Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность мирового рынка и международной торговли

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства

Рынок характеризует масштабы разделения труда и служит индикатором общественных потребностей. Осуществляемая на нем реализация товаров и услуг определяет: насколько выпускаемый ассортимент продукции отвечает потребностям общества. Спрос дает информацию о том, в какой мере структура хозяйства опирается на внутренние потребности, и в какой она базируется на мировом рынке.

Мировой рынок в своей эволюции прошел несколько форм:

1. внутренний рынок – форма товарообмена, при которой все предназначенное для продажи сбывается потребителям данной страны.

2. национальный рынок – такая форма, при которой часть внутреннего рынка ориентируется на иностранных покупателей.

3. международный рынок – такая форма, при которой часть национальных рынков непосредственно связанна с зарубежными рынками.

4. мировой рынок - представляющий собой совокупность внутренних, национальных и международных рынков.

Мировой рынок имеет принципиальные отличия от национального рынка:

1) на мировой рынок поступают только конкурентноспособные товары.

2)действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость.

3) мировой рынок в большей степени подвержен монополизации за счет господства ТНК (Транснациональные корпорации).

4) решающее влияние на мировой рынок могут оказывать не экономические, а политические факторы.

5) расчеты осуществляются в свободно конвертируемой валюте и международных счетных единицах.

6).мировой рынок бездефицитен: объем предложения чаще всего превышает объем спроса, который характеризуется при этом достаточно высокой ценовой эластичностью. Это объясняется тем, что на мировом рынке представлено существенно большее число товаров- заменителей, нежели на любом из внутренних рынков.

7).мировому рынку свойственна высокая степень динамизма.

8).мировой рынок отличается возрастанием жесткости конкурентной борьбы, что заставляет его участников решать проблемы постоянного повышения конкурентоспособности производимой ими продукции.

Главным внешним признаком существования мирового рынка – передвижение товаров и услуг между странами, т.е. международная торговля.

Международная торговля представляет собой форму связей товаров между производителями разных стран, возникающих на основе международного разделения труда, и выражающих их взаимную экономическую зависимость. Международная торговля - совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами.

Международная торговля состоит из двух встречных потоков: экспорта и импорта.

Под экспортом понимается – вывоз за границу товаров, технологий, услуг для их реализации на внешнем рынке. При экспорте страна получает выгоду, измеряемую разницей между более высокой мировой ценой и более низкой внутренней ценой.

Импорт – ввоз товаров, технологий, услуг для их реализации на внутреннем рынке, а так же для транзитов третьих стран. При импорте происходит экономия внутренних затрат на основе отказа от национального производства того или иного вида товара, так как цены на ввозимые из-за рубежа товары ниже по сравнению с издержками их производства внутри страны.

Классификация видов экспорта и импорта

 

Экспорт Импорт
1)Вывоз товаров, изготовленных в данной стране;   2)Вывоз сырья, полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; 3)Вывоз товаров раннее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах и товарных биржах; 4)Временный вывоз за границу национальных товаров на выставки и ярмарке с последующим возвратом, или вывоз раннее ввезенных иностранных товаров; 5)Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК. 1)Ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке; 2)Ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов и деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу; 3)Обратный ввоз из-за границы раннее вывезенных национальных товаров;   4)Временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки и аукционы;   5)Ввоз продукции в рамках ТНК.

 

Мировой товарооборот рассчитывается как совокупный экспорт всех стран мира. Такая методика подсчета, обусловлена тем, что экспорт товаров всех стран мира, одновременно является импортом этих стран.

Международная торговля включает в себя торговлю товарами у услугами. Среди товаров выделяют:

· сырьевые товары – продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты, а также любые полезные ископаемые, стоимость которых, лишь в незначительной степени зависит от отработки.

· Полуфабрикаты – продукты, требующие дальнейшей обработки или включенные в состав других продуктов

· Готовые изделия – все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудование для промышленности сельского хозяйства и транспорта, промышленные товары не длительного пользования, применяемые в промышленности в качестве материалов.

Среди торгуемых услуг выделяют следующие услуги:

• Транспорт (грузовой, пассажирский)

• Поездки (деловые, личные)

• Связь

• Телекоммуникации

• Строительство

• Страхование

• Финансовые услуги

• Компьютерные и информационные услуги

• Роялти и лицензионные платежи

• Прочие бизнес-услуги (посреднические, лизинг)

• Культурные и рекреационные услуги (в т.ч. аудио-визуальные услуги)

• Сравнительно новым видом услуг являются информационные технологии, которые не требуют миграции физических лиц, не требует крупных капиталовложений для создания коммерческого присутствия: это электронная торговля, которая создает принципиально новые возможности активизации участия разных групп стран в мировой торговле.

Специфика торговли услугами связана с тем, что большинство видов услуг нельзя экспортировать в чистом виде, так как процесс производства услуги и процесс ее потребления нельзя разделить во времени. В связи с этим Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) выделяет четыре способа осуществления торговли услугами:

1. трансграничная торговля, когда национальные потребители покупают услуги у зарубежного поставщика;

2. торговля на основе коммерческого присутствия, когда иностранная компания создает филиал или приобретает национальную компанию в форме трансграничных слияний и поглощений, т.е. организует производство в принимающей стране и продает услуги национальным потребителям;

3. потребление услуг за рубежом, т.е. потребители данного государства покупают услуги за рубежом (например, при выездном туризме);

4. при миграции физических лиц, когда иностранные физические лица оказывают услуги потребителям другого государства (например, строительство гостиниц силами иностранных рабочих).

Международная торговля с 80-х годов 20 века претерпела существенные изменения, и в современных условиях отличается следующими тенденциями.

- Неравномерные темпы роста отдельных товарных групп. Торговля промышленными товарами отличается более высокими темпами роста по сравнению с темпами роста торговли продовольствием и минеральным сырьем.

- Сократилась доля сырья, топлива и продовольствия в 2 раза, а доля готовых изделий и полуфабрикатов увеличилась в полтора раза;

- Быстрый рост доли продукции с более высоким уровнем технологий в товарной структуре экспорта развивающихся стран (их участие в 90-е годы в МРТ ограничивалось трудоемкими товарами);

- Изменение географического распределение торговых связей в мире в сторону их смещения из развитых стран и стран с переходной экономикой в развивающие государства.

- Рост количества интеграционных группировок в мире приводит к увеличению доли преференциальной торговли.

- Более высокие темпы развития торговли услугами по сравнению с торговлей товарами. Преобладающая роль в торговле услугами принадлежит развитым государствам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Мировой рынок и международная торговля | Мировые цены
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.