Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Функциональная структура психики

В.А. Ганзен применил системный подход к анализу психики человека. Основные положения концепция функциональной структуры психики человека:

1. Функциональным свойством психики человека в норме является целостность.

2. Объединяющим фактором для обеспечения целостности является сознание, которое выполняет функцию интегрирования (обеспечивает связь между отдельными психическими явлениями, а также объединяет человека с объективной реальностью).

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В П. представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. На уровне человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего — в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего — в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и т. п.

 

Схема 1. Функциональная структура психики

Психика выполняет 2 основные функции: Отражение. Регулирование.

Эти функции психики едины, хотя и противоположны по направленности.

Сознание + внимание + память – выполняют функцию интеграции.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его “внутреннем опыте” и предвосхищающих его практическую деятельность. С. характеризуется: активностью; интенциональностью (направленностью на предмет; способностью к рефлексии, самонаблюдению.

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Внимание и память являются сквозными и участвуют во всех психических процессах.

Перцепция + ощущения + восприятие – выполняют функцию реактивного отражения, это форма непосредственного отражения.

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Мышление + представление + речь – функция активного отражения.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Мышление не копирует явление, а позволяет проникнуть в его сущность путем активного преобразования информации. Преобразование происходит в образной (представление) и знаковой (речь) формах.

Представления — образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения.

Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

Воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта (отражение окружающей действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях).

Аффект + эмоции + чувства – функцию реактивного (адаптационного) регулирования. Аффект – это целостная психическая реакция, которая существует в двух формах.

Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Воля + мотив + действие – функция активного регулирования. Воля – это активное регулирование при помощи волевых действий.

Воля — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Мотив — 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Мотив – осознанная, опредмеченная потребность, выполняющая роль побудителя к действию.

Действие — единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Левая часть схемы соответствует аффективно-волевой сфере личности. Индивидуальные особенности этой сферы проявляются в темпераменте и характере.

Правая часть схемы соответствует перцептивно-познавательной сфере личности, которые отражены в индивидуальных особенностях способностей и интеллекта.

Функции нижней части есть и у животных. Функции верхней части имеются только у человека.

Входом в психику является ощущения, которые сопровождаются эмоциональной оценкой. Выходом из психики является действие и речь. (моторные, физические и внутренние, психические).

Психика обеспечивает не только объединение человека со средой, но и выделение из нее, т.е. осознание своей индивидуальности, своего Я.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы исследования в психологии | Лекция 3. Психика и мозг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.