Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 25. Конфликтное взаимодействие

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Причиной конфликтов могут быть неадекватная самооценка и неадекватные представления людей, несоответствие социальных ролей, групповая дискриминация, ограниченность ресурсов, подлежащих распределению.

Понятийная схема конфликта включает четыре основные характеристики: функции, типологию, структуру и динамику конфликта и стили поведения, возможные в конфликтной ситуации.

Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции.

К позитивным функциям конфликтов относятся:

― разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (установление взаимопонимания, но только при социальном контроле за ходом конфликта);

― информационная и связующая функции;

― сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);

― стимулирование к изменениям и развитию (поиск новых путей и аргументов в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии);

― снятие синдрома покорности (высказывание ранее скрываемых идей, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);

― диагностическая функция (выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).

К негативным функциям конфликта относятся:

― большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;

― исключение из группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;

― уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;

― неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о врагах;

― утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.

Конфликты можно классифицировать по разным основаниям.

1. В зависимости от способа разрешения конфликты бывают: антагонистическими и компромиссными.

2. В зависимости от природы возникновения конфликты делятся на социальные, которые делятся на: межгосударственные, национальные, этнические, межнациональные; организационные и эмоциональные (личностные).

3. В зависимости от направления воздействия конфликты делятся на вертикальные и горизонтальные.

4. В зависимости от преобладания последствий для участников конфликты бывают конструктивными и деструктивными.

5. В зависимости от степени выраженности делятся на открытые, скрытые и потенциальные.

6. В зависимости от количества участников конфликты бывают: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Структура конфликта описывается по-разному различными авторами, но основные элементы принимаются всеми: конфликтная ситуация, участники, позиции участников, объект, предмет, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Характеристики этих элементы зависят от типа конфликта.

Структуру конфликта можно выразить формулой:

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностях сторон, которое, однако, может долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.

На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.

Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить. В процессе конфликтного взаимодействия один объект конфликта может быть подменен другим, что часто происходит неосознанно и усложняет разрешение конфликта.

Субъекты (стороны) конфликта — это непосредственные его участники. Некоторые ученые предлагают разделять стороны и участников конфликта, мотивируя это тем, что при развитии в нем могут оказаться случайные люди (участники конфликта), чьи интересы не совпадают с интересами сторон (субъектов) конфликта, но которые оказались в зоне действий последнего.

Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют внешние и внутренние позиции субъектов. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Внутренняя позиция может не совпадать с внешней. Кроме того, она может быть неосознаваемой и самим субъектом. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо правильно осмыслить свою внутреннюю позицию.

На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположны, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 24. Общение как взаимодействие | Динамика конфликта включает в себя ряд стадий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.