а документированная информация и информационные системы — благами материальными.

Содержанием информационных правоотношений являют­ся взаимные права и обязанности участников информацион­ных правоотношений.

К правам относятся:

правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически зна­чимых действий;

правомочия на чужие действия, заключающиеся в возможности требовать от обязанного лица исполнения воз­ложенных на него обязанностей;

правомочие на защиту, заключающееся в возможно­сти прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участником правоотношения своих обязанностей.

К обязанностям относятся:

необходимость совершать определенные действия или воздержаться от них;

необходимость исполнить требования управомоченного субъекта;

необходимость нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.

 

 

Тема 2. ПРАВО НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Информационные правоотношения

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. HRM и компании, широко использующие информационные технологии
  2. V. Стратегические информационные и суперкомпьютерные технологии
  3. Автоматизированные информационные системы - АИС
  4. Автоматизированные информационные системы в банках
  5. Автоматизированные информационные системы и технологии
  6. Автоматизированные информационные технологии в биржевом деле
  7. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ
  8. Административные правоотношения.
  9. Административные правоотношения: понятие, сущность и источники. Основные черты административного правоотношения. Структура административного правоотношения.
  10. Банковские информационные системы
  11. В зависимости от принадлежности к той или иной стороне правовой сис­темыправоотношения делят наматериальные и процессуальные, частные и публичные.
  12. Введение в информационные технологии




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.159.90.0
Генерация страницы за: 0.091 сек.