Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 23. Общение как коммуникация

Коммуникация – это обмен информацией с помощью различных знаковых систем.

Обмен информацией в человеческом общении имеет свои особенности:

1) в процессе общения участвуют два и более индивидов, каждый из которых является активным субъектом;

2) обмен информацией обязательно предполагает (взаимо)воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров;

3) общающиеся должны обладать единой или сходной системой кодирования/декодирования сообщений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые средства общения).

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: письменная и устная.

Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной заключается в экономности, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатки устного выражения мысли — речевые ошибки, многозначность.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. В ходе общения информация претерпевает различные изменения: она формируется, уточняется, развивается. Это не только прием и передача информации, каждый собеседник стремится «завоевать» внимания, проявить активность, повлиять на другого.

В ходе передачи речевого сообщения осуществляются кодирование и декодирование информации. Коммуникатор осуществляет кодирование информации, а реципиент – декодирование информации.

 

 

Схема передачи и восприятия сообщения

 

С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения данная схема «Коммуникатор – Сообщение – Реципиент» асимметрична.

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда включится механизм обратной связи, и произойдет смена «коммуникативных ролей» («коммуникатор», «реципиент»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит обогащение, развитие информации.

В ходе общения люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов – побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть различной: а) активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении, б) интердикция, т.е. побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности, в) дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры.

Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.

1. К барьерам понимания относятся фонетическое непонимание (невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов), семантическое непонимание (различия в системах значения (тезаурусах) участников общения), стилистический барьер (несоответствиестиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.), логический барьер (когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства).

2. Причиной барьеров социально-культурного различия могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

3. Барьеры отношения — это психологический феномен, основанный на возникновении чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

Невербальное общение — это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

Невербальная коммуникация выполняет следующие функции:

1) создание и поддержание психологического контакта;

2) регуляция процесса общения;

3) дополнение речи, придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;

4) замещение речи;

5) репрезентация эмоциональных состояний и оценок партнеров по коммуникативному процессу.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) акустическую, 3) систему организации пространства и времени коммуникативного процесса, 4) тактильную, 5) визуальный контакт, 6) ольфакторную.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция; лица – мимика; позы – пантомимика). Общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика (наука, изучающая движение рук, ног, головы, туловища).

К этой же системе знаков относят различные кожные реакции (покраснение, появление пота) и другие вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

Акустическая система включает в себя паралингвистические и экстралингвистические сигналы. Паралингвистическая система — это система невербальных средств общения, связанных с речью (качество голоса, его диапазон, интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте). Экстралингвистическая система — система невербальных средсв общение, не связанных с речью (включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, вздохов, скрежета зубов, «шмыганья» носом). Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.

Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.

Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций, которые получили название хронотопов. Описаны, например, хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др.

Тактильная система знаков включает в себя различного рода физические воздействия на партнера по общению, например, контактный танец, рукопожатие, хлопание по плечу, объятия, поцелуи и другие прикосновения (наука такесика).

Ольфакторная система знаков включает в себя такие средства невербального общения, как приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 22. Проблема общения в социальной психологии | Лекция 24. Общение как взаимодействие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 10533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.