Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение 3.2.3

Определение 3.2.2

Задача (3.2.1)–(3.2.5) называется несбалансированной транспортной моделью (задачей).

Задача (3.2.1)-т-(3.2.5), в которой ограничения (3.2.2)–(3.2.4) имеют вид равенств, называется сбалансированной транспортной моделью (задачей).

Покажем, что любую несбалансированную транспортную модель можно свести к сбалансированной.

Пусть суммарное предложение больше суммарного спроса, т.е.

(3.2.6)

Введем фиктивного () -го потребителя, спрос которого

,

а тариф на перевозку этому потребителю от всех поставщиков равен 0.

Очевидно, при этом неравенства (3.2.2) и (3.2.3) перейдут в равенство, и к ним добавится ограничение (равенство) для ( )-го пункта потребления.

Естественно, что в реальных задачах суммарное предложение может быть меньше суммарного спроса, т.е.

(3.2.7)

Транспортные задачи, содержащие ограничение (3.2.7), также являются несбалансированными и могут быть сведены к сбалансированным с помощью ввода фиктивного ()-го поставщика, предложение которого

стоимость перевозки от ()-го поставщика нулевая,

Неравенство (3.2.7) перейдет в равенство

Рассмотрим сбалансированную транспортную задачу

(3.2.8)

(3.2.9)(3.2.10)(3.2.11)(3.2.12)

Как отмечалось выше, для решения задачи может быть применен симплекс-метод, но ее особая структура (все ограничения имеют вид равенств, в которые неизвестные входят с коэффициентами, равными 1) позволяет решать ее более простыми методами.

Для решения транспортной задачи составляют транспортную таблицу (табл. 3.2.1).

Таблица 3.2.1

В левой колонке и верхней строке таблицы записаны соответственно номера поставщиков и потребителей. В правой колонке и нижней строке записаны, соответственно, предложения каждого поставщика и спрос каждого потребителя. В правом верхнем углу клетки, стоящей на пересечении -й строки и -го столбца, стоит тариф на перевозку от -го поставщика -му потребителю (, ).

Решение транспортной задачи записывают в клетки транспортной таблицы: на пересечении -й строки и -го столбца записывается значение .

Решение транспортной задачи, как и решение ОЗЛП, состоит из двух этапов:

1 этап. Нахождение начального плана перевозок (), ; , удовлетворяющего ограничениям (3.2.9) – (3.2.12);

2 этап. Улучшение начального плана перевозок и получение оптимального плана перевозок (),; , доставляющего минимум функции (3.2.8).

Заметим, что общее число неизвестных в транспортной задаче равно . Уравнения (3.2.9), (3.2.10) не являются линейно-независимыми, так как их правые части связаны условием (3.2.11). Чис­ло линейно-независимых уравнений в ограничениях транспортной задачи равно, следовательно, не , а . Таким образом, число неизвестных больше числа связывающих их уравнений так же, как и в основной задаче линейного программирования.

Систему уравнений (3.2.9), (3.2.10) можно разрешить относительно базисных переменных. Остальные переменных являются свободными. Каждое решение транспортной задачи находят следующим образом: свободные переменные полагаются равными нулю, а базисные переменные находят из системы ограничений (3.2.9) – (3.2.10). Полученное решение проверяют на оптимальность. Если решение неоптимально, то осуществляют переход к новому решению путем изменения списка базисных переменных. Эти действия повторяют до тех пор, пока не будет получено оптимальное решение, доставляющее ми­нимум целевой функции (3.2.8).

 

3.3. Определение начального плана транспортировок. Методы "северо-западного" угла, минимального элемента, Фогеля

 

Рассмотрим три метода нахождения начального решения транспортной задачи: метод "северо-западного" угла, метод минимального элемента и метод Фогеля.

Метод "северо-западного" угла

Шаг 1. Составляют транспортную таблицу.

Шаг 2. Транспортную таблицу начинают заполнять с левого верхнего (северо-западного) угла. При заполнении двигаются по строке вправо и по столбцу вниз. В клетку, находящуюся на пересечении первой строки и первого столбца, помещается максимально возможное число единиц продукции, разрешенное ограничениями на предложение и спрос: . Если , то и предложение первого поставщика полностью исчерпано. Первая строка вычеркивается, и двигаются по столбцу вниз. В клетку, находящуюся на пересечении первого столбца и второй строки, помещается максимально возможное число единиц продукции, разрешенное ограничениями на предложение и спрос: . Если , то . Спрос первого потребителя удовлетворен. Первый столбец вычеркивают и двигаются по второй строке вправо. Заполнив клетку, стоящую на пересечении второй строки и второго столбца, переходят к заполнению следующей третьей клетки второй строки, либо второго столбца. Процесс продолжают до тех пор, пока не исчерпается предложение и не удовлетворится спрос. Последняя заполненная клетка находится в последнем -м столбце и последней -й строке.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение 3.2.1 | Пример 3.3.1. Определить начальное решение по методу северо-западного угла для транспортной задачи из примера 3.1.1.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.