Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Проектирование организационной структуры фирмы

Организационная структура - совокупность взаимосвязанных элементов объекта управления. Оптимальная организационная структура фирмы должна:

- иметь оптимальное взаимодействие штабного, научно-технического и линейного персонала фирмы;

- обеспечивать оперативное и эффективное взаимодействие с внешней средой;

- базироваться на стратегии фирмы;

- обеспечивать качественное, своевременное и эффективное достижение поставленных целей.

Факторами, определяющими организационную структуру, являются:

1. Тип стратегии. Если стратегия фирмы ориентирована на постоянный выпуск сложной конкурентоспособной продукции, то ее структура должна быть мобильной, способной быстро перестраиваться и приспосабливаться к изменениям по обратной связи, требованиям потребителей.

2. Характеристика и сложность выпускаемой продукции. От них зависят:

- тип технологии;

- продолжительность серийного производства (например, электронная техника без изменений может выпускаться 1-2 года, технологическое оборудование - несколько лет, транспортные средства - до 5 лет, сырьевые ресурсы - неограниченное время и т.д.).

3. Номенклатура выпускаемой продукции. Ее увеличение позволяет использовать преимущества унификации и специализации, формировать мощные функциональные подразделения, снижать накладные расходы при одновременном усложнении структуры фирмы.

4. Объем производства (продаж). Его увеличение позволяет лучше маневрировать всеми видами ресурсов фирмы, стабилизировать производство в динамике и по подразделениям фирмы.

5. Масштаб (годовая программа) производства основной продукции фирмы. Его увеличение позволяет повысить уровень автоматизации производства, его специализации, разделения труда, снизить потери материальных ресурсов, улучшить использование оборудования, резко снизить трудоемкость выпускаемой продукции.

6. Степень интеграции по жизненному циклу товара (ЖЦТ) или по производственному циклу. Чем выше уровень интеграции по ЖЦТ, тем больше самостоятельность фирмы, тем реальнее она воздействует на уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и конечные результаты деятельности фирмы, выше уровень комбинирования производства. Степень интеграции в производстве сложного технологического оборудования и бытовой техники, металлопроката и подобной продукции целесообразно повышать, то есть проводить весь цикл работ от маркетинга до внедрения у потребителя.

7. Степень интеграции по горизонтали (географическая или региональная интеграция). Этот тип интеграции рекомендуется развивать при реализации конкурентных преимуществ по каким-либо факторам в других регионах (странах) или для развития глобальной стратегии.

8. Степень интеграции по вертикали (отраслевая интеграция). Этот тип рекомендуется развивать при необходимости перехода на выпуск конкурентоспособных сложных объектов. В этом случае юридически самостоятельные фирмы создаются по структуре сложного объекта. Например, на нулевом уровне - фирма по сборке конечного объекта, на 1 - по сборке наиболее сложных агрегатов, на 2 - по изготовлению составных частей для 1-го уровня, на 3 - фирмы по производству комплектующих изделий.

9. Квалификация работников в данном регионе (городе).

10. Динамизм внешней среды. Он определяется изменчивостью факторов макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы. Чем выше динамизм внешней среды, тем труднее работать фирме, тем больше она должна прикладывать усилий для адаптации структуры к факторам внешней среды.

Наиболее распространенные типы организационных структур:

- бюрократические организационные структуры;

- линейные;

- функциональные;

- продуктовые;

- матричные;

- штабные;

- региональные;

- девизиональные;

- линейно-функциональные;

- смешанные;

- и другие.

Таким образом, вид структуры определяется перечисленными выше десятью факторами. Изменения в стратегии фирмы вызывают изменения в ее структуре.

Перед существующими фирмами стоит задача приспособления организационной и производственной структур к новым требованиям, они должны быть гибкими, быстро переналаживаемыми под новые товары. Поэтому существующие организационные структуры надо постоянно совершенствовать для новых фирм - разрабатывать новые структуры (в промышленно развитых странах ежегодно закрываются и открываются новые фирмы, что составляет 8-12% от их общего количества, рынок требует интенсивного и качественного труда всех работников).

Проектирование организации связано с принятием руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности фирмы:

- разделение труда и специализация;

- департаментизация (процесс организационного обособления исполнителей сложных работ) и кооперация;

- связи между частями и координация;

- масштаб управляемости и контроля;

- иерархия организации и ее звенность;

- распределение прав и ответственности;

- централизация и децентрализация;

- дифференциация и интеграция.

Проектирование организации можно сравнить со строительством "организационного здания". Первым элементом в этом процессе будет решение о количестве и функциональной принадлежности "помещений" в этом "здании", вторым - решение о группировании "помещений" в связи с задачами по их использованию, третьим - решение о соединении частей "здания", четвертым - о размерах этих частей и т.п.

Рассмотрим рисунок 3. Элементы построения "организационного здания".

 

 

Централизация или децентрализация

 
 


Департаментизация и кооперация

 
 


 

 
 

 

 


Рис. 3. Элементы построения "Организационного здания"

 

Из перечисленных элементов "организационного здания" новым является департаментизация. Поэтому рассмотрим его подробнее.

Рост специализации отдельных работ в организации ограничивается возможностями по их координации. Разрешить эту проблему можно, если начать группировать схожие работы и их исполнителей, т.е. начать осуществлять определенное организационное обособление исполнителей схожих работ.

Данный процесс организационного обособления называется департаментизацией, посредством которого организация может расширяться практически беспредельно. Примером тому являются корпорации-гиганты типа "Эксон", ИБМ, "Дженерал Моторс" и другие.

Существует много подходов к группированию специализированных работ, основные из них – это группирование работ вокруг ресурсов и вокруг результатов. В зависимости от глубины специализации работ и направления их группирования различают следующие виды департаментизации:

1. линейная (только вертикальные связи);

2. функциональная (группирование по ресурсам и функциям - отделы планирования, финансов, персонала и другие);

3. по продукту (по потребителю, рынку);

4. матричная (система двойного подчинения);

5. по численности (времени, территории).

Факторы развития организационной структуры фирмы:

- развитие специализации и кооперирования производства;

- автоматизация управления;

- применение к проектированию организационной структуры и к функционированию системы менеджмента совокупности научных подходов;

- соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов (пропорциональность, прямо точность и другие);

- перевод существующих структур управления на проблемно-целевую структуру.

Основные принципы формирования организационной структуры фирмы:

1. целевой подход, то есть формирование организационной структуры на основе иерархии целей предприятия;

2. комплексность в определении количества заместителей руководителя фирмы;

3. ориентация на проблемы, то есть формирование отделов для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функций в целом по предприятию;

4. ориентация на конкретные товары или рынки при построении структур отделов по отдельным товарам или рынкам;

5. отсутствие специальных подразделений для обязательной горизонтальной координации, выполнение иерархии целей предприятия;

6. обеспечение мобильности и адаптивности структуры к изменениям;

7. обеспечение координации решения проблем по достижению конкурентоспособности товаров (по горизонтали).

Таким образом, организационная структура определяется:

- количеством и глубиной соблюдаемых принципов и требований к формированию организационных структур;

- структурной иерархией должностных лиц;

- содержанием положений об отделах и должностных инструкций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткосрочное (текущее) планирование | Тема 10. Мотивация в менеджменте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.