Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Энергетическая концепция природы опасности

Она основана на втором законе термодинамики:

* Любая система стремится к термодинамическому равновесию: все виды энергий стремятся перейти в тепловую, которая рассеивается и уходит в окружающее пространство.

Человек своей деятельностью стремится помешать этому. В результате в системе возникает энергетическая напряженность, которая при определенных обстоятельствах может реализоваться в опасность.

  1. Любая деятельность человека потенциально опасна потому, что она связана с различными энергетическими процессами, которые направлены на то, чтобы удержать систему от состояния полного термодинамического равновесия, к которому она самопроизвольно стремится. Мерой такого стремления является энтропия. Таким образом человек своей деятельностью стремится создать неустойчивую, а следовательно потенциально опасную систему.
  2. Опасность возникает в результате неконтролируемого выхода энергии, накопленной во всех объектах среды, а также в человеке.
  3. Опасность возникает в результате появления и развития причинно следственной связи условий, приводящих к нежелательному высвобождению использованной энергии и воздействии ее на людей и окружающую среду.

 

Инициаторы возникновения опасности: Ошибочные действия людей, отказы техники, неожиданное воздействие внешних факторов. Ошибочные действия человека обусловлены его недостаточной подготовленностью и недисциплинированностью. Отказы техники вызваны ее несовершенством или ошибочными действиями людей.

Все изложенное выше привело к тому, что природа взаимодействия человека и опасных факторов описывается аксиомой о потенциальной опасности, которая гласит: все действия человека, и все компоненты среды обитания обладают опасностью генерировать опасные вредные факторы.

 

Классификация опасных и вредных факторов.

 

  • 1-й класс – Физические: перемещение в пространстве человека, машин, частей оборудования, движение воздуха, температура, влажность, звук, ультразвук.
  • 2-й класс – Химические: химические вещества, которые присутствуют в окружающей среде в количествах, превышающих естественные, а также вновь синтезированные вещества.
  • 3-й класс – Биологические: патогенные микроорганизмы (которые могут приводить к заболеванию или смерти).
  • 4-й класс - Психофизические: различного рода перегрузки систем человека (нервные, физические перегрузки).

 

Для осуществления БЖД в системе «человек-среда» необходимо 5 видов совместимостей человека и окружающей среды:

1. Информационная совместимость: когда условие поступления информации соответствует психофизиологическим возможностям человека.

2. Биологическая совместимость: когда параметры окружающей среды отвечают нормальным требованиям, а следовательно обеспечивают нормальную жизнедеятельность.

3. Энергетическая совместимость: Когда необходимость выполнить, какую либо работу совпадает с оптимальными возможностями человека.

4. Пространственно-антропометрическая совместимость: когда рабочее место человека устроено с учетом размеров тела, возможностью обзора пространства и рабочего положения.

5. Эстетическая совместимость: когда обеспечиваются эстетические потребности, при любых видах деятельности.

 

Тема №2. Анализаторные системы человека и БЖД.

 

Для осуществления информационной совместимости человека и окружающей среды необходимо:

  1. Принять информацию.
  2. Переработать ее.
  3. Принять решение.
  4. Осуществить решение с помощью определенных действий.

Эти задачи выполняют анализаторные системы человека или анализаторы.

Виды анализаторов: зрительный, обонятельный, осязательный (тактильный), слуховой, вкусовой, температурный, болевой, виброанализатор, вестибулярный.

Каждый анализатор состоит из:

1. Рецепторы – особые клетки, которые способны воспринимать определенный раздражитель из окружающей среды.

2. Нервные проводящие волокна.

3. Участок коры головного мозга.

Механизм выполнения задач, которые связанны с информационной совместимостью.

У человека отсутствуют анализаторы на: ионизирующее излучение, электромагнитное излучение, ультразвук, ультрафиолетовое излучение и ряд химических веществ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные термины БЖД | Основные характеристики анализаторов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.